Урок – игра по внеурочной деятельности «Учимся понимать других»
Урок – игра по внеурочной деятельности «Учимся понимать других»
Не смотря на то, что ребенок выполняет определенные действия для другого (например, помогает), такая помощь не обусловлена сочувствием к другому. Скорее, он выполняет действия, значимые и привлекательные только для себя самого. А неадекватные отношения ребенка в общении являются показателем неблагополучия в личностном развитии.
Поэтому выявлять проблемы, определять трудности в общении детей, организовывать развивающую работу по формированию межличностных отношений учащихся помогает мне психолого-педагогическая диагностика и развивающие занятия.
Для решения указанных задач на классных часах, на уроках здоровья, во внеурочной деятельности я использую групповые ролевые игры, которые обеспечивают развитие положительного эмоционального отношения ребенка к сверстникам и взрослым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – игра по внеурочной деятельности «Учимся понимать других» »
«Развитие сферы межличностных отношений младших школьников»
В младшем школьном возрасте у ребенка формируется готовность к участию в новой форме общения со сверстниками, взрослыми, требующая высокую степень произвольности.
Но у большинства детей в этот период обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Это значит, что, не смотря на то, что ребенок выполняет определенные действия для другого (например, помогает), такая помощь не обусловлена сочувствием к другому. Скорее, он выполняет действия, значимые и привлекательные только для себя самого. А неадекватные отношения ребенка в общении являются показателем неблагополучия в личностном развитии.
Поэтому выявлять проблемы, определять трудности в общении детей, организовывать развивающую работу по формированию межличностных отношений учащихся помогает мне психолого-педагогическая диагностика и развивающие занятия.
Для решения указанных задач на классных часах, на уроках здоровья, во внеурочной деятельности я использую групповые ролевые игры, которые обеспечивают развитие положительного эмоционального отношения ребенка к сверстникам и взрослым.
Урок – игра по внеурочной деятельности «Учимся понимать других»
(проводился с учащимися второго класса Ихсановой М. Г., учителем начальных классовМОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района)
Цель игры: выявление сформированности и развития детского коллектива.
Задачи игры: - диагностика и развитие внутригрупповых отношений;
- умение работать в группах, по заданию;
- диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так между детьми и взрослыми;
- диагностика статусного положения детей в группе.
Эта игра дает возможность:
увидеть и развивать взаимоотношения детей внутри группы;
развивать умения обсуждать и решать поставленные задачи;
выявить статусное положение ребенка в группе;
выявить учеников, готовых брать на себя функции организатора;
определить способы решения конфликтных ситуаций, общую атмосферу класса и эмоциональные отношения, как в группе, так и в отношениях с педагогом;
раскрыть индивидуальные особенности детей и особенности всего класса.
Материалы к уроку:
1. Набор карточек с заданиями для учащихся (на усмотрение учителя).
2. Набор карточек со строками стихотворения (заклинание).
3. Музыкальное сопровождение.
4. Две полоски бумаги.
5. Письмо для класса.
6. Обруч.
Приглашенные: учителя начальных классов, учителя среднего и старшего звена.
Ход игры:
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся к деятельности.
Учитель: - Добрый день, дорогие ребята! Давайте, скажем: «Здравствуйте!» – руками. Скажем: «Здравствуйте!» – глазами. Скажем: «Здравствуйте!» мы - ртом, станет радостно кругом. Я очень рада видеть вас на нашем очередном уроке развития! Скажите, пожалуйста, нравятся ли вам уроки развития? (Ответы детей). А чему же мы учимся на них? (Ответы детей).
- Вот и сегодня мы с вами будем продолжать учиться думать, рассуждать, разрешать проблемы, работать в коллективе и, конечно же, дружно жить, учиться видеть, кто нуждается в нашей помощи
и помогать им.
II. Постановка цели урока.
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли познакомиться с вами учителя среднего и старшего звена нашей школы. Ведь в скором будущем вы будете учиться у них. Давайте, представимся им. (Дети называют свои фамилии и имена.)
- А теперь, уважаемые учителя, пожалуйста, представьтесь вы нашим ребятам и назовите преподаваемый вами предмет.
(Очередь знакомиться доходит до директора школы, но он сидит с опущенной головой, задумчивый, безразличный ко всем, не обращает на детей внимания).
Ребята, это директор нашей школы (Ф.И.О.), но почему-то он молчит и не реагирует на нас. Как вы думаете, почему? (Выслушиваются мнения детей).
- Ребята, здесь рядом какое - то письмо. Да оно адресовано нам, давайте, быстрее его прочтем. (Чтение письма учителем):
«Ребята, Ваш директор школы заколдован злой Бабой-Ягой. Если его не расколдовать, то он никогда не сможет стать таким, каким был прежде. Школа ваша закроется, учиться вы никогда не сможете, так как школа без директора существовать не может.
Но мы хотим помочь вам и посоветовать, как расколдовать вашего директора. Для этого предлагаем вам пройти через суровые испытания и выполнить ряд очень сложных заданий, которые находятся в конверте. Если вы не испугаетесь и сумеете преодолеть эти трудности, то Ваш директор станет таким, как и прежде, а вы, как всегда будете продолжать учиться в своей школе. Ваши друзья».
- Ребята, что же нам делать? (Ответы детей).
Но готовы ли вы к преодолению трудностей? Не боитесь ли злойБабы – Яги? Ведь она и нас может заколдовать? (Ответы детей).
Хорошо! Тогда быстрее приступим к преодолению испытаний и выполнению заданий, чтобы быстрее расколдовать нашего директора и спасти школу.
III. Решение поставленных задач.
1 задание: «Изобрази заколдованного человека».
Цель:Постараться испытать чувство сострадания к человеку, попавшему в беду, вызвать желание и стремление ему помочь.
(Чтение детьми задания). «Ребята! Посмотрите на (И. О. директора) и скажите, что может, означать выражение «заколдованный человек»? (Ответы детей)
(Грустное выражение лица, не слышит, не обращает внимания, не понимает людей, ко всем равнодушен).
- Внимание! Чтобы понять состояние директора, сейчас вам нужно попробовать изобразить «заколдованногочеловека». (Дети изображают «заколдованного» человека»).
Каково было вам в таком состоянии? (Плохо).
Ребята, теперь вы понимаете, что нашему директору также очень плохо. Нужно быстрее спешить на помощь и выполнить второе задание!
2 задание «Волшебные полоски». Групповая работа.
Цель: пронаблюдать, как ребята распределяют между собой роли: кто подает полоски, кто стелет их на пол, кто расправляет, чтобы все могли поместиться, кто контролирует процесс, осуществляет своевременную помощь детям.
« Ребята, ваш директор заключен в заколдованный обруч, вам надо освободить его от него.
Для этого нужно добраться по двум волшебным полоскам бумаги до обруча, взять его и вынести из класса. Передвигаться нужно только по полоскам, но так, чтобы все умещались на каждой из них. Помните, на пол ступать нельзя. Если нарушите эти правила, то путь придется начинать заново».
(Звучит музыка. Дети самостоятельно, без учителя, договариваются, распределяют роли, обязанности, передвигаются по полоскам к обручу и убирают его по назначению).
- Молодцы, ребята, справились еще с одним заданием.
Посмотрите на директора, есть ли изменения в его поведении? (Подняла голову).
3задание «Живая картина». Работа в парах.
Цель:Выявить, кто из детей пользуется большим авторитетом среди одноклассников, кто меньшим, а у кого существуют серьезные проблемы в отношениях с классом. Как проходит совместное обсуждение: удается ли детям договориться друг с другом, кто из ребят руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т. д.
«Ребята, какое время года сейчас? Где больше всего люди любят находиться весной: дома или в садах и огородах?
Вот сейчас вам и нужно будет изобразить жестами живую картину весенних полезных, добрых дел на огородах. Чтобы выполнить это задание, нужно разбиться на пары, решить, какой вид труда вы будете изображать в своей паре. Затем, всем вместе, обсудить, кто что будет изображать, чтобы не было совпадений в запланированных действиях. А отгадывать ваши «картины весеннего труда » будут наши гости – учителя».
(Звучит музыка, дети создают пары и каждая из них изображает свою «весеннюю картину» труда, а гости раскрывают и называют ее замысел. Н-р, копают огород, поливают и т.д.).
Молодцы! А теперь обратите внимание на (И.О.). Произошли ли какие-либо изменения в его поведении или состоянии? (Обращает внимание, слышит, реагирует).
4задание«9 карточек». Индивидуальная работа.
Цель: Выявить уровень притязаний, реакцию класса или отдельных учащихся в данной ситуации; развивать умения детей разрешать конфликты, воспитывать чувство терпимости друг к другу, умение прощать проступки другого и находить правильные способы решения различных проблем.
« Ребята! А сейчас мы предлагаем вам 9 карточек с разными по сложности заданиями.
В карточке №1 – очень легкое задание, во второй – труднее, а в карточке № 9 – самое сложное. Каждый для себя решает, какая карточка ему по силам. Затем вы договариваетесь, кто какую себе возьмет. Называете свой номер учителю, он записывает его на доске. Затем обсуждаете, кому нужно предоставить карточку «Помощь учителя» или «Помощь друга». Затем приступаете к выполнению заданий. После выполнения, совместно проверяете их решение».
(Звучит мелодия, дети выбирают, решают каждый свое задание, затем задания проверяются).
Карточки - задания:
Отметь кружочком правильный ответ:
А) 70 – 46 =24 Б) 76 – 40 = 34 В) 85 +15 = 90
Отметь правильный перенос слова:
А) У – читель Б) Учи – тель В) У чител –ь
Реши анаграммы и запиши их:
Д р ж а б у (дружба) П м о щ ь о (помощь)
Выдели два слова в скобках, наиболее подходящих для слова перед скобкой:
Школа : обучение = больница : ? Труд : польза = лень : ?
На столе было 5 стаканов смородины. Дети съели 2 стакана. Сколько стаканов осталось?
Найди закономерность и продолжи ряд чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, . , . , . , . .
(Проверка заданий).
Ребята, посмотрите и скажите, меняется ли состояние человека, которому помогают в беде?
(Человек начинает видеть вокруг себя красивые поступки, вещи, видит доброе отношение людей к себе и сам к ним начинает хорошо относиться).
задание «Противоположные слова». Работа в группе.
Цель:Интересно пронаблюдать за тем, кто из ребят возьмет инициативу в свои руки: будет зачитывать слова, вести обсуждение, записывать ответы. Важно также обратить внимание на поведение других детей.
« К данным на листочке словам нужно подобрать антонимы, а одному из учеников их записать:
Грусть - Болезнь - Враг -
Лень - Трусливость - Ненависть -
Зло - Несчастье -
(Звучит легкая музыка. Дети выбирают ведущего, обсуждают задание сообща, но записывает один из них).
- Ребята, сейчас проверим, как вы выполнили это задание. Я буду читать слова, которые даны в задании, а вы должны дружно хором назвать его антоним. (Проверка задания).
- Посмотрите теперь, какие изменения произошли с нашим директором?
( Он улыбается, слышит нас, ему уже гораздо лучше).
Последнее 6 испытание «Волшебное заклинание».
«Ребята, молодцы! Но, чтобы до конца освободить директора от злых чар Бабы-Яги, нужно правильно собрать записи на полосках, расшифровать и прочитать волшебное заклинание, которое Баба – Яга специально запутала. Для этого надо каждому посмотреть на свой номер, найти предыдущий, договориться, кто за кем будет говорить, быстро встать по порядку в одну шеренгу и правильно прочесть заклинание».
(Дети из разрозненных строк собирают и читают вслух волшебное заклинание):
«Потрудились мы как нужно,
Трудности прошли все дружно,
Стоит вместе нам сплотиться, Может чудо получиться».
Ребята, посмотрите, точно - получилось чудо!
(Директор в это время встает, улыбается, протягивает руки к детям, идет и показывает, что любит их, благодарит за помощь, обнимает, говорит добрые слова).
Директор: «Спасибо, дорогие ребята, ведь вы спасли меня, и не только меня, но и нашу школу! Теперь мы все вместе дружно, спокойно, сможем работать и учиться дальше».
IV. Обобщение урока:
1). - Ребята, как вы думаете, что же помогло вам преодолеть все трудности,
испытания и победить зло?
(Предполагаемые ответы детей:
«Знания, дружба; умение договариваться; обсуждать проблемы и совместно их решать; взаимопонимание; внимание, любовь и сочувствие к людям, поддержка их в трудную минуту; и т.д.»).
- Ребята, но может ли кто-нибудь другой оказаться на месте директора, которому было так плохо?
(Ответы детей: любой человек). – А кто именно? (родители, родственники ….)
- Ребята, а сможете ли вы теперь сами, без посторонней помощи, определить, когда человеку нужна будет помощь от вас, и как это узнаете? (По выражению лица, по его поведению, состоянию).
А теперь, поделитесь, пожалуйста, чему же научился сегодня каждый из вас на уроке развития? (Ответы детей).
- Спасибо вам, ребята, за урок, за ваши знания, умения, стремление помогать не только себе и своим друзьям, но и взрослым, которые иногда также могут нуждаться в вашей помощи. Успехов Вам, дорогие!
Звучит музыка, все рады, высказывают свои мнения об уроке.