kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы

Изготовление рыбок из подручного материала

и формирование творческого потенциала детей

Задачи:

Предметные умения:

Освоить приемы работы с  бумагой, картоном и подручным материалом,

 познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними, научиться пользоваться шаблонами для разметки изделия.  Учить детей изготовлять рыб в различной технике.

Развить точность и аккуратность.

Формировать у обучающихся умение работать в группе.

Развивать зрительную память,  творческое воображение, эстетическое восприятие окружающего мира в целом и отдельных его объектов.

Воспитать бережное отношение к окружающему миру, любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.  Развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность.
 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс »

ТЕМА: ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ XIX ВЕКА.

А.С. ПУШКИН «СОЛНЦЕРУССКОЙ ПОЭЗИИ».


ЦЕЛИ: расширить знания учащихся о жизни и творчестве

А.С.Пушкина;

развивать речь, память, мышление, воображение, умение

слушать;

формировать устойчивый художественный интерес

литературному творчеству отечественных поэтов и писателей;

воспитывать художественно – эстетический вкус;

способствовать проявлению и развитию творческих способностей

обучающихся.


Ход урока:

I. ОРГМОМЕНТ.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Всем доброе утро!»


II ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

(СЛАЙД № 1)


III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.


(СЛАЙД № 2) (Тема урока)


- Сегодня мы будем говорить об искусстве России XIX века.

(СЛАЙД № 3)

1.На экране появляются портреты представителей литературы, музыки и живописи.

- Кто изображен на этих портретах?

2 На экране проектора появляются фамилии представителей русского искусства XIX века.

- Известны ли вам эти фамилии? Что их объединяет?

- Эти люди прославили нашу Россию.

- Подумайте, к каким областям искусства можно отнести эти фамилии?

Давайте проверим наши предположения

3. На экране появляются соответствующие надписи.

- XIX век называют «золотым веком» русской культуры.

Как вы думаете, почему?

- Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно.

А чтобы поговорить о каждом, нужно много времени.

Культура России преуспела во многом: в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи.

Мы же поговорим о литературе, и поговорим о великом русском поэте – А.С.Пушкине.

- У вас на столах лежат карточки, которые мы заполним в конце нашего урока. Для того, чтобы выполнить все задания правильно, вы должны все внимательно слушать и запоминать.

СЛАЙД № 4 ( портрет А.С.Пушкина)

- Что вам известно об А.С.Пушкине?

- Этого поэта называют «солнцем русской поэзии». Как и солнце, поэзия Пушкина не стареет. Не случайно Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковский с радостью уступил первое место в русской литературе Пушкину. В одно время с Пушкиным жили и создавали свои произведения и другие русские поэты. Вот я и подумала: «Как солнце, днем затмевает звезды, так и талант А.С.Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: Поэты пушкинской поры.


IV. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.


Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 93. Прочтите 1 абзац статьи.

Дополнение учителя

- Да. Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

СЛАЙД № 5(отец и мать А.С.Пушкина)

Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего рода. Мать, надежда Осиповна,- внучка «арапа Петра Великого»,Абрама Ганнибала. Детство поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.

Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы.

Но главным источником знаний уже и в те годы были книги. Читал Александр много и жадно.

- Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)


- чтение 3 абзаца.

СЛАЙД № 6 На экране появляется портрет няни поэта

Дополнение учителя

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша, сидя с ней просил: «Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки! Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.». И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны, а позднее использовал их, сочиняя стихи и сказки.

Очень он любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений. Одно из них так и называется «Няне»: (чтение стихотворения ранее подготовленным учеником)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.


- чтение 5 абзаца

Дополнение учителя

К сожалению, эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры.


V. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В с. БОЛДИНО.


- А сейчас совершим небольшую виртуальную экскурсию.

Среди многих памятных мест России, связанных с именем А.С.Пушкина, особое значение принадлежит Болдину – старинному русскому селу в Нижегородской области, соседствующим с нами.

СЛАЙД № 7 (Б.Болдино)


Чудо мира и чудо поэзии слились воедино, и этот уголок стал нашей гордостью, нашей святыней, нашей привязанностью. Здесь была создана часть произведений Пушкина 1830-х годов. Здесь произошло чудо Болдинской осени – это был ни с чем не сравнимый взлет пушкинского вдохновения, когда за три осенних месяца из-под пера поэта вышло около пятидесяти произведений различных жанров.

