Конспект урока литературного чтения "Иван-царевич и Серый Волк" 3 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока литературного чтения "Иван-царевич и Серый Волк" 3 класс УМК "Перспектива"
На данном уроке учащиеся познакомяься с русской народной сказкой "Иван-царевич и Серый Волк". Познакомятся с картиной Васнецова " Иван-царевич на сером волке".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: - презентация с иллюстрациями к произведению;
- слова на карточках: Иван-Царевич, Серый волк
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
А) Вот и прозвенел звонок
Нам пора начать урок.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь, прошу, садитесь.
Б) Речевая разминка
- Прочитайте загадку про себя.
Легенда, приданье народное,
Ребята её обожают,
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают.(Сказка)
- Прочитайте шёпотом.
- С вопросительной интонацией.
- А теперь, соблюдая знаки препинания.
- О чём говорится в этой загадке?
- Почему я подготовила именно загадку о сказках? ( Начали изучать раздел «Волшебные сказки»)
II. Сообщение темы и цели.
А) Самоопределение к деятельности
( чтение стихотворения на фоне музыки «В гостях у сказки»)
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить. В сказке все бывает честно: И начало, и конец. Смелый принц ведет принцессу Непременно под венец. Белоснежка и русалка, Старый карлик, добрый гном – Покидать нам сказку жалко
Как уютный милый дом.
- Почему я выбрала для сегодняшнего урока это стихотворение?
- Зачем человеку нужна сказка? ( Чтобы уложить спать ребёнка; помогает верить в чудеса; сказка нас чему-то учит)
- Какая у вас любимая сказка? (Ответы детей)
- Вы назвали много сказок.
- На какие группы мы делим сказки по содержанию? (Бытовые, волшебные, про животных)
- А по написанию? ( авторские и народные)
- Как называют по-другому авторские сказки? (Литературные)
Б) Постановка учебной задачи
- Отгадайте по иллюстрации сказку и её автора.
1." Красная Шапочка"
-Кто автор сказки? ( Ш.Перро).
2."Три поросёнка"... (Сергей Михалков).
3."Волк и семеро козлят" (Братья Гримм)
4."Волк и лиса" (Русская народная сказка)
- Что обего между этими сказками? ( Главный герой-ВОЛК)
- Составьте кластер с этим словом.
Напиши в овалах какой по- твоему этот герой сказок?
- Прочитайте, какой волк? (Злой, зубастый, хитрый, добрый и т.д.)
- Отгадайте сказку, её автора и следующего героя.
1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка)
2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка)
3."Сивка- Бурка" (Русская народная сказка)
- Что общего между этими сказками? (Главный герой -ИВАН)
- Прочитайте, какой Иван в сказках? ( Смелый, храбрый, непослушный, отважный и т.д.)
- Прочитайте, что написано на этих дух карточках. Что вам напоминает сочетание этих слов? ( Название сказки «Иван-царевич и Серый волк)
- Откройте страницу 50 учебника и прочитайте заглавие.
- Кто автор? (Народ)
- Определите тему урока. (РНС «Иван-царевич и Серый волк»)
- Какие задачи мы должны поставить перед собой?
III. Открытие новых знаний.
А) Работа с репродукцией
- Сегодня я листала книгу со сказками и увидела репродукцию великого русского художника. Может кто-нибудь знает, как она называется? («Иван-царевич на сером волке»)
- Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)
Б) О художнике
- Виктор Михайлович так писал о своём детстве: «Вырос я в деревне. Там всего домов десять и стояло. Нас братьев было шестеро и на всех одни валенки и полушубок. Летом то хорошо. Весь день на улице, да в лесу босиком бегаем, в одних портках. А зимой всё больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, а ночи долгие, да тёмные. И зиме, кажется, конца и края нет. Электричества то не было. Зажгут лучину, палочка такая деревянная. Она горит, потрескивает. Огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени, так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла выскачет не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они, как живые.
А потом забывалось всё это, когда в Петербург поехал учиться. Учиться сильно хотел. Только в Петербурге была академия, где на художников учили. И остался яя там один одинёшинек. Голодал, бедствовал. Никто не мог мне тогда помочь. Я и учился, и работал…»
-Кто изображён на картине?
- Где находятся герои?
-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?
- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)
- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).
- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)
В) Словарная работа
- Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.
-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.
ПОХИТНИК-воришка
КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.
ЗАДОЛИТ-одолеет.
НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз
НАУТЁК – очень быстро, бегом.
ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.
Г) Первичное восприятие текста «Иван -царевич и Серый волк»
- Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)
1 часть. Зачин. (читает учитель).
- Как звали отца братьев?
- Что необычного росло в саду царя Берендея?
- Что стало происходить с яблоней?
- Как решили помочь сыновья отцу?
- Кому удалось выявить похитника?
- Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?
- О чём пригорюнился отец-батюшка?
2 часть. Основная. ( читают дети по смысловым частям)
- Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?
- Почему Серый волк стал помогать главному герою?
- что необычного было в Сером волке?
3 часть. Концовка. ( дети читают самостоятельно)
- Что вы можете сказать о поступке братьев?
- Кто помог оживить волку Ивана-царевича?
- Какими словами заканчивается сказка?
- Как называется этот приём в сказке?
V. Работа по содержанию сказки
А) Составление плана. (Работа в группах по 4 человека)
- Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.
- Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.
- На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.
1. Похищение яблок.
2.Испытания Ивана- Царевича.
3. Справедливость.
Б) Восстанови события. (Работа в парах)
- События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.
- Вспомните правила работы в парах.
В) Вставь пропущенные слова (Самостоятельная работа)
- На столах лежат карточки. Читаем задание и выполняем.
VI. Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Говорят : «- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»
- Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т.д.)
VII. Рефлексия.
- Когда мы начинали работать над содержанием сказки, какое у вас было настроение? Раскрасьте кружок нужным цветом.
- А какое сейчас у вас настроение? Раскрасьте кружок.
У кого настроение изменилось? Почему?
VIII.Домашнее задание:
- Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
IX.Список литературы
« Поурочные разработки по литературному чтению", 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова