Освоить приемы работы с бумагой, картоном и подручным материалом,
познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними, научиться пользоваться шаблонами для разметки изделия. Учить детей изготовлять рыб в различной технике.
Развить точность и аккуратность.
Формировать у обучающихся умение работать в группе.
Развивать зрительную память, творческое воображение, эстетическое восприятие окружающего мира в целом и отдельных его объектов.
Воспитать бережное отношение к окружающему миру, любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним. Развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
литературному творчеству отечественных поэтов и писателей;
воспитывать художественно – эстетический вкус;
способствовать проявлению и развитию творческих способностей
обучающихся.
Ход урока:
I. ОРГМОМЕНТ.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Всем доброе утро!»
II ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
(СЛАЙД № 1)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
(СЛАЙД № 2) (Тема урока)
- Сегодня мы будем говорить об искусстве России XIX века.
(СЛАЙД № 3)
1.На экране появляются портреты представителей литературы, музыки и живописи.
- Кто изображен на этих портретах?
2 На экране проектора появляются фамилии представителей русского искусства XIX века.
- Известны ли вам эти фамилии? Что их объединяет?
- Эти люди прославили нашу Россию.
- Подумайте, к каким областям искусства можно отнести эти фамилии?
Давайте проверим наши предположения
3. На экране появляются соответствующие надписи.
- XIX век называют «золотым веком» русской культуры.
Как вы думаете, почему?
- Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно.
А чтобы поговорить о каждом, нужно много времени.
Культура России преуспела во многом: в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи.
Мы же поговорим о литературе, и поговорим о великом русском поэте – А.С.Пушкине.
- У вас на столах лежат карточки, которые мы заполним в конце нашего урока. Для того, чтобы выполнить все задания правильно, вы должны все внимательно слушать и запоминать.
СЛАЙД № 4 ( портрет А.С.Пушкина)
- Что вам известно об А.С.Пушкине?
- Этого поэта называют «солнцем русской поэзии». Как и солнце, поэзия Пушкина не стареет. Не случайно Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковский с радостью уступил первое место в русской литературе Пушкину. В одно время с Пушкиным жили и создавали свои произведения и другие русские поэты. Вот я и подумала: «Как солнце, днем затмевает звезды, так и талант А.С.Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: Поэты пушкинской поры.
IV. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с. 93. Прочтите 1 абзац статьи.
Дополнение учителя
- Да. Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве.
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!
СЛАЙД № 5(отец и мать А.С.Пушкина)
Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего рода. Мать, надежда Осиповна,- внучка «арапа Петра Великого»,Абрама Ганнибала. Детство поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.
Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы.
Но главным источником знаний уже и в те годы были книги. Читал Александр много и жадно.
- Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)
- чтение 3 абзаца.
СЛАЙД № 6 На экране появляется портрет няни поэта
Дополнение учителя
Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша, сидя с ней просил: «Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки! Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.». И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны, а позднее использовал их, сочиняя стихи и сказки.
Очень он любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений. Одно из них так и называется «Няне»: (чтение стихотворения ранее подготовленным учеником)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- чтение 5 абзаца
Дополнение учителя
К сожалению, эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры.
V. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В с. БОЛДИНО.
- А сейчас совершим небольшую виртуальную экскурсию.
Среди многих памятных мест России, связанных с именем А.С.Пушкина, особое значение принадлежит Болдину – старинному русскому селу в Нижегородской области, соседствующим с нами.
СЛАЙД № 7 (Б.Болдино)
Чудо мира и чудо поэзии слились воедино, и этот уголок стал нашей гордостью, нашей святыней, нашей привязанностью. Здесь была создана часть произведений Пушкина 1830-х годов. Здесь произошло чудо Болдинской осени – это был ни с чем не сравнимый взлет пушкинского вдохновения, когда за три осенних месяца из-под пера поэта вышло около пятидесяти произведений различных жанров.
Усадьба, где жил А.С.Пушкин во время своих приездов в Болдино, является ныне центром Государственного музея-заповедника.
Здесь находится мемориальное здание барского дома Пушкиных.
СЛАЙД № 8 (дом Пушкиных)
-А теперь посетим дом.
СЛАЙД № 9 (Кабинет поэта).
В настоящее время обстановка этого кабинета воссоздана на основе рисунка, сделанного самим Пушкиным осенью 1830 года.
А в интерьере соседней комнаты – зальце.
СЛАЙД № 10 (Зальце)
VI.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД № 11)
Все приезды поэта в Болдино выпадали на осенние месяцы и это не случайно. Пушкин особенно любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. А.С.Пушкин изображает увядание природы как могучее проявление жизни. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил и эти чувства вдохновляли его на новые строчки. Давайте мы сейчас отдохнем, исполнив песню об этом времени года.
