kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения "Иван-царевич и Серый Волк" 3 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся познакомяься с русской народной сказкой "Иван-царевич и Серый Волк". Познакомятся с картиной Васнецова " Иван-царевич на сером волке".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Иван-царевич и Серый Волк" 3 класс УМК "Перспектива"»

Тема урока : Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Цели урока:

Образовательная: продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающая: представление о выразительных возможностях слова

и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

-наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

-развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: - презентация с иллюстрациями к произведению;

- слова на карточках: Иван-Царевич, Серый волк

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

А) Вот и прозвенел звонок

Нам пора начать урок.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь, прошу, садитесь.

Б) Речевая разминка

- Прочитайте загадку про себя.

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают.(Сказка)

- Прочитайте шёпотом.

- С вопросительной интонацией.

- А теперь, соблюдая знаки препинания.

- О чём говорится в этой загадке?

- Почему я подготовила именно загадку о сказках? ( Начали изучать раздел «Волшебные сказки»)

II. Сообщение темы и цели.

А) Самоопределение к деятельности

( чтение стихотворения на фоне музыки «В гостях у сказки»)

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко

Как уютный милый дом.

- Почему я выбрала для сегодняшнего урока это стихотворение?

- Зачем человеку нужна сказка? ( Чтобы уложить спать ребёнка; помогает верить в чудеса; сказка нас чему-то учит)

- Какая у вас любимая сказка? (Ответы детей)

- Вы назвали много сказок.

- На какие группы мы делим сказки по содержанию? (Бытовые, волшебные, про животных)

- А по написанию? ( авторские и народные)

- Как называют по-другому авторские сказки? (Литературные)

Б) Постановка учебной задачи

- Отгадайте по иллюстрации сказку и её автора.

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? ( Ш.Перро).

2."Три поросёнка"... (Сергей Михалков).

3."Волк и семеро козлят" (Братья Гримм)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка)

- Что обего между этими сказками? ( Главный герой-ВОЛК)

- Составьте кластер с этим словом.

  • Напиши в овалах какой по- твоему этот герой сказок?









- Прочитайте, какой волк? (Злой, зубастый, хитрый, добрый и т.д.)

- Отгадайте сказку, её автора и следующего героя.

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка)

3."Сивка- Бурка" (Русская народная сказка)

- Что общего между этими сказками? (Главный герой -ИВАН)






- Прочитайте, какой Иван в сказках? ( Смелый, храбрый, непослушный, отважный и т.д.)

- Прочитайте, что написано на этих дух карточках. Что вам напоминает сочетание этих слов? ( Название сказки «Иван-царевич и Серый волк)

- Откройте страницу 50 учебника и прочитайте заглавие.

- Кто автор? (Народ)

- Определите тему урока. (РНС «Иван-царевич и Серый волк»)

- Какие задачи мы должны поставить перед собой?

III. Открытие новых знаний.

А) Работа с репродукцией

- Сегодня я листала книгу со сказками и увидела репродукцию великого русского художника. Может кто-нибудь знает, как она называется? («Иван-царевич на сером волке»)

- Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)

Б) О художнике

- Виктор Михайлович так писал о своём детстве: «Вырос я в деревне. Там всего домов десять и стояло. Нас братьев было шестеро и на всех одни валенки и полушубок. Летом то хорошо. Весь день на улице, да в лесу босиком бегаем, в одних портках. А зимой всё больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, а ночи долгие, да тёмные. И зиме, кажется, конца и края нет. Электричества то не было. Зажгут лучину, палочка такая деревянная. Она горит, потрескивает. Огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени, так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла выскачет не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они, как живые.

А потом забывалось всё это, когда в Петербург поехал учиться. Учиться сильно хотел. Только в Петербурге была академия, где на художников учили. И остался яя там один одинёшинек. Голодал, бедствовал. Никто не мог мне тогда помочь. Я и учился, и работал…»

-Кто изображён на картине?

- Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)

В) Словарная работа

- Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.

-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.

ПОХИТНИК-воришка

КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.

ЗАДОЛИТ-одолеет.

НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз

НАУТЁК – очень быстро, бегом.

ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.

Г) Первичное восприятие текста «Иван -царевич и Серый волк»

- Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)

1 часть. Зачин. (читает учитель).

- Как звали отца братьев?

- Что необычного росло в саду царя Берендея?

- Что стало происходить с яблоней?

- Как решили помочь сыновья отцу?

- Кому удалось выявить похитника?

- Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

- О чём пригорюнился отец-батюшка?

2 часть. Основная. ( читают дети по смысловым частям)

- Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?

- Почему Серый волк стал помогать главному герою?

- что необычного было в Сером волке?

3 часть. Концовка. ( дети читают самостоятельно)

- Что вы можете сказать о поступке братьев?

- Кто помог оживить волку Ивана-царевича?

- Какими словами заканчивается сказка?

- Как называется этот приём в сказке?

V. Работа по содержанию сказки

А) Составление плана. (Работа в группах по 4 человека)

- Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.

- Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.

- На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.

1. Похищение яблок.

2.Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.

Б) Восстанови события. (Работа в парах)

- События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.

- Вспомните правила работы в парах.

В) Вставь пропущенные слова (Самостоятельная работа)

- На столах лежат карточки. Читаем задание и выполняем.

VI. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Говорят : «- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

- Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т.д.)

VII. Рефлексия.

- Когда мы начинали работать над содержанием сказки, какое у вас было настроение? Раскрасьте кружок нужным цветом.

- А какое сейчас у вас настроение? Раскрасьте кружок.

У кого настроение изменилось? Почему?

VIII.Домашнее задание:

- Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

IX.Список литературы

« Поурочные разработки по литературному чтению", 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Учебник «Литературное чтение», 3 класс, УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения "Иван-царевич и Серый Волк" 3 класс УМК "Перспектива"

Автор: Притула Светлана Алексеевна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства