Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять и внимательно считать. Если нравится учиться в школе – хлопните! Если у вас хорошее настроение улыбнитесь! Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны, слушайте и дополняйте друг друга.
2 слайд. Слова М.В. Ломоносова.
«Математику уже зато учить следует, что она ум в порядок приводит».
Так и мы сейчас проверим, кто как свой ум в порядок приводит.
Наш урок математики как всегда начнем с гимнастики для ума.
Во дворе куры. У всех 14 ног. Сколько кур во дворе? (7)
Какой день недели будет послезавтра?
Пятая по счету буква алфавита?
В России – рубль, а в Казахстане - ……..
Какие бывают углы?
Сколько дней в неделе? (7)
Какое число повторилось два раза? (7)
Минутка чистописания.
Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим с вами об удивительных обитателях подводного мира, решая примеры и задачи, узнаем много интересного из их жизни. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. Кого из обитателей подводного мира вы знаете?
В царстве Нептуна много подданных, но больше всего – рыб.
А какая рыба самая большая нам предстоит сейчас выяснить.
Предлагается 4 варианта ответов:
16
2
8
14
Китовая акула - 32
Тигровая акула - 36
Щука - 31
Камбала – 45
Работа в группах.
Решение магического квадрата. Найдите сумму вставленных чисел. Это и будет правильный ответ. Правильно, ребята, самая большая рыба – это китовая акула.
Такая акула – каракула даже в самом большом автобусе не поместится. Ест эта великанша маленькую селёдку и для людей совсем не опасна.
А какова же длина этой рыбы?
15 + 5 – 4 + 2 = (18 метров)
А теперь постарайтесь узнать морских животных. (дельфины, кит, касатки)
А этих животных можно назвать большими рыбами?
Ответ на этот вопрос мы узнаем из этой таблицы.
25
13
41
8
1
0
99
36
3
Да – 48
Нет – 47
Надо из первого столбика выбрать наименьшее число, из второго – наибольшее, а из третьего не большее и не меньшее.
Киты, касатки, дельфины – не рыбы. Они относятся к млекопитающим, так как выкармливают своих детей молоком.
Видеофильм о дельфинах.
Сейчас мы узнаем, какова же длина этих животных.
КИТ:
(20 + 80) – 73 = 27 м
КАСАТКА:
(87 – 50) – 30 = 7 м
ДЕЛЬФИН:
(89 + 1) – 80 = 10 м
Самое большое животное в мире – это голубой кит. Он достигает 27 метров в длину и весит около 150 тонн. Вам трудно представить, что значит 150 тонн. Это примерно столько, сколько весят 26 самых больших слонов. Итак, мы узнали длину животных. (Слайд 30-31)
Китовая акула 18 метров, кит 27 метров, дельфин 10 метров, касатка 7 метров. Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился:
18, 27, 7, 10.
Какое число, по-вашему, здесь лишнее и почему?
Работа над новой темой
Как вы думаете, какова тема урока?
Если « + » и « - » или « • » и « : » - тогда все действия выполняются по порядку
Если не только « + » или « - » , но и « • » или « : », тогда « • » или « : », а потом « + » или « - ».
Если одна или несколько ( ),тогда ( ), а потом « • » или « : », « + » или « - ».
Работа по учебнику
С.56 № 2
Физминутка
Решение задачи
В школьном уголке природы два аквариума. В одном 18 рыбок, а в другом на 15 рыбок больше. Сколько рыбок в двух аквариумах?
На земном шаре – четыре океана.
Какой из них самый большой?
Атлантический – 24
1
9
17
7
3
5
18
10
4
6
23
13
2
8
33
Индийский – 38
Северный Ледовитый – 33
Тихий – 23
Правило, по которому записаны числа в таблице, такое: в каждой строке таблицы находим сумму первых двух чисел, а затем результаты этой суммы вычитаем из третьего числа.
Рассказ детей о Тихом океане.
Более одной трети земной поверхности занимает Тихий океан. Он самый большой по площади, объему воды и самый глубокий. Он может свободно вместить все материки и острова, которые существуют на Земле. В Тихом океане обитает много животных. Морской ангел – самая красивая рыбка в океане, а морская змея в 20 раз ядовитее кобры.
А теперь посмотрите, каких из этих животных вы знаете? Каких только рыб не бывает? То плоские, как поднос, то круглые, как тарелки, а то и совсем бесформенные. Многих рыб и назвали по форме тела: Рыба–лист, рыба–кузовок. А сколько ещё много удивительных названий! Сейчас, вычисляя примеры, вы сами будете узнавать названия рыб. Каждый ответ в примере соответствует какой–то букве. В результате получается слово – название рыбы (групповая работа)
Осьминог – это существо, тело которого похоже на шар с отходящими от него восьмью щупальцами. Осьминог – ночное животное, живет на мелководье в углублениях или в скальных расщелинах. Осьминог поддается обучению. Проводились эксперименты, во время которых он на ощупь распознавал формы и предметы. Если осьминог утратил одно из щупальцев, то на его месте вырастает новое.
Мы с вами живем далеко от океана. А где мы можем увидеть морских рыб?
Океанариум
Ребята, больших морских животных мы можем увидеть на картинке, по телевизору. А где можно увидеть маленьких красивых рыбок? Конечно в аквариуме. У кого дома есть аквариум. Кто знает, как нужно ухаживать за рыбками в аквариуме? (кормить, менять воду и т.д) А вам хотелось бы иметь свой аквариум?
Считайте, что ваше желание сбылось. Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. Только у нас не настоящие рыбки, а математические.
Три рыбки красная, синяя и желтая плавали в разных аквариумах. Красная плавала не в круглом и не в квадратном аквариуме. Желтая – не в круглом аквариуме. В каких аквариумах плавали рыбки?
Рефлексия. Итог урока.
Чему учились на уроке? Что вам было интересно? Чем рыбы отличаются от всех других животных? Правильно. Тело рыб покрыто чешуёй. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Мы будем складывать рыбку.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим делайте красную рыбку.
Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь – синюю.