Задачи:.Совершенствовать устные вычислительные навыки в пределах 1000..Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, внимания; развивать умение решать задачи.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда
Не лениться, а
Слушать учителя
Отвечать
Девиз урока:«С малой удачи начинается большой успех»
- А как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока?
(учиться)
(трудиться)
(внимательно)
(старательно).
Читает ученик.(Слайд 2)
(Успех нашего урока зависит от успеха каждого из нас.)
Устный счет. «Разминка».
(3 ученика у доски)
Решение примеров.
40×20 320:80 540:9
420:7 400:4 300:3
200×3 500:50 360:90
600:2 700:70 30×20
400×2 130×3 130×2
Остальные с учителем.
Проверка.
(Правильно-одна рука,
Неправильно- обе руки)
Слайды 3-5
Сообщение темы и целей урока.
-Что мы делали на разминке?
-Сегодня мы закрепим умение применять изученные приемы устных вычислений умножения и деления трехзначных чисел, будем совершенствовать наши вычислительные навыки, развивать умение решать задачи. и в этом нам поможет Мудрая Сова.
Тема урока: «Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление».
Решали примеры на умножение и деление многозначных чисел, вспоминали единицы разрядов.
Слайд 6
Работа в тетрадях. Запись даты
Минутка чистописания.
Сова принесла нам 3 цифры. Составьте наименьшее и наибольшее трёхзначные числа.
Слайд 7
Ребята записывают 456; 654
Работа по цепочке.
"Чей ряд быстрее?"
ФИЗМИНУТКА
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Решение задачи
Учебник стр. 86 №3.
Прочитайте задачу.
-О чем эта задача?
-Что известно о рабочих?
- Что неизвестно в задаче?
Решение задачи.
Слайд 11
-О рабочих, которые асфальтировали дорогу
- Известно, что две бригады заасфальтировали по 230 м. А всего они заасфальтировали 700 м.
-Сколько метров дороги заасфальтировала первая бригада?
В: 700- 230*2=240
Геометрическая задача «Разбей-ка».
Слайд 12
Работа в парах.
Итог урока.Слайд 13
Ответы детей.
Рефлексия.
Перед вами лежат жёлтые кружочки.
Нарисуйте на них смайлики и покажите. Если все понятно и понравился урок, то смайлик радостный, а если не понятно и не понравился урок, то соответственно грустный.
Домашнее задание С.86, № 1, под чертой
МОЛОДЦЫ, СПАСИБО ЗА УРОК!
Тема: Арифметические действия. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Прием письменного умножения на однозначное число 12.03
Цели: ознакомление с приемом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик.
Планируемые результаты:
Предметные:Знать разные способы записи умножения; Знать наиболее удобный способ записи умножения; Уметьвыполнять умножение трехзначного числа на однозначное в столбик; Уметь составлять верные равенства с помощью знаков действий, решать задачу.
Личностные:Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;Проводить самооценку своей деятельности;Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Этап урока
Методы и приемы
Хроно-
метраж
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Самоопределение к деятельности
1 мин.
Доброе утро, ребята!
Приветствуют учителя.
Актуализация знаний
Практический:
учебно-производственный труд.
Словесный:
разъяснения,
учебный диалог
4 мин.
Запишите число, классная работа.
-Ребята, объясните, как можно вычислить ответ в примере. 234*2
(Учащиеся могут предложить известный им способ вычисления. Один ученик записывает выражение на доске.)
Сначала умножили на сотни, потом на десятки, потом на единицы. Потом сложили результаты.
В строчку.
В столбик.
Записывают в столбик.
Второй, так как запись получается короче.
По разрядам.
Сначала умножали сотни, потом единицы, потом десятки.
Постановка учебной задачи
5 мин.
Кто догадался какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
Какие цели мы поставим на урок?
Приём письменного умножения на однозначное число
«Открытие» детьми нового знания
Работа с книгой-изучение
Репродуктивный:
работа с правилом
Наглядный-демонстрация
Словесный-объяснение
8мин.
Прочитайте теоретический материал на с. 88.
-Чем отличаются записи в первом выражении от записей во втором?
-Почему
-Сделайте вывод: почему запись в столбик удобнее?
Выполняем № 1, с. 88.
Запишите решение столбиком и выполни умножение с объяснением.
(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.)
Теперь выполняем№2 (с. 88).
(Первая строка - коллективно, с комментированием, вторая и третья - самостоятельно, по вариантам. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
Читают о цепочке объяснение
-Записи второго выражения длиннее.
-Число трехзначное, надо сложить результаты умножения на сотни, десятки, единицы.
-Запись получается короче, не нужно запоминать и складывать промежуточные результаты.
Решают столбиком и объясняют.
123*3=369,433*2=866,122*4=488,
212*3=636, 221*4=884.
483+257=740
820-164=656
15*8/3=40
6*16/8-2=10
Динамическая пауза
1 мин.
Выполнять упражнения
Первичное закрепление
Практический-учебно-производственный труд
Словесный:
Разъяснения
Практический:
Решение задачи
7 мин.
Решаем задачу №3(с. 88).
— Прочитайте задачу.
— Сделаем схематический чертеж к первому вопросу.
- Что известно в задаче?
16: 4 ?
20*5
- Сделаем схематический чертеж ко второму вопросу.
25*4 ?
20*5
— Что значит «хватит ли пленки»?
— Как узнать остаток?
— Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Каким действием можем это узнать?
— Что сделаем после вычислений?
— Запишите решения и ответы самостоятельно.
-Давайте проверим решение и ответ.
Решают задачу.
Купили 5 рулонов плёнки, по 20 м в каждом. Хватит ли этой плёнки на 4 теплицы, если на каждую идёт 16 м плёнки? 25 м плёнки?
5 рулонов по 20 м и 4 теплицы по 16 м.
Останется пленка или нет?
Из общей длины пленки вычесть длину пленки, необходимой на теплицы.
Сколько купили метров, сколько надо на теплицы.
Умножением.
Сравним ответы. Если количество пленки, необходимой на теплицы, будет меньше, то ее хватит.
Решение:
1)20 • 5 = 100 (м) - купили;
2)16 • 4 = 64 (м) -нужно на теплицы;
3)100 64.
Ответ: пленки хватит.
Решение:
5 = 100 (м) - купили;
2)25 • 4 = 100 (м) - нужно на теплицы;
3)100= 100.
Ответ: пленки хватит.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический-карточка
7 мин.
Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельную работу в карточках. На работу Вам 5 минут.
Время вышло, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте работу по эталону.
Кто выполнил без ошибок хлопните.
Кто допустил 2-3 ошибки топните.
Кто допустил больше 3 ошибок – вам нужно дома ещё раз повторить материл, чтобы в следующий раз не допускать столько ошибок.
Работают в карточках.
Взаимопроверка по эталону.
Включение в систему знаний
Практический:
упражнение
5 мин.
Ребята, а сейчас мы с Вами продолжим выполнять №4, вам нужно вставить пропущенные знаки действий в парах, чтобы выражение имело указанное значение.
Время вышло проверяем.
Запишите домашнее задание в дневник.
с.88№4(доделать), 5
Работают в парах.
75:15-5=0, 72:9+2=10
48-48/6=40, 64+17*2=98
36/6/6=1, 56-9*6=2
Записывают домашнее задание.
Рефлексия деятельности
Словесный-беседа
2 мин.
Давайте подведём итоги.
Все ли цели мы реализовали?
Что мы составляли сегодня на уроке?
Расскажите алгоритм чисел в пределах 1000.
Сегодня на уроке
Я узнал…
Я учился…
Я могу…
Спасибо за урок. Урок окончен.
Слушать учителя.
Отвечать на вопросы.
Тема урока Арифметические действия. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Прием письменного деления на однозначное число.13.03
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с приемом письменного деления трёхзначного числа на однозначное; развитие внимания, памяти, логического мышления; закрепление навыков устных и письменных вычислений.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Самоопределение к деятельности (1-2 мин
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой на урок.
1. Приветствуют учителя.
2. Настраиваются на урок.
Актуализация знаний и мотивация (5 мин)
1. Устный счет
Числовая цепочка (работа в парах)
Назовите получившиеся числа.
- Молодцы!
2. Работа над задачами
-Какое число находится между числами?
234 … 236, 501 … 503, 710 … 712, 998 … 1000
- Запишите число, состоящее:
- из 1сотни и 5 единиц;
- из 50 десятков и 1единица;
- из 1десятка,5единиц;
- из 5 единиц третьего разряда и 1единица второго разряда;
- из 1 единицы третьего разряда, 5единиц второго разряда и 4 единиц первого разряда
- Решите примеры по рядам. 3 человека выходят к доске.
154*5 89*6 334*2
- Какой приём вы использовали при решении этих примеров?
- Какое действие противоположно умножению?
- Прочитайте примеры, используя математическую речь.
64:2
864:2
-Что общего и в чем различие?
- Попробуйте устно разделить второй пример.
- А если письменно?
-Удобно ли так выполнять деление?
- Почему?
- Запись получается длинная, можно забыть промежуточные результаты.
1. Отвечают на вопросы учителя.
8, 24, 4, 50
2. Пытаются решить проблемную ситуацию.
235, 502, 711, 999
105
501
15
510
154
154*5=770 89*6=534 334*2=668
- Письменный приём умножения (запись столбиком).
- Деление
- Оба выражения: деление.
В первом двузначное число, во втором трёхзначное.
- Затруднение.
864:2=(800+60+2):2=800:2+60:2+2:2=400+30+1=431
- Нет
- Запись получается слишком длинная, можно запутаться.
Постановка учебной задачи (4 мин)
Помогает учащимсясформулировать тему, цель, план урока.
- Какой способ вам помогал быстро выполнять другие арифметические действия?
Предлагаю вам выяснить это.
- Какая тема нашего урока?
- Какую цель поставим?
Будем двигаться к поставленной цели.
1. Формулируют тему, цель, план урока.
- Решение в столбик.
Ответы детей.
- Письменный приём деления на однозначное число в пределах 1000.
-Познакомимся с приемом письменного деления трехзначного числа на однозначное;
-Сможем использовать алгоритм деления при решении примеров.
«Открытие» детьми нового знания (5 мин)
1. Организует работу по теме урока.
2. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение заданий.
- Как же вы записывали сложение, вычитание, умножение.
Да, в столбик. В делении этот приём называется ” деление уголком ”. Слева записывается делимое, над чертой - делитель, а под чертой - частное.
- Для того, чтобы решать аналогичные примеры нужно составить алгоритм.
Выполняем деление в столбик.
Выполняя деление, рассуждаю так:
64 – 6 дес. и 4 ед.
Делим сначала десятки, а потом единицы.
1.Определяю первое неполное делимое. Оно должно быть больше или равно делителю. Начинаем деление с большего разряда.
2.Определяем количество цифр в частном.
3.Делим десятки.
4.Делим единицы.
5.Читаем ответ.
- Запишите в тетрадь.
864:2
Делим сначала сотни, потом десятки и, наконец, делю единицы.
1.Определяю первое неполное делимое. Оно должно быть больше или равно делителю. Начинаем деление с большего разряда.
2.Определяем количество цифр в частном.
3.Делим сотни.
4.Делим десятки.
5. Делим единицы.
6.Читаем ответ.
- Запишите в тетрадь.
- Справили с затруднением?
1. Знакомятся с приёмом через решение проблемной ситуации.
2. Отрабатывают приём.
- В столбик.
Слушают учителя. Делают записи в тетради.
- Да.
Динамическая пауза
(1 мин)
1. Организует проведение динамической паузы.
-Ребята, мы выполнили большую часть нашей работы, предлагаю вам отдохнуть. Выйдете из-за парт, соблюдайте расстояние между друг другом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
-Отлично, садитесь на свои места.
1. Выполняют упражнения.
Первичное закрепление (15 мин)
1. Организует процесс закрепления полученных знаний
2. Организует процесс закрепления умения решать задачи изученных видов.
Работа по учебнику
- Откройте страницу 92 №1.
Выполняем у доски по цепочке, комментируя свои действия.
- Остальные выполняют в тетрадях.
Решение задачи (стр.92 №6)
-О чем говорится в задаче?
-Что нам известно?
-Чему равна масса 8 мешков?
-В одном мешке известно сколько было кг картофеля?
-Как найти массу 1 мешка?
Запишем условие.
8м.-400 кг
?м.- 500 кг
Запишем выражение.
500:(400:8) =10(м)
Ответ : 100 мешков.
Решение задачи (стр.92 №4)
- Прочитайте задачу.
- Как находим периметр квадрата?
- Как выполнить обратную операцию - узнать сторону квадрата?
Р – 28см
а – ?см
S – ?см2
1. Закрепляют полученные знания, работая в паре.
2. Закрепляют умения решать задачи изученных видов.
936:3=312 486:2=243 848:4=212 555:5=111
- О мешках с картофелем.
- Масса 8 мешков картофеля.
- 400 кг.
- Нет
400:8=50 (кг)-в 1-м мешке.
500:50=100 (м)
- Сложить длины всех сторон.
28:4=7(см) – сторона
S=7*7=49(см2)
Ответ: а=7см,S=49 см2
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин)
1. Организует самостоятельную работу с самопроверкой.
- Предлагаю Вам небольшую самостоятельную работу, которая позволит сделать вывод о том, достигли ли вы поставленной на урок цели?
Самостоятельная работа
Тема: «Деление на однозначное число»
Вариант 1
1.Решить примеры.
963 : 3 = 618 : 3 = 396 : 3 = 450 : 9 = 105 : 5 =
192 + 714 : 7 – 448 : 4 + 37 × 3 =
Вариант 2
1.Решить примеры.
756 : 7 = 545 : 5 = 147 : 7 = 408 : 8 = 246 : 6 =
348 – 217 : 7 + 248 : 4 + 45 × 3 =
-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли записаны решения.
- Если есть 1 ошибка, ставьте карандашом 4, 2 ошибки – оценка 3, 3 ошибки и больше – 2.
1. Выполняют самостоятельную работу.
2. Оценивают работы друг друга.
В-1
321 26
132 50
21
192 + 714 : 7 – 448 : 4 + 37 × 3 = 293
В-2
108 109
21 51
41
348 – 217 : 7 + 248 : 4 + 45 × 3 = 514
Включение в систему знаний, повторение (4 мин)
1. Закрепляет полученные знания учащихся.
2. Оглашает домашнее задание.
- На листочках группах запишите алгоритм деления в столбик.
- Молодцы!
(Если успеют)
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Учебник с.92 №5 (3,4 столбики)
1. Повторяют изученное.
2. Записывают домашнее задание.
1.Делю сотни.
2. Делю десятки
3. Делю единицы.
4. Читаю ответ.
379 210
852 320
1000 180
Рефлексия деятельности (3 мин)
1. Побуждение к диалогу.
2. Подведение итогов.
3. Оценивание работы учащихся.
Какая была тема нашего урока?
Чем интересен был сегодняшний урок?
С каким новым математическим приёмом мы познакомились на уроке?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам показалось трудным?
Кто доволен результатами своей работы?
-Спасибо за работу. Урок окончен!
1. Отвечают на вопросы учителя.
2. Подводят итоги.
3. Оценивают свою работу.
- Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000.
Ответы детей.
-Мы познакомились с приемом деления трехзначных чисел.
-Изучили алгоритм деления столбиком трехзначного числа на однозначное.
-Повторили решение задач изученных видов.
Тема:Арифметические действия. Письменное умножения на однозначное число в пределах 1000. 14.03
Цели: Познакомить с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд, научить правильно оформлять запись таких примеров. Совершенствовать умение решать задачи, закреплять знания разрядов чисел в пределах 1000, развивать познавательную активность и математическую речь, умение рассуждать.Воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I этап. Организационный момент. (Слайд 3)
II этап. Проверка домашнего задания. (Слайд 4)
III этап. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке я приглашаю вас отправиться в небольшое морское путешествие по подводному миру.
1. Как записать число шестьсот восемьдесят два?А) 682;
2. Как записать число двести семь?Б) 207;
3. Как прочитать число 430?В) четыреста тридцать
4. Как записать число, в котором 37 десятков?В) 370
5. Сколько сотен в числе 574?В) 5
6. Выбери число, в котором 8 сотен и 3 десяткаБ) 838;
7. Представь число 705 суммой разрядных слагаемых.В) 7 с.+5 ед.
Индивидуальная работа по карточкам.
Правильно решив выражения, вы сможете прочитать зашифрованные слова.
( В путь. Удачи! )
№1 Вычисли. Расшифруй слово.
432
600
840
500
390
П 200 ∙ 3 =
В 108 ∙ 4 =
У 140 ∙ 6 =
Ь 130 ∙ 3 =
Т 5 ∙ 10 0 =
№2. Вычисли. Расшифруй слово.
1000
900
210
612
690
Д 300 ∙ 3 =
И 309∙ 2 =
У 250 ∙ 4 =
Ч 102 ∙ 6 =
А 230 ∙ 3 =
Правильно решив выражения, мы сможем прочитать название нашего корабля. Только дружных и отважных мы возьмём с собой в поход!
У 400∙2
Б 105∙7
Р 180∙4
Ж 307∙3
А 206∙5
Д 150∙4
Слайд 6. «Дружба» №?
Мы с вами оказались около коралловых рифов.
- Кто знает, что такое коралловый риф? Тогда послушайте. Слайд 7.
Есть в океане выстроенные острова… Построили их не сказочные великаны. Главные их строители совсем крошечные существа, не больше булавочной головки. Чтобы защитить себя эти существа покрываются твердой чашечкой из извести. Чашечка клеится к чашечке – так вырастают коралловые рифы, т.е. острова кораллов (желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, фантастические замки, ветвистые деревья.)
Энциклопедия «Эти необычные животные» - М., 2008г.
IV этап. Формулирование темы и целей урока (постановка учебной задачи)
2) Устный счёт.
– Найди лишнее выражение, остальные – вычисли. (Слайд 8)
12 * 6 14 * 7
17 * 5 23 * 2
32 * 3 423 * 2
Постановка проблемного вопроса.
– Что объединяет эти выражения? (23 * 2 и 423 * 2 ) (Слайд 9)
2. Выход из проблемной ситуации.
– Определите тему нашего урока.(Слайд 10)
Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное.
– Поставьте цель. (Слайд 10)
Научиться умножать трёхзначное число на однозначное.
– Объясните, как будете вычислять? (Ученики могут предложить 2 способа решения.) (Слайд 11)
– Какой способ вам кажется удобнее? (Второй – столбиком, запись короче)
– Какой вывод сделаем? (Мы рассуждали верно.) Основываясь на ранее полученные знания, умножение двузначного числа на однозначное, мы объяснили новую тему.
– Знаете ли вы алгоритм умножения?(Слайд 12)
Пишу…
Умножаю единицы…
Умножаю десятки…
Умножаю сотни…
Читаю ответ…
V этап. Физкультминутка электронная.
VI этап. Закрепление изученного.
Вы хорошо справились со всеми заданиями и я вам предлагаю увидеть воочию жизнь и красоту морских глубин. Морская черепаха (Слайд 15) (Работа по учебнику с записью на доске и устным объяснением . с 90 № 1)
VII этап. Повторение пройденного. (Слайд 17)
Стр.89 №5
Прочитайте задачу.
– Подумайте, как оформить задачу кратко. (Схематический чертёж )
– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– Что необходимо узнать? (Составим план решения задачи)
Решение записываем по действиям.
– Записываем ответ.
VIII этап. Рефлексия. Итог урока.
Вот и подходит наше небольшое путешествие к концу. Но мы обязательно вернемся еще в подводные глубины. ) (Слайд 20)