Усадьба, где жил А.С.Пушкин во время своих приездов в Болдино, является ныне центром Государственного музея-заповедника.

Здесь находится мемориальное здание барского дома Пушкиных.

СЛАЙД № 8 (дом Пушкиных)


-А теперь посетим дом.

СЛАЙД № 9 (Кабинет поэта).


В настоящее время обстановка этого кабинета воссоздана на основе рисунка, сделанного самим Пушкиным осенью 1830 года.

А в интерьере соседней комнаты – зальце.

СЛАЙД № 10 (Зальце)


VI.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД № 11)


Все приезды поэта в Болдино выпадали на осенние месяцы и это не случайно. Пушкин особенно любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. А.С.Пушкин изображает увядание природы как могучее проявление жизни. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил и эти чувства вдохновляли его на новые строчки. Давайте мы сейчас отдохнем, исполнив песню об этом времени года.

Звучит музыка. Дети исполняют песню «Осень – художница»


Нет на свете лучше должности,

Чем подарки разносить.

Осень – славная художница

Очень любит рисовать.

Осень добрая и мудрая

И дожди ей нипочем.

Красит осень поле хмурое

Светлым солнечным лучом.

Выплывает солнце ясное,

Сев на облако верхом.

Облетают листья красные,

Мчатся с ветром кувырком.

Мчатся с ветром кувырком.


В восстановленном доме священника Фиалковского открыта литературная экспозиция для детей «В мире пушкинских сказок»

СЛАЙД № 12 (Музей сказок)


СЛАЙД № 13 (иллюстрации к сказкам Пушкина)

Знакомы ли вам эти сказки? (Ответы детей)

- Раз вы хорошо знаете сказки Пушкина, ответьте на мои вопросы:


VII. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ВИКТОРИНА.

-Посмотрите фрагмент сказки и скажите, как называется сказка и назовите сказочных персонажей.

1 «Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее море».

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

(«Сказка о рыбаке и….». Старик и Старуха)


2.Сколько лет жил старик со своей старухой?

(30 лет и 3 года)


3. узнайте героев этого фрагмента.

« А! здорово, мой отец, -

- что скажешь?

Подь поближе! Что прикажешь?» -

«Царь, разочтемся наконец.

Помнишь? За мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу...»

(«Сказка о золотом петушке». Царь Дадон и Звездочет)


4. Из какой сказки эти герои и кто они?


«Что, батька, так рано поднялся?,

Чего ты взыскался?

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

« Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)


5. Кто и в какой сказке говорит такие слова?


« Свет мой, зеркальце! Скажи,

да всю правду доложи:

я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее?»

(Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» )


6. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?

(К солнцу, месяцу и ветру.)


7. Послушайте отрывок:

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

- О ком идет речь?

(О старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке»)


8. Кем хотела стать старуха?

(Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)


9. В по жестокой несправедливости царицу и её сына посадили в бочку и бросили в море. Как освободились из плена царица и её сын? Прочитайте отрывок наизусть.

Посмотрите ещё один фрагмент и узнай героев.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.»

«Кабы я была царица,-

Говорит её сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.»

«Кабы я была царица

третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.»

(«Сказке о царе Салтане…». Ткачиха, повариха, царица)

10. Угадай героя по характеристике (СЛАЙД № 14 )

а).доверчивый

наивный

печальный

вспыльчивый

добрый

(Царь Салтан)

б).красивая

незамужняя

молодая

отзывчивая

(Царевна Лебедь)

в). надменная

сварливая

злая

жадная

старая

- Молодцы! Вы все быстро и правильно ответили на вопросы.

11. Игра «Волшебный мешочек»

-Я сейчас буду доставать из волшебного мешочка разные предметы или картинки, а вы должны угадать, из какого они произведения А.С.Пушкина мною взяты.(яблоко, рыбка, орешек, веревка, петушок, белочка, борода, невод, корыто, чертенок, шмель и др.)


