kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Никитин "Встреча зимы", Я.Аким "Первый снег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. И. Никитин. «Встреча зимы». Я. Аким. «Первый снег».

•Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса;

•прививать любовь к прекрасному — поэзии; совершенствовать технику чтения, выразительность; познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Никитина в доступной форме; воспитывать любовь к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Никитин "Встреча зимы", Я.Аким "Первый снег" »

Литературное чтение  Урок 47 Автор: учитель начальных классов Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна

Литературное чтение Урок 47

Автор: учитель начальных классов

Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна

Тема. И. Никитин. «Встреча зимы». Я. Аким. «Первый снег».

Тема. И. Никитин. «Встреча зимы». Я. Аким. «Первый снег».

  • Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса;
  • прививать любовь к прекрасному — поэзии; совершенствовать технику чтения, выразительность; познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Никитина в доступной форме; воспитывать любовь к природе.
Игра «Собери пословицу». Наука в лес не ведет, а незнайка на печи лежит. Знайка по дорожке бежит, стыдно не учиться. Не стыдно не знать, а из лесу выводит. Что можешь сделать сегодня, Плохи дела, где сила без ума. а руки. Не печь кормит, не откладывай на завтра.

Игра «Собери пословицу».

Наука в лес не ведет,

а незнайка на печи лежит.

Знайка по дорожке бежит,

стыдно не учиться.

Не стыдно не знать,

а из лесу выводит.

Что можешь сделать сегодня,

Плохи дела,

где сила без ума.

а руки.

Не печь кормит,

не откладывай на завтра.

Чтение и обсуждение стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».

Чтение и обсуждение стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».

  • Придумала мать дочерям имена:
  • Вот — Лето и Осень. Зима и Весна.
  • Приходит Весна — зеленеют леса,
  • И птичьи повсюду звенят голоса.
  • А Лето пришло — все под солнцем цветет,
  • И спелые ягоды просятся в рот.
  • Нам щедрая Осень приносит плоды —
  • Дают урожаи поля и сады.
  • Зима засыпает снегом поля.
  • Зимой отдыхает и дремлет земля.
  • О каких дочерях идет речь в стихотворении?
  • Чем хороша каждая из них?
  • Какое время года вам больше нравится? Почему?
  • Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Создание эмоционального фона урока.   Чтение учащимися «цепочкой» стихотворения С. Маршака «Белая страница».  Это — снежная страница. Вот прошла по ней лисица,  Заметая след хвостом. Тут вприпрыжку по странице  В ясный день гуляли птицы,  Оставляя след крестом. Здесь проехали полозья — И сверкает на морозе Серебристый гладкий след. Там на утренней пороше Отпечатались галоши,— Это бродят внук и дед. Цепь следов на снежной глади  Остается, как строка В чистой, новенькой тетради Первого ученика.     О каком времени года говорится в стихотворении?

Создание эмоционального фона урока.

  • Чтение учащимися «цепочкой» стихотворения С. Маршака «Белая страница».

Это — снежная страница.

  • Вот прошла по ней лисица,
  • Заметая след хвостом.
  • Тут вприпрыжку по странице
  • В ясный день гуляли птицы,
  • Оставляя след крестом.
  • Здесь проехали полозья —
  • И сверкает на морозе
  • Серебристый гладкий след.
  • Там на утренней пороше
  • Отпечатались галоши,—
  • Это бродят внук и дед.
  • Цепь следов на снежной глади
  • Остается, как строка
  • В чистой, новенькой тетради
  • Первого ученика.

 

О каком времени года говорится в стихотворении?

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

  • Мы начинаем изучать большую тему «Здравствуй, гостья зима!..» Сегодня у нас урок поэзии, будем читать стихотворения о зиме Я. Акима. И. Никитина.
ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Беседа.
  • Какое сейчас время года?
  • Назовите зимние месяцы.
  • Что вы можете рассказать о зиме?
Комбинированное чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Комбинированное чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

  • Я прочитаю начало стихотворения, а далее вы будете читать по учебнику, так как в учебнике дан только отрывок.
  • Веял холод в лицо
  • От угрюмых небес,
  • И, бог знает о чем,
  • Плакал сумрачный лес.
  • Поутру вчера дождь
  • В стекла окон стучал,
  • Над землею туман
  • Облаками вставал.
  • (Далее учащиеся читают по учебнику.)
продолжение

продолжение

  • ...Словно рад он чему,—
  • И на ветках берез,
  • Как алмазы, горят
  • Капли сдержанных слез.
  • Здравствуй, гостья зима!
  • Просим милости к нам
  • Песни севера петь
  • По лесам и степям.
  • Есть раздолье у нас,—
  • Где угодно гуляй,
  • Строй мосты по рекам
  • И ковры расстилай.
  • Нам не стать привыкать,-
  • Пусть мороз твой трещит:
  • Наша русская кровь
  • На морозе горит!
  • Искони уж таков
  • Православный народ.
  • Летом, смотришь, жара —
  • В полушубке идет;
  • Жгучий холод пахнул,—
  • Все равно для него:
  • По колени в снегу,
  • Говорит: «Ничего!»
продолжение В чистом поле метель И крутит, и мутит,— Наш степной мужичок  Едет в санках, кряхтит:  «Ну соколики, ну!  Выносите, дружки!» Сам сидит и поет: «Не белы-то снежки!» Да и нам ли подчас  Смерть не встретить шутя,  Если к бурям у нас  Привыкает дитя? Когда мать в колыбель  На ночь сына кладет, Под окном для него  Песни вьюга поет. И разгул непогод  С ранних лет ему люб, И растет богатырь, Что под бурями дуб.  Рассыпай же, зима, До весны золотой  Серебро по полям Нашей Руси святой! И случится ли к нам Гость незваный придет И за наше добро  С нами спор заведет — Уж прими его ты На сторонке чужой, Хмельный пир приготовь, Гостю песню пропой; Для постели ему Белый пух припаси  И метелью засыпь  Его след на Руси!

