kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики "Число и цифра 5"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового  материала, проведен в форме путешествия в математическую сказку. Нестандартная форма проведения урока выбрана не случайно, т.к тема моей опытно-экспериментальной работы «Субъектный подход к организации познавательной деятельности на уроках математики как условие развития способностей учащихся в условиях специализированного лицея» 

На протяжении всего урока создавались проблемные ситуации и организация поиска решения проблемы. Изложение новых знаний мною  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. В течение урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной. На уроке я использовала  мультимедийную  презентацию  по теме урока, изготовила наглядный и  дидактический материал для самостоятельной работы: карточка с дифференцированным заданием.

При проведении урока я использовала такие  виды контроля, как самопроверка, взаимопроверка.

         Темп работы на протяжении всего урока поддерживался сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, индивидуальной и работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.  Завершающим этапом было подведение итога и рефлексия содержания учебного материала, она   была проведена с помощью приема «Незаконченные предложения».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Число и цифра 5" »

Тема: Число и цифра 5.

Цель: познакомить с числом и цифрой 5

Задачи:

  • сформировать представление о числе 5 и его составе, научить писать цифру 5;

  • сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5;

  • развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Математических сказок. Слайд

– Но прежде, чем отправиться в дорогу, давайте соберём котомку для нашего удачного путешествия.

-Что такое котомка? Слайд(сумка, которую носили на плечах , иногда на палке, которую называли посохом)  Посоветуйте, что нам необходимо  в пути? (Школьные принадлежности: ручка, цветные карандаши, учебник, тетрадь… Человеческие качества, необходимые в учении: внимание, усидчивость, упорство, старание, трудолюбие, взаимовыручка, уважение, терпение. Ещё мы возьмём друзей, учителей, одноклассников.)

II. Актуализация опорных знаний

– Итак, в путь! Слайд
Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочке наказали присматривать за братцем. Забыла девочка, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу и заигралась. Слайд Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печь. Слайд

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Посчитай мои пирожки и выполни мое задание, тогда скажу

1. Счет пирожков 1,2,3,4,5

2. Работа с числовым рядом

2         4         6        8          10
3              7               9

– Что заметили? (Не хватает чисел 1, 5,)
– С каким числом мы уже знакомы? (1)
– Расскажите о числе 1.  (Стоит на первом месте в натуральном ряду чисел, последующее число 2. 1 – это 2 – 1)
– Какое число нам не знакомо? (5)
– Хотите познакомиться? (Да.)
– Тогда продолжим наш путь!

III. Открытие нового знания

1. Знакомство с числом 5.

– Побежала девочка дальше. Видит – стоит деревушка. Слайд

В деревушке 5 избушек,
5 крылечек, 5 старушек,
5 щенков, 5 дымков,
5 драчливых петухов
На пяти плетнях сидят
Друг на друга не глядят.
Распустили 5 хвостов,
Каждый хвост пяти цветов.

– Чем интересна эта деревушка? (Всего по 5)
– Что еще в окружающем нас мире связано с числом 5? (5 пальцев на руке, 5 – хорошая отметка, у звезды 5 лучей).
– Сформулируйте тему урока. (Число 5 и цифра 5)
– Какие цели поставим перед собой?  На доске запись: познакомиться… научиться…(Познакомиться с числом 5 и с составом числа 5. научиться писать цифру 5.)
– Я попрошу вас открыть тетради запишите знак сегодняшнего числа. Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько раз я хлопну в ладоши (5). Проверьте друг у друга.(Взаимопроверка.)
Вывод: Что обозначает число 5? (Количество предметов).
– Познакомились ли мы с числом 5? Тогда одна из целей достигнута.

2. Физминутка «Ручеёк»

–Бежит девочка дальше. Глядь, течет река в кисельных берегах и ручейки молочные в неё впадают. Слайд У нас тоже свой веселый ручеёк есть. (Проводится физминутка «Ручеёк».)

К ручейку мы все спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

И отправились домой.



3. Знакомство с цифрой 5

– Речка, речка, скажи, куда гуси- лебеди полетели?
– Скажу тебе, девочка. Только помоги починить мне мостик, а то злая Баба Яга его разорила. Как понимаете слово починить? (отремонтировать)
– Хорошо, реченька, починю.
– А мы, ребята, ей поможем? (Да)
– Посчитайте еще раз кружочки в тетради.
– Напишите цифрой количество кружочков, которые вы посчитали. (Мы не умеем писать цифру 5).
– Что же мы, не поможем девочке? (Нет, мы научимся её писать).

(Учитель прикрепляет на доску образец написания цифры 5).