VIII. РАБОТА С КНИГОЙ.


- Давайте выполним задание на с. 95 (Высказывания детей)

Художники и композиторы почитали за честь создавать произведения на его сюжеты, поэтому многие произведения поэта положены на музыку. Давайте послушаем отрывок из оперы композитора Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок»

СЛАЙД № 15

IX. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.-Во время нашей виртуальной экскурсии вы многое вспомнили о поэте, узнали новое. А вот как вы усвоили новый материал я пойму по тому, как вы выполните задания-тесты.

- А сейчас возьмите карточки и выполните задания.

2. Проверка выполненных заданий.

X. ИТОГ УРОКА.


Многими учеными-пушкинистами продолжается изучение жизни и творчества А.С.Пушкина. имя Пушкина никогда не забудется. В разных городах мира установлены памятники Пушкину.

Наибольшее количество скульптур находится в городах России, однако памятники поэту есть и за рубежом.


СЛАЙД № 16 (Памятники Пушкину)


Проходят годы. Вырастают новые памятники поэту, что свидетельствует о неувядающей любви к великому Пушкину. Он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин!


Выставление оценок.

Задание на дом: с. 92 – 95 чтение с последующим пересказом, № 4, № 6 в рабочей тетради.



Задания-тесты (1 уровень)


КАРТОЧКА 1.

1. Где родился А.С.Пушкин?

2. Когда родился А.С.Пушкин?


3. Подчеркни лишнее слово:

Салтан, Чернавка, Елисей

Поп, Балда, князь Гвидон

4.Как звали отца Александра Сергеевича?

______________________

5.В какое село нижегородской области любил приезжать поэт?

______________________


Задания-тесты (2 уровень)


КАРТОЧКА 2.

1. Где родился А.С.Пушкин?

2. Когда родился А.С.Пушкин?

3.Найди лишнее слово:

Зеркальце, яблоко, груша

Комар, бабочка, шмель

4.Как называют А.С.Пушкина? Выбери правильный ответ.

 Красное солнышко

 Солнце русской поэзии

 Ясный месяц


Задания-тесты (3 уровень)


КАРТОЧКА 3.

1. Где родился А.С.Пушкин?

2. Подчеркни лишнее слово:

Корыто, удочка, невод

Заяц, белочка, орешки

3. Как звали няню поэта? Выбери правильный ответ.

 Нина Ивановна

 Ирина Андреевна

 Арина Родионовна





Дополнительный материал.

ИГРА (вставь пропущенные слова)

1.

У лукоморья ____ зелёный;

Златая ______ на дубе том:

И днем и ночью _____ ученый

Все ходит _________ кругом;

Идет направо – ______заводит,

Налево – _______ говорит.

Там чудеса: там ________ бродит,

_________ на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных _______;

Избушка там на ______ ножках

Стоит _________, без дверей;



2.

Там ______ и дол видений полны;

Там о заре прихлынут _______

На брег ________ и пустой,

И тридцать ________ прекрасных

Чредой _______ выходят ясных,

И с ними ________их морской;

Там королевич _____________

Пленяет грозного ________;

Там в ________ перед народом

Через ______, через ______

Колдун несет __________;



3.

В темнице там _________ тужит,

А бурый ______ ей верно служит;

Там ступа с __________

Идет, бредет сама собой;

Там царь ________ над златом чахнет;

Там русский дух… там _________ пахнет!

И там я _____, и мед я пил;

У моря видел ______ зеленый;

Под ним сидел и _____ ученый

Свои мне _________ говорил.




10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения 4 класс

Автор: Суркова Галина Андреевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературного чтения :К.Паустовский   "Корзина с еловыми шишками""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-k-paustovskii-korzina-s-ielovymi-shishkami"
    ["file_id"] => string(6) "253628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613437"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта урока литературного чтения на тему:А. Платонов "Еще мама""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_a_platonov_"
    ["file_id"] => string(6) "446009"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513947569"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Разработка урока литературного  чтения по  теме: "Украинская  народная сказка "Колосок"" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ukrainskaia-narodnaia-skazka-kolosok"
    ["file_id"] => string(6) "205925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430057368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Теххнолоогиеская карта урока литературного чтения "Л.Н.Толстой. "Котёнок"""
    ["seo_title"] => string(75) "tekhkhnoloogieskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_l_n_tolstoi_kotionok"
    ["file_id"] => string(6) "593912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638979667"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства