Урок литературного чтения. И.С. Никитин Встреча зимы.
Урок литературного чтения. И.С. Никитин Встреча зимы.
И. С. НИКИТИН. «ВСТРЕЧА ЗИМЫ»
Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина, показать детям красоту поэзии И. С. Никитина; учить понимать глубину содержания произведения, воспитывать любовь к своей родине, работать над развитием речи, мышления, памяти.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, различать стихотворный и прозаический тексты, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, наблюдать за ритмом, находить рифмующие слова.
Ход урока
Вводная беседа.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у нее настроение?
-Какие мысли и картины вызвало у вас название произведения, иллюстрации к нему? ( Включается музыка П.И.Чайковского «Октябрь».)
-Какое настроение вызвала музыка?
Первичное восприятие произведения.
-Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём оно?
-Как вы встречаете зиму, расскажите.
Выразительное чтение стихотворения «Встреча зимы» учителем на музыкальном фоне.
Проверка первичного восприятия.
-Какие картины вы представили?
-Какие чувства испытали при чтении? Почему?
Чтение учащимися самостоятельно шепотом.
Цель чтения: отметить слова- картины
5. Повторное чтение и аналитическая беседа
– Из нежной, юной весны и теплого лета мы попадаем совсем в другое время года, и все это благодаря стихам Ивана Никитина.
– Какова зима в изображении И. С. Никитина?
– Читайте стихотворение медленно, так, как будто вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт
– Какие картины вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?
– Как они меняются? Почему автор одушевляет природу?
-Какие цвета вы выбрали для картины?
-Какие цвета указал поэт? Опишите, что вы себе представили?
- Как помогают рисованию слова- действия?
- Плакал сумрачный лес – это как? Что заставило его плакать?
– С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?
- Смотрит весело лес – как меняется настроение? Каким оно было утром, в полдень, ночью, на рассвете?
– Плакал, а теперь смеётся? Почему?
– Как поэт пишет о русском народе?
– В каких словах показана сила русского народа?
- Наша русская кровь на морозе горит - как?
– Перечитайте три последних четверостишия.
– Как вы их поняли?
Словарная работа
Как вы понимаете искони? (Издавна, с незапамятных времён). Разгул непогод? Сторонка чужая? Жгучий холод?
Подберите синоним к слову буря, богатырь.
Как автор относится к родине и к русскому народу? Почему?
Какие строчки вам хотелось – бы перечитать?
С каким настроением будете читать?
6. Тренировочное выразительное чтение стихотворения в целом (3раза)
Индивидуальная помощь учащимся
7. Обобщающая беседа
- Что общего во всех картинах, нарисованных поэтом? Передайте эту интонацию в своём чтении.
- Как автор соединил все картины в одну?
- У каких авторов вы читали о картинах встречи зимы?
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы» (с. 68–71, часть 1-я), выучить наизусть 8-ю и 9-ю строфы («Здравствуй, гостья зима!.»), по желанию выполнить рисунок к стихотворению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. И.С. Никитин Встреча зимы. »
И. С. НИКИТИН. «ВСТРЕЧА ЗИМЫ»
Цели:продолжить знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина, показать детям красоту поэзии И. С. Никитина; учить понимать глубину содержания произведения, воспитывать любовь к своей родине, работать над развитием речи, мышления , памяти.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, различать стихотворный и прозаический тексты, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, наблюдать за ритмом, находить рифмующие слова.
Ход урока
Вводная беседа.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у нее настроение?
-Какие мысли и картины вызвало у вас название произведения, иллюстрации к нему? ( Включается музыка П.И.Чайковского «Октябрь».)
-Какое настроение вызвала музыка?
Первичное восприятие произведения.
-Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём оно?
-Как вы встречаете зиму, расскажите.
Выразительное чтение стихотворения «Встреча зимы» учителем на музыкальном фоне.
Проверка первичного восприятия.
-Какие картины вы представили?
-Какие чувства испытали при чтении? Почему?
Чтение учащимися самостоятельно шепотом.
Цель чтения: отметить слова- картины
5. Повторное чтение и аналитическая беседа
– Из нежной, юной весны и теплого лета мы попадаем совсем в другое время года, и все это благодаря стихам Ивана Никитина.
– Какова зима в изображении И. С. Никитина?
– Читайте стихотворение медленно, так, как будто вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт
– Какие картины вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?
– Как они меняются? Почему автор одушевляет природу?
-Какие цвета вы выбрали для картины?
-Какие цвета указал поэт? Опишите, что вы себе представили?
- Как помогают рисованию слова- действия?
- Плакал сумрачный лес – это как? Что заставило его плакать?
– С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?
- Смотрит весело лес – как меняется настроение? Каким оно было утром, в полдень, ночью, на рассвете?
– Плакал, а теперь смеётся? Почему?
– Как поэт пишет о русском народе?
– В каких словах показана сила русского народа?
- Наша русская кровь на морозе горит - как?
– Перечитайте три последних четверостишия.
– Как вы их поняли?
Словарная работа
Как вы понимаете искони? (Издавна, с незапамятных времён). Разгул непогод? Сторонка чужая? Жгучий холод?
Подберите синоним к слову буря, богатырь.
Как автор относится к родине и к русскому народу? Почему?
Какие строчки вам хотелось – бы перечитать?
С каким настроением будете читать?
6. Тренировочное выразительное чтение стихотворения в целом (3раза)
Индивидуальная помощь учащимся
7. Обобщающая беседа
- Что общего во всех картинах, нарисованных поэтом? Передайте эту интонацию в своём чтении.
- Как автор соединил все картины в одну?
- У каких авторов вы читали о картинах встречи зимы?
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чем заставил задуматься?
8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы» (с. 68–71, часть 1-я), выучить наизусть 8-ю и 9-ю строфы («Здравствуй, гостья зима!..»), по желанию выполнить рисунок к стихотворению.