продолжение

  • В чистом поле метель
  • И крутит, и мутит,—
  • Наш степной мужичок
  • Едет в санках, кряхтит:
  • «Ну соколики, ну!
  • Выносите, дружки!»
  • Сам сидит и поет:
  • «Не белы-то снежки!»
  • Да и нам ли подчас
  • Смерть не встретить шутя,
  • Если к бурям у нас
  • Привыкает дитя?
  • Когда мать в колыбель
  • На ночь сына кладет,
  • Под окном для него
  • Песни вьюга поет.
  • И разгул непогод
  • С ранних лет ему люб,
  • И растет богатырь,
  • Что под бурями дуб.
  • Рассыпай же, зима,
  • До весны золотой
  • Серебро по полям
  • Нашей Руси святой!
  • И случится ли к нам
  • Гость незваный придет
  • И за наше добро
  • С нами спор заведет —
  • Уж прими его ты
  • На сторонке чужой,
  • Хмельный пир приготовь,
  • Гостю песню пропой;
  • Для постели ему
  • Белый пух припаси
  • И метелью засыпь
  • Его след на Руси!

Сообщение учителя.

Сообщение учителя.

  • Так о встрече зимы мог написать человек, горячо любящий природу, знаю­щий ее тайны.
  • Иван Саввич Никитин родился почти 180 лет назад (осенью 1824 г.) в семье Саввы Никитина, воронежского мещанина. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла с той поры несказанная прелесть родных воронежских пейзажей.
  • Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось — надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и еще в школе стал писать стихи.
  • В своих стихах И. Никитин правдиво и ярко рассказал о жизни трудового народа в России, о труженике-пахаре.
  • Особенно хорошо Никитин описывал природу. Мы в этом убедились, прочитав его стихотворение «Встреча зимы».
Повторное чтение учащимися отрывка стихотворения «Встреча зимы» шепотом. Беседа. Как в первом четверостишии поэт называет снег? С чем он его сравнивает? Каков воздух? Что сказано о снеге в третьем четверостишии? Почему лес смотрит весело на поля?
  • Повторное чтение учащимися отрывка стихотворения «Встреча зимы» шепотом.
  • Беседа.
  • Как в первом четверостишии поэт называет снег?
  • С чем он его сравнивает?
  • Каков воздух?
  • Что сказано о снеге в третьем четверостишии?
  • Почему лес смотрит весело на поля?
Физкультминутка «Снежинки».    Мы снежинки, мы пушинки,  Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок — Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли  И от стужи сберегли.   

Физкультминутка «Снежинки».

Мы снежинки, мы пушинки,

  • Покружиться мы не прочь.
  • Мы снежинки-балеринки,
  • Мы танцуем день и ночь.
  • Встанем вместе все в кружок —
  • Получается снежок.
  • Мы деревья побелили,
  • Крыши пухом замели.
  • Землю бархатом укрыли
  • И от стужи сберегли.

 

Стихотворение Елены Трутневой «Первый снег».  Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел  За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел  И про то, что зиму встретил.  Какое заглавие вы придумаете к нему?

Стихотворение Елены Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?

  • Сразу в доме посветлело!
  • Это снег лежит ковром,
  • Самый первый, самый белый!
  • Вот о чем всю ночь свистел
  • За моим окошком ветер!
  • Он про снег сказать хотел
  • И про то, что зиму встретил.

Какое заглавие вы придумаете к нему?

  • Елена Трутнева так и назвала его — «Первый снег».
Жужжащее» чтение учащимися стихотворения Я. Акима «Первый снег» Прочитайте, как поэт рассказывает о первом снеге. Лексическая работа по учебнику. Какие еще слова непонятны? Салазки — санки. Беседа. Что принес с собой первый снег? О чем мечтают дети, когда начинает падать первый снег? А еще на чем вы любите кататься зимой? В какие игры играете зимой? Как развлекаетесь? Какое настроение выражено в стихотворении?
  • Жужжащее» чтение учащимися стихотворения Я. Акима «Первый снег»
  • Прочитайте, как поэт рассказывает о первом снеге.
  • Лексическая работа по учебнику.
  • Какие еще слова непонятны?
  • Салазки — санки.
  • Беседа.
  • Что принес с собой первый снег?
  • О чем мечтают дети, когда начинает падать первый снег?
  • А еще на чем вы любите кататься зимой?
  • В какие игры играете зимой? Как развлекаетесь?
  • Какое настроение выражено в стихотворении?
ИТОГ УРОКА

ИТОГ УРОКА

  • Какую большую тему начали изучать?
  • О чем узнали из прочитанных стихотворений?
  • Какое из них особенно понравилось? Почему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149775


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства