Тип урока: изучение нового материала, проведен в форме путешествия в математическую сказку. Нестандартная форма проведения урока выбрана не случайно, т.к тема моей опытно-экспериментальной работы «Субъектный подход к организации познавательной деятельности на уроках математики как условие развития способностей учащихся в условиях специализированного лицея»
На протяжении всего урока создавались проблемные ситуации и организация поиска решения проблемы. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. В течение урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной. На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока, изготовила наглядный и дидактический материал для самостоятельной работы: карточка с дифференцированным заданием.
При проведении урока я использовала такие виды контроля, как самопроверка, взаимопроверка.
Темп работы на протяжении всего урока поддерживался сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, индивидуальной и работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха. Завершающим этапом было подведение итога и рефлексия содержания учебного материала, она была проведена с помощью приема «Незаконченные предложения».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Математических сказок. Слайд
– Но прежде, чем отправиться в дорогу, давайте соберём котомку для нашего удачного путешествия.
-Что такое котомка? Слайд(сумка, которую носили на плечах , иногда на палке, которую называли посохом) Посоветуйте, что нам необходимо в пути? (Школьные принадлежности: ручка, цветные карандаши, учебник, тетрадь… Человеческие качества, необходимые в учении: внимание, усидчивость, упорство, старание, трудолюбие, взаимовыручка, уважение, терпение. Ещё мы возьмём друзей, учителей, одноклассников.)
II. Актуализация опорных знаний
– Итак, в путь! Слайд Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочке наказали присматривать за братцем. Забыла девочка, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу и заигралась. Слайд Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась девочка их догонять. Видит, стоит печь. Слайд
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? – Посчитай мои пирожки и выполни мое задание, тогда скажу
1. Счет пирожков 1,2,3,4,5
2. Работа с числовым рядом
2 4 6 8 10 3 7 9
– Что заметили? (Не хватает чисел 1, 5,) – С каким числом мы уже знакомы? (1) – Расскажите о числе 1. (Стоит на первом месте в натуральном ряду чисел, последующее число 2. 1 – это 2 – 1) – Какое число нам не знакомо? (5) – Хотите познакомиться? (Да.) – Тогда продолжим наш путь!
III. Открытие нового знания
1. Знакомство с числом 5.
– Побежала девочка дальше. Видит – стоит деревушка. Слайд
В деревушке 5 избушек, 5 крылечек, 5 старушек, 5 щенков, 5 дымков, 5 драчливых петухов На пяти плетнях сидят Друг на друга не глядят. Распустили 5 хвостов, Каждый хвост пяти цветов.
– Чем интересна эта деревушка? (Всего по 5) – Что еще в окружающем нас мире связано с числом 5? (5 пальцев на руке, 5 – хорошая отметка, у звезды 5 лучей). – Сформулируйте тему урока. (Число 5 и цифра 5) – Какие цели поставим перед собой? На доске запись: познакомиться… научиться…(Познакомиться с числом 5 и с составом числа 5. научиться писать цифру 5.) – Я попрошу вас открыть тетради запишите знак сегодняшнего числа. Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько раз я хлопну в ладоши (5). Проверьте друг у друга.(Взаимопроверка.) Вывод: Что обозначает число 5? (Количество предметов). – Познакомились ли мы с числом 5? Тогда одна из целей достигнута.
2.Физминутка «Ручеёк»
–Бежит девочка дальше. Глядь, течет река в кисельных берегах и ручейки молочные в неё впадают. Слайд У нас тоже свой веселый ручеёк есть. (Проводится физминутка «Ручеёк».)
К ручейку мы все спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
И отправились домой.
3. Знакомство с цифрой 5
– Речка, речка, скажи, куда гуси- лебеди полетели? – Скажу тебе, девочка. Только помоги починить мне мостик, а то злая Баба Яга его разорила. Как понимаете слово починить? (отремонтировать) – Хорошо, реченька, починю. – А мы, ребята, ей поможем? (Да) – Посчитайте еще раз кружочки в тетради. – Напишите цифрой количество кружочков, которые вы посчитали. (Мы не умеем писать цифру 5). – Что же мы, не поможем девочке? (Нет, мы научимся её писать).
(Учитель прикрепляет на доску образец написания цифры 5).
4. Анализ написания цифры 5 слайд
-Из скольких элементов состоит цифра 5 (2 – прямая с полуовалом и хвостик
(Рабочую точку ставим чуть правее середины верхней границы клетки. Наклонную линию ведем вниз к центру клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. От рабочей точки ведем дугу в верхний правый угол клетки.) – прописываем до конца строки
– По моим берегам рассыпаны камешки, - говорит речка. Собери из них цифру 5. У вас на столах стоят баночки, откройте их, разделите содержимое на 2 равные части, сколько камешков получилось у каждого? (5) (Дети выкладывают на столах цифру 5 из фасоли). – Погуляем по камешкам с закрытыми глазами. Мостик и построится.(Дети пальчиками проходят по сложенным из фасоли цифрам). – А теперь напишите в тетради столько цифр пять, сколько бревнышек мы положили в мосток (5 через клетку), соблюдая все правила написания
– Найдите пятую цифру и просигнализируйте с помощью большого пальца , удалась она вам или нет.
– Достигли мы поставленной цели? (Анализ цифр детьми.) – Посмотрите на мостик. Слайд – Сколько бревнышек поставили? (5) – Какое по счету последнее бревнышко? (Пятое) – Что можете рассказать о числе 5? (Предыдущее 4, последующее 6. Как получить предыдущее, последующее?)
5. Состав числа 5
– Побежала девочка дальше. Видит, стоит чудо-дерево.Слайд (На дереве 3 яблока красных и 2 яблока желтых.) – Дерево-дерево, скажи, куда гуси лебеди полетели? – Посчитай мои фрукты, тогда скажу. – Предлагаю разделить фрукты по цвету.
Какие равенства у вас получатся? (Составление четвёрки примеров. Работа в парах.)
– Какими буквами обозначим цвета яблок? К и Ж, общий признак 2-х групп – это фрукты Ф (К и Ж - это части, Ф – целое)
Составьте буквенные и числовые равенства, работая в паре. Правила работы в группе.
3 + 2 = 5К+Ж=Ф
2 + 3 =5 Ж+К=Ф
5 – 3 = 2 Ф-К=Ж
5 – 2 = 3 Ф-Ж=К
Проверка.
– Сделаем вывод: 5 – это 3 и 2, 2 и 3. – А теперь поиграем. Попрошу вас встать.
Физминутка.
(Убрать 1 красное яблоко, добавляю 1 зеленое).
– Что изменилось? (Цвет) – Какое равенство можем составить? (4 + 1) – Сделаем вывод: 5 – это 4 и 1, 1 и 4. – Как еще можно получить число 5? (6 – 1, т.к. один фрукт лежит под деревом.)
6. Обобщение о числе 5
– Показало чудо-дерево, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка. Видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Слайд Окно Баба Яга заколотила, а в доме плачет братец. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит её задание. – Готовы ли вы помочь девочке спасти братца? – Давайте расскажем Бабе Яге все, что мы узнали сегодня о числе 5 (Выслушиваются ответы детей.) 7. Решение заданий по выбору
– Баба Яга – хитрая. Никак не хочет отпускать братца. Спрятала она еще одно задание. Найдите его.
(Дети ищут задание в конверте.)
– Выберите наиболее интересное для вас и выполните его.
Примеры с окошком или двойное равенство.
1. Верно ли равенство? 4 + 1 = 3 + 2;
2. Примеры с окошком:
4 + = 5 + 3 = 5 5 – = 2
– Проверка задания с объяснением.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Забрала девочка братца и побежали они домой. Слайд Тут и родители с работы пришли. Чтобы мы посоветовали впредь детям? (Быть послушными) –С каким числом сегодня познакомились? Что о нем можете сказать?
- Проанализируйте свою работу на работе, закончив предложения:
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял(а) задания…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился (ась)…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
За оказанную вами помощь девочка дарит вам награду, в виде пятерки.