Тема урока. Умножение на однозначное число столбиком.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: построение модели нового способа умножения на однозначное число.
Задачи:
+образовательные
- построить модель нового способа умножения на однозначное число (столбиком);
- повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;
- развивать умение решать задачи и составлять краткое её условие
+развивающие
- развивать мышление, грамотную математическую речь, интерес к урокам математики;
УУД:
*регулятивные
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- развивать контроль и самоконтроль при проверке заданий;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.
*познавательные
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать умение извлекать информацию;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты;
+коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока. Умножение на однозначное число столбиком.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: построение модели нового способа умножения на однозначное число.
Задачи:
+образовательные
- построить модель нового способа умножения на однозначное число (столбиком);
- повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;
- развивать умение решать задачи и составлять краткое её условие
+развивающие
- развивать мышление, грамотную математическую речь, интерес к урокам математики;
УУД:
*регулятивные
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- развивать контроль и самоконтроль при проверке заданий;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.
*познавательные
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать умение извлекать информацию;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты;
+коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
+воспитательные
- воспитание аккуратности в тетрадях
Оборудование:
- учебник;
- тетрадь;
- презентация
- алгоритм (раздаточный материал)
Ход урока
1.Организационный момент
-. Сейчас у нас урок математики.
2.Актуализация знаний
- Какие числа мы с вами уже умеем умножать? (Круглые числа, однозначное число на однозначное, двузначное число на однозначное)
- Решим примеры (Слайд 1):
6 * 7 = 42
- Чем мы пользуемся при решении примера? (Таблицей умножения)
60 * 3 = 180
- Чем мы пользуемся при решении примера? (Выполняя умножение столбиком, также пользуемся таблицей умножения, не забывая сносить ноль.)
24 * 5 = 120
- Чем мы пользуемся при решении примера? (Выполняем умножение столбиком, также используем таблицу умножения, не забывая запоминать десятки, если произведение получается больше десяти.)
Задание (Слайд 2)
Разгадай правило, по которому записаны числа и заполни пустые окошки:
(Первое число – сумма 10 и 2(12), вторые 2 числа – слагаемые(10, 1)и множители 1, третье число (4) – множитель 2, четвёртые 2 числа – произведения 10 и 4, 2 и 4 и слагаемые, пятое число (48) – сумма 40 и 8.)
- Как вы решали этот пример? (Нужно выполнить умножение, не смотря на нули(126), и приписать справа в ответ столько нулей, сколько было в обоих множителях( т.е 000).)
- Перейдём к № 7.
- Слушаем ответы первых трёх примеров.
- Какой ответ у вас получился в 4-ом? (632 кг)
- Какое правило вам помогло в переводе из ц. в кг. ? (1 ц = 100 кг)
- Какой ответ у вас получился в 5-ом? (3054 кг)
- Какое правило вам помогло в переводе из т. в кг.? (1 т = 1000 кг)
- Какой ответ у вас получился в 6-ом? ( 21 кг)
- Перейдём к № 9.
- Каким действием у вас получился ответ 60? (4-ым)
- Каким действием у вас получился ответ 5? ( 7-ым)
- Каков окончательный ответ? (12)
4. Постановка проблемы
Решите примеры (на доске):
5 * 3 = 15;
6 * 8 = 48;
73 * 3 = 219 (столбиком)
273 * 3 = 819 (столбиком)
- Возникли ли у вас трудности при решении?
- Все ли такие примеры вы решали? ( Нет. Решение 4-го примера нам не знакомо.)
- А есть ли у вас предположения как решить четвёртый пример? (Высказывания учащихся.)
- Как вы, думаете, над какой темой будем работать сегодня? (Умножение на однозначное число столбиком.)
- А умножение каких чисел? (Трёхзначных и многозначных, т.к умножение двузначных мы знаем.)
- Какую задачу перед собой поставим? (Научиться умножать трёхзначные, многозначные числа на однозначное число столбиком.)
5.Сообщение нового материала
Алгоритм:
Записываю умножение в столбик.
Умножаю единицы.
Единицы ответа пишу под единицами.
Десятки запоминаю.
Умножаю десятки.
К числу десятков прибавляю десятки из памяти.
Записываю десятки под десятками, сотни под сотнями.
Умножаю сотни.
К числу сотен прибавляю сотни из памяти.
- Как умножить многозначное число на однозначное число в столбик? Каких правил нужно придерживаться? Почему нужно быть внимательным?
( Придерживаясь тех правил, что и умножение трёхзначного числа на однозначное, но помнить, что в многозначных числах разрядов больше.)
5.Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали.
6.Закрепление изученного материала
- Теперь обратим внимание на № 1 на стр. 1 второй части учебника.
- Что изображено на рисунке? (Прямоугольник.)
– Что можно сказать о прямоугольнике? (Одна сторона разбита на части а, b, с, а другая d )
– Как узнать площадь прямоугольника? (a*d+b*d+с*d=(a+b+с)*d – умножение суммы на число распространяется и на сумму трех слагаемых)
– Теперь решим пример с.1 №2(а) (число 576 разбиваем на разрядные слагаемые и решаем по правилу (576=500+70+6)*9=500*9+70*9+6*9=4500+630+54=5184 (записывают в книге)
- Такая запись удобная или нет? (Удобнее записать в столбик.)
- Посмотрим на №2(б) с.1
- Сначала считали число единиц, десятков, сотен. Сравниваем: удобнее запись 3 столбика.
– Догадались, как запись получилась из предыдущей? (Умножали единицы. А десятки запоминали записывая над десятками и т.д.)
Решим пример, с которым у нас возникли трудности:
– Какое число получается при умножении в разряде единиц? (9.) Можно ли его сразу записать в разряд единиц результата? (Можно.)
– Какое число получается при умножении в разряде десятков? (21.) Сколько в 21 десятке содержится сотен и сколько еще десятков? (2 сотни 1 десяток.)
– Какую цифру мы записываем в разряд десятков результата? (2.) В какой разряд переходят 2 сотни? (В разряд сотен.)
– Какое число получается при умножении в разряде сотен? (6.) Сколько сотен перешло в этот разряд при выполнении умножения в предыдущем разряде? (2 сотни.)
– Сколько всего сотен получилось с учетом перехода? (8 сотен.) Какую цифру нужно записать в разряд сотен результата? (8.)
– В каком случае при поразрядном умножении не происходило перехода через разряд: когда результат являлся однозначным числом или двузначным? (Однозначным.)
- Перейдём к № 3 (работа в книге )
- Решим первый пример под «а» самостоятельно.
- Какой ответ у вас получился? (196)
- Решим второй пример под «а», проговаривая по алгоритму.
(Умножаю 329 на 5. Умножаю единицы 9*5, получаю 45,т.к ответ больше 10, 4 я запоминаю, а 5 записываю в разряд единиц ответа. Умножаю десятки 2*5, получаю 10 и к этому числу прибавляю 4 из памяти, получаю 14, т.к ответ больше 10, 1 я запоминаю, а 4 записываю разряд десятков ответа. Умножаю сотни 3*5, получаю 15 и к этому числу прибавляю 1 из памяти, получаю 16, получается ответ 1645.)
- Решим третий пример под «а» у доски (желающий)
- Решим четвёртый пример под «а» у доски (желающий)