Просмотр содержимого документа
«Урок грамоты на тему "Правила переноса слов"»
Обучение грамоте 1 класс
Тема: правила переноса
Задачи обучения: закрепление навыков деления слов на слоги; формировать умение переносить слова, самостоятельно работать с текстом – выделение главного; формировать умение применять полученные знания на практике.
Воспитания: формировать умение работать в группах.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверяем готовность к уроку;
Запись даты, минутка чистописания.
2. Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению новой темы.
- Сегодня на уроке у нас будет очень важная, интересная новая тема. Но для того, чтобы мы смогли выполнить все задания правильно, вспомним сначала то, что уже знаем.
Игра «Сколько слогов».
Задание: определите, сколько в слове слогов , при помощи сигнальных карточек покажите. (желтая -1, красная – 2, зеленая -3). Слова: РЕБЯТЯ, МАЛЬЧИК, СЛОН, ОКНО, КАРАНДАШ.
- какое правило вспомнили, когда делили слова на слоги?
Это была разминка – подсказка, а теперь задание посложнее.
В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.
В слове три согласные и три гласные. На сколько слогов можно разделить это слово? Можете назвать такие слова?
В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Почему?
Как звали печального ослика из сказки «Винни Пух и все…»? сколько слогов в этом слове?
Еще раз назовите правило, которое надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги.
3 Изучение новой темы.
Работа в парах ( на каждой парте текст)
Прочитайте. Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос.
Я ПИШУ «МЫЧИТ КОРОВА»
БЕЛЫМ МЕЛОМ НА ДОСКЕ.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ЕСЛИ СЛОВУ
МАЛО МЕСТА НА СТРОКЕ?
Дайте ответ. Что значит «перенести»? А как?
Работа с предложениями:
ФЕДЯ ПЕРЕНОСИТ АЛЛУ ЧЕРЕЗ РУЧЕЙ.
МУХА ПЕРЕНОСИТ НА ЛАПКАХ МИКРОБЫ.
МАША ПЕРЕНОСИТ СЛОВО….
Дети объясняют смысл предложений. А третье предложение имеет законченный смысл?
А вот как Маша переносит слово мы и узнаем на уроке.
Групповая работа.
У вас на партах стихотворение – правило.
Задание: прочитать, подчеркнуть ту строку, в которой говорится о том, как можно перенести слово.
ЕСЛИ ДЛИННОЕ СЛОВЕЧКО
ПОПАДЕТСЯ НА ПУТИ,
ТО ЕГО МОГУ Я ТОЧНО
ПО СЛОГАМ ПЕРЕНЕСТИ.
Проверка. Дети зачитывают ту строчку, которую выделили.
Повторите еще раз, как можно перенести слово?
4. Закрепление
Письмо под диктовку: ЗИМА, ЛЕТО, УЖИН, УЧЕНИК, ЭТАЖ, РАЯ, ПАЛЬТО, МАЙКА.
Разделите эти слова на слоги. Один ученик делит слова на доске, остальные в тетрадях.
Задание: а теперь эти же слова разделите для переноса. Для этого мы используем черточку-тире.
Образец: зи-ма…
Пока ученики самостоятельно делят слова для переноса, учитель тоже делит эти слова на доске: ЗИ-МА, ЛЕ-ТО, У-ЖИН, РА-Я, ПА-ЛЬТО, МА-ЙКА, У-ЧЕНИК (СТАВЛЮ СЕБЕ ОЦЕНКУ 2)
Проверяем. У вас также? А почему двойка? Как звучит правило? Переносим по слогам. А почему 2, ведь я так и сделала?
Недостаточно знать только это правило, поэтому вы сейчас отыщите второе правило.
Групповая работа:
БУКВУ ОДИНОКУЮ
НА СТРОЧКЕ НЕ ОСТАВЛЮ
И НА ДРУГУЮ СТРОЧКУ
ЕЕ Я НЕ ПОСТАВЛЮ.
Задание: расскажите правило своими словами. Теперь проверьте мою работу. Есть ошибки? Дети исправляют. Но оценка по-прежнему – двойка. Значит есть еще ошибки. А чтобы найти их, есть третье правило.
Работа в группах:
БУКВУ Й И МЯГКИЙ ЗНАК
ОТ СТОЯЩИХ ПЕРЕД НИМИ
ОТДЕЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ НИКАК.
Что узнали? Есть еще ошибки? Исправьте. Ставлю – пять.
Повторяем все правила переноса.
Работа с анаграммами: ШИ, ЛАН, ДЫ
ЖИ, НА, ПРУ
Какие слова спрятались? Какое из правил переноса выберем для этих слов? Как можно перенести? ( показывают разные способы переноса)
Теперь вы знаете и умеете переносить слова. Проверим, все ли вам понятно.
Работа в группах:
МЫ ИЗУЧАЕМ ПЕРЕНОС,
ВОТ КАК СЛОВА Я ПЕРЕНЕС.
ЕДВА –Е-ДВА.
И ПОЛУЧИЛ ЗА ЭТО ДВА.
УКОЛ – У-КОЛ.
И ПОЛУЧИЛ ЗА ЭТО КОЛ.
ОПЯТЬ – О-ПЯТЬ.
ТЕПЕРЬ, НАВЕРНО, БУДЕТ ПЯТЬ?
Задание: поставьте оценку за работу. Какое правило забыл ученик? Можно ли перенести эти слова? А какое можно?
5 Итог урока: выберите верное утверждение.
Слог, состоящий из одной буквы, на новую строку
А) переносится
Б) не переносится
2. при переносе слов Ь и Й эти буквы
А) остаются на строке вместе со слогом
Б) переносятся на другую строку со следующим слогом