4. Анализ написания цифры 5 слайд

-Из скольких элементов состоит цифра 5 (2 – прямая с полуовалом и хвостик

(Рабочую точку ставим чуть правее середины верхней границы клетки. Наклонную линию ведем вниз к центру клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. От рабочей точки ведем дугу в верхний правый угол клетки.) – прописываем до конца строки

– По моим берегам рассыпаны камешки, - говорит речка. Собери из них цифру 5. У вас на столах стоят баночки, откройте их, разделите содержимое на 2 равные части, сколько камешков получилось у каждого? (5)
(Дети выкладывают на столах цифру 5 из фасоли).
– Погуляем по камешкам с закрытыми глазами. Мостик и построится.(Дети пальчиками проходят по сложенным из фасоли цифрам).
– А теперь напишите в тетради столько цифр пять, сколько бревнышек мы положили в мосток (5 через клетку), соблюдая все правила написания

– Найдите пятую цифру и просигнализируйте с помощью большого пальца , удалась она вам или нет. 

– Достигли мы поставленной цели? (Анализ цифр детьми.)
– Посмотрите на мостик. Слайд
– Сколько бревнышек поставили? (5)
– Какое по счету последнее бревнышко? (Пятое)
– Что можете рассказать о числе 5? (Предыдущее 4, последующее 6. Как получить предыдущее, последующее?)

5. Состав числа 5

– Побежала девочка дальше. Видит, стоит чудо-дерево. Слайд (На дереве 3 яблока красных и 2 яблока желтых.)
– Дерево-дерево, скажи, куда гуси лебеди полетели?
– Посчитай мои фрукты, тогда скажу.
– Предлагаю разделить фрукты по цвету.

Какие равенства у вас получатся? (Составление четвёрки примеров. Работа в парах.)

– Какими буквами обозначим цвета яблок? К и Ж, общий признак 2-х групп – это фрукты Ф  (К и Ж - это части, Ф – целое)

Составьте буквенные и числовые равенства, работая в паре. Правила работы в группе.

3 + 2 = 5 К+Ж=Ф

2 + 3 =5 Ж+К=Ф

5 – 3 = 2 Ф-К=Ж

5 – 2 = 3 Ф-Ж=К

Проверка.

– Сделаем вывод: 5 – это 3 и 2, 2 и 3.
– А теперь поиграем. Попрошу вас встать.



Физминутка.

(Убрать 1 красное яблоко, добавляю 1 зеленое).

– Что изменилось? (Цвет)
– Какое равенство можем составить? (4 + 1)
– Сделаем вывод: 5 – это 4 и 1, 1 и 4.
– Как еще можно получить число 5? (6 – 1, т.к. один фрукт лежит под деревом.)

6. Обобщение о числе 5

– Показало чудо-дерево, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка. Видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Слайд Окно Баба Яга заколотила, а в доме плачет братец. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит её задание.
– Готовы ли вы помочь девочке спасти братца?
– Давайте расскажем Бабе Яге все, что мы узнали сегодня о числе 5 (Выслушиваются ответы детей.)
7. Решение заданий по выбору

– Баба Яга – хитрая. Никак не хочет отпускать братца. Спрятала она еще одно задание. Найдите его.

(Дети ищут задание в конверте.)

– Выберите наиболее интересное для вас  и выполните его.

Примеры с окошком или двойное равенство.

1. Верно ли равенство? 4 + 1 = 3 + 2;

2. Примеры с окошком:

4 +  = 5
 + 3 = 5
5 –   = 2

– Проверка задания с объяснением.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Забрала девочка братца и побежали они домой. Слайд Тут и родители с работы пришли. Чтобы мы посоветовали впредь детям? (Быть послушными)
–С каким числом сегодня познакомились? Что о нем можете сказать?

- Проанализируйте свою работу на работе, закончив предложения:

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я научился (ась)…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

За оказанную вами помощь девочка дарит вам награду, в виде пятерки.

–Я благодарю вас за работу, урок окончен


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики "Число и цифра 5"

Автор: Очкурова Светлана Викторовна

Дата: 31.05.2015

Номер свидетельства: 216664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "презентация к уроку математики "Числа 1-5. Повторение и закрепление" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-matiematiki-chisla-1-5-povtorieniie-i-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416151729"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок математики "Число и цифра 6""
    ["seo_title"] => string(29) "urokmatiematikichisloitsifra6"
    ["file_id"] => string(6) "281724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453571752"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта урока математики "Число 6. Цифра 6"."
    ["seo_title"] => string(56) "tiekhnologhichieskaiakartaurokamatiematikichislo6tsifra6"
    ["file_id"] => string(6) "268662"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678128"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока математики :  Число и цифра 1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-i-tsifra-1"
    ["file_id"] => string(6) "129941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415797752"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока математики « Числа и цифры в математике и жизни» для 1 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_chisla_i_tsifry_v_matiematikie_i_zhizni_dlia_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "428477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505640037"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства