Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: "Буквы Й,Й. Звук (й)
Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: "Буквы Й,Й. Звук (й)
Урок построен с использованием проблемно - диалогического обучения. Задания подобраны с точки зрения практической направленности на формирование УУД на уроке. Учебный материал соответствует принципу научности, доступности, посилен и интересен для первоклассников. С учётом типа урока и целей на уроке использованы: работа в парах, сотрудничество, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: "Буквы Й,Й. Звук (й) »
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1-ом классе по теме: "Звук й , буквы Й, й".
Урок разработала Божкова Валентина Ивановна,
учитель начальных классов ВесеннинскойООШ.
Тема урока: "Звук й , буквы Й, й".
Цель: научить читать слова и предложения со звуком (й), буквой Й, й
Задачи:
1. Образовательные: Научить соотносить звук [и’] с буквой Й, характеризовать данный звук, слышать его в слове; подбирать слова с данным звуком; Совершенствовать умения моделировать схемы слов,
2. Развивающие: развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).
3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма: Урок – путешествие.
Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Донести свою позицию до других
- Слушать и понимать речь других;
- Совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- Проявлять интерес к новому;
- Развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении.
Методы работы (современные технологии): частично поисковый, технология обучения в сотрудничестве, интенсивный опрос, раскрытие практической значимости, использование средств художественного воздействия (голос героя, сценка), работа с книгой.
Ход урока.
Ι.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.
Учитель: У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость?
Ученики: В мире светло от солнца. А человеку светло, если он много знает, с ним интересно.
_ Верно. Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками)
Учитель: пусть в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний.
-Сегодня мы отправимся в гости, как уже делали не раз, к новому звуку и букве, которой обозначается этот звук.
Но прежде, чем познакомиться с новым звуком, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем о нашей речи, так как это нам пригодится в работе.
Предлагаю провести игру «Вопрос – ответ».Условия игры вы знаете: только тот получает право задать вопрос, кто сам дал правильный ответ. Итак, тема игры «Речь, предложение, слово, звуки».
Ребята, разрешите мне тоже поучаствовать в игре и первой задать вопрос?
Когда возникает речь? (Когда люди общаются друг с другом)
Что передают люди с помощью речи? (Мысли, чувства).
Какая бывает речь? (Устная и письменная).
Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
Что вы знаете о предложении?
- Ребята, предлагаю по этому вопросу (о предложении) провести аукцион, так как мы уже многое знаем по этой теме.
Аукцион
(Ответы участников аукциона)
Предложение выражает законченную мысль.
В предложении о ком-нибудь или о чём–нибудь говорится.
Предложение состоит из слов.
В устной речи граница предложения обозначается паузой.
В письменной речи граница предложения обозначается точкой, вопросительным знаком или восклицательным знаком).
В предложении может быть одно слово, два слова и больше
Первое слово в предложении пишется с большой буквы)
(Итог аукциона)
Итак, ребята, вы сказали, что предложение состоит из слов. А из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов)
А как вы определяете, сколько слогов в слове? Например, в слове «малина»
( - Я определяю так: ставлю ладошку к бородке и произношу слово. Сколько раз бородка ударит ладошку – столько и слогов.
- А я не так делаю. Я знаю правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове «малина» три гласных: а, и, а. Значит, три слога).
- Ребята, а как вы думаете, какой способ удобнее?
- А чем обозначаются звуки?
- На какие три группы делятся все буквы алфавита?
(Буквы, которые обозначают гласные звуки, их – 10.
Буквы, которые обозначают согласные звуки.
Буквы, которые не обозначают звуков, это – ь и ъ).
Отправляемся в гости на транспорте. А на каком узнаете, отгадав загадку, которую приготовил для вас по моей просьбе Богдан.
Угадай загадку:
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в 5 минут.
Ты садись и не зевай
Отправляется … (трамвай)
Какой звук на конце слова трамвай?
Кто сформулирует тему урока?
Тема урока: «Звук (й)»
Итак, мы получили тему урока, и у нас сразу же возникла проблема. Какая?
(Научиться читать с этим звуком слова).
Ребята, давайте составим план для решения нашей проблемы. Как будем действовать?
(Узнаем характеристику звука (й). Узнаем букву, которой обозначается звук (й), и будем учиться читать с этой буквой слова)
б). Работа над характеристикой звука (й).
Ребята, я попросила двух девочек подготовить для вас сценку про звук (й). Посмотрите её и скажите, какую информацию вы получили о звуке (Й)?
Заскучали буквы в алфавите.
- Споём? – сказала одна своей соседке.
- Да я не умею, - грустно ответила та.
- А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и!
- Й…й…й…
- И правда, не умеешь. Странно; все гласные поют, а ты нет.
- А я не гласная.
- Согласная, что ли?
- Да. Согласная.
-Ну и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
- Стои, жалко, что ли?
-Не стои, а стой. Видишь, вот и я пригодилась
-Ну хорошо, стой!
Какую информацию вы получили о звуке (Й)?
Звук (й) согласный .
Посмотрите в учебнике на схематичную характеристику звука и переведите её в словесную. (Звук (Й) согласный, мягкий звонкий).
в). Знакомство с новой буквой Й ,й
Ребята, а кто знает, какой буквой обозначается звук (й)? (Звук (й) обозначается буквой й).
Уточните тему урока.
Тема урока: «Звук (й)», буква Й й. (Написать на доске).
На что похожа буква? (На букву И, только вверху маленький хвостик)
Прочитайте про неё стихотворение
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.
4. Закрепление изученного.
а). Узнавание звука (й)
(Презентация «Узнай звук»)
Ребята, потренируемся в распознавании схемы звука (й). Предлагаю игру «Узнай звук». Что нарисовано на картинке? Назовите первый звук в слове «йод». Выберите для этого звука схему.
- Ребята, посмотрите на схемы слов трамвай и трамваи. Определите, сколько слогов в первом слове, во втором. Почему количество слогов разное? (Звук (й) – согласный. Он не образует слога).
б). Чтение слов с новой буквой.
Но с буквы Й в русском языке очень редко начинаются слова. Их всего несколько.
Я вам предлагаю сыграть в игру «Не опоздай на поезд». Условия игры такие: нужно успеть прочитать слова, которые уезжают на поезде и запомнить слова, которые начинаются со звука (й). Успеете прочитать – получите бонус в виде небольшого подарка, который мы приготовили с Кириллом.
Назовите слова, которые начинаются с буквы й. Ребята, посмотрите, как их мало. Может, не стоит учить прописную букву Й ?
( - Я думаю. стоит, потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а эти слова могут стоять в начале предложения).
-Составьте такие предложения.
Итак, ребята, дальнейший путь мы продолжим на трамвае. А водитель трамвая очень хотел, чтобы вы составили о трамвае предложение по схемам. Работаем в паре. У каждой пары своя схема.
______ ________ _______ (. ? ! )
Кто помнит, где нужно обходить трамвай?
(Я думаю, трамвай нужно обходить спереди.
А я думаю, что трамвай нужно обходить сзади, чтобы не сбила машина, которая едет навстречу.
А я считаю, его не нужно обходить не сзади, не спереди, а нужно подождать, когда он пройдёт, а потом идти.)
- А давай те прочитаем об этом в учебнике и будем точно знать, нужно ли обходить трамвай.
Чтение правил по поведению на трамвайных путях!
2. Чтение слов с буквой по букварю..
Мы прибыли с вами на станцию. Вышли и что видим?
ЛЕЙ, УЛЕЙ, ЛЕЙКА
Какое слово лишнее? Почему?
Итак, мы приехали в гости к мальчику. В его имени есть звук (й). Каким может быть его имя? У него именины.
Какую песню поют имениннику? «Каравай»
Чтение слов песни «Каравай»( ИНСЦЕНИРОВКА)
Ребята. Всегда во время празднования дня рождения для гостей придумывают развлечения. Вот и Матвейка для вас подобрал игру
Аукцион: кто больше составит слов с буквой й?
Итог урока
Продолжи предложения:
Я узнал…новый звук .
Я запомнил…его характеристику и какой буквой он обозначается
Я научился… читать слова с новой буквой
Я удивился…какая интересная эта буква и сколько можно с ней проводить игр.
- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите
Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились читать слова с буквой й.
Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки
Красный – кому было трудно научиться читать слова с буквой й и выполнять разные задания.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Буква Я я. Две функции буквы Я. В. Сухомлинский "Яблоко в осеннем саду". "
["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-v-1-klassie-po-tiemie-bukva-ia-ia-dvie-funktsii-bukvy-ia-v-sukhomlinskii-iabloko-v-osienniem-sadu"
["file_id"] => string(6) "131261"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1416129753"
}
}