Конспект урока математики по теме «Умножение суммы на число»
Тип урока: открытие новых знаний.
Обучающие цели:
создать условия для ознакомления уч-ся с распределительным свойством умножения относительно сложения;
формировать умения использовать распределительное свойство при выполнении вычислений.
Развивающие цели:
способствовать развитию наблюдательности, умения находить наиболее рациональные пути решения задач, развивать вычислительные навыки, продолжить формирование у учащихся умения работать самостоятельно, в парах, в группах.
Воспитательные цели:
воспитание чувства ответственности за результат, воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности, развивать способность самооценки.
Планируемые результаты (предметные)
Обучающийся научится: анализировать структуру числового выражения, формулировать правило умножения суммы на число; устно и письменно выполнять математические вычисления; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Получит возможность научиться: составлять алгоритм распределительного свойства умножения; находить ошибки и проводить их коррекцию; контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей;
Личностные: самоопределение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: контроль, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, конверты с заданиями для работы в группе, листы для записей выражений.
План урока.
1.Самоопределение к деятельности
(орг.момент)(экран)
-Ребята к нам на урок математики пришли гости, поприветствуем их.
- Улыбнулись друг другу, и пожмите руки
Пожелали мысленно друг другу хорошего рабочего настроения и отличных результатов.
-Сядем правильно при письме и запишем число и классная работа.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё одно открытие, но для этого, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем.
Минутка теории.
Найдите лишнее слово:
Уменьшаемое. вычитаемое, сумма, разность.
1Слагаемое,2 слагаемое, произведение, сумма
Делимое, делитель, частное, произведение
Закончите предложения:
От перестановки множителей …
Компоненты при сложении называются…
От перестановки слагаемых …
Компоненты при умножении называются…
3.Постановка учебной задачи
- Посмотрите на доску. Что общего у этих выражений? (есть скобки…)
(7+3)х2(6+4)х3
(6+3)х5(10+2)х3
- Посмотрите на доску. Что общего у этих выражений? (есть скобки…)
-каков порядок действий в выражениях со скобками?
( сначала считаем в скобках, а затем по порядку)
-Найдите значение этих выражений.
- Что скажите про выражение (10+2)х3?
Почему