Звучит музыка. Дети исполняют песню «Осень – художница»
Нет на свете лучше должности,
Чем подарки разносить.
Осень – славная художница
Очень любит рисовать.
Осень добрая и мудрая
И дожди ей нипочем.
Красит осень поле хмурое
Светлым солнечным лучом.
Выплывает солнце ясное,
Сев на облако верхом.
Облетают листья красные,
Мчатся с ветром кувырком.
Мчатся с ветром кувырком.
В восстановленном доме священника Фиалковского открыта литературная экспозиция для детей «В мире пушкинских сказок»
СЛАЙД № 12 (Музей сказок)
СЛАЙД № 13 (иллюстрации к сказкам Пушкина)
Знакомы ли вам эти сказки? (Ответы детей)
- Раз вы хорошо знаете сказки Пушкина, ответьте на мои вопросы:
VII. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ВИКТОРИНА.
-Посмотрите фрагмент сказки и скажите, как называется сказка и назовите сказочных персонажей.
1 «Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
(«Сказка о рыбаке и….». Старик и Старуха)
2.Сколько лет жил старик со своей старухой?
(30 лет и 3 года)
3. узнайте героев этого фрагмента.
« А! здорово, мой отец, -
- что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?» -
«Царь, разочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу...»
(«Сказка о золотом петушке». Царь Дадон и Звездочет)
4. Из какой сказки эти герои и кто они?
«Что, батька, так рано поднялся?,
Чего ты взыскался?
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
« Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
5. Кто и в какой сказке говорит такие слова?
« Свет мой, зеркальце! Скажи,
да всю правду доложи:
я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее?»
(Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» )
6. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?
9. В по жестокой несправедливости царицу и её сына посадили в бочку и бросили в море. Как освободились из плена царица и её сын? Прочитайте отрывок наизусть.
Посмотрите ещё один фрагмент и узнай героев.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.»
«Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.»
«Кабы я была царица
третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.»
(«Сказке о царе Салтане…». Ткачиха, повариха, царица)
10. Угадай героя по характеристике (СЛАЙД № 14)
а).доверчивый
наивный
печальный
вспыльчивый
добрый
(Царь Салтан)
б).красивая
незамужняя
молодая
отзывчивая
(Царевна Лебедь)
в). надменная
сварливая
злая
жадная
старая
- Молодцы! Вы все быстро и правильно ответили на вопросы.
11. Игра «Волшебный мешочек»
-Я сейчас буду доставать из волшебного мешочка разные предметы или картинки, а вы должны угадать, из какого они произведения А.С.Пушкина мною взяты.(яблоко, рыбка, орешек, веревка, петушок, белочка, борода, невод, корыто, чертенок, шмель и др.)
VIII. РАБОТА С КНИГОЙ.
- Давайте выполним задание на с. 95 (Высказывания детей)
Художники и композиторы почитали за честь создавать произведения на его сюжеты, поэтому многие произведения поэта положены на музыку. Давайте послушаем отрывок из оперы композитора Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок»
СЛАЙД № 15
IX. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1.-Во время нашей виртуальной экскурсии вы многое вспомнили о поэте, узнали новое. А вот как вы усвоили новый материал я пойму по тому, как вы выполните задания-тесты.
- А сейчас возьмите карточки и выполните задания.
2. Проверка выполненных заданий.
X. ИТОГ УРОКА.
Многими учеными-пушкинистами продолжается изучение жизни и творчества А.С.Пушкина. имя Пушкина никогда не забудется. В разных городах мира установлены памятники Пушкину.
Наибольшее количество скульптур находится в городах России, однако памятники поэту есть и за рубежом.
СЛАЙД № 16(Памятники Пушкину)
Проходят годы. Вырастают новые памятники поэту, что свидетельствует о неувядающей любви к великому Пушкину. Он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин!
Выставление оценок.
Задание на дом: с. 92 – 95 чтение с последующим пересказом, № 4, № 6 в рабочей тетради.
Задания-тесты (1 уровень)
КАРТОЧКА 1.
1. Где родился А.С.Пушкин?
2. Когда родился А.С.Пушкин?
3. Подчеркни лишнее слово:
Салтан, Чернавка, Елисей
Поп, Балда, князь Гвидон
4.Как звали отца Александра Сергеевича?
______________________
5.В какое село нижегородской области любил приезжать поэт?
______________________
Задания-тесты (2 уровень)
КАРТОЧКА 2.
1. Где родился А.С.Пушкин?
2. Когда родился А.С.Пушкин?
3.Найди лишнее слово:
Зеркальце, яблоко, груша
Комар, бабочка, шмель
4.Как называют А.С.Пушкина? Выбери правильный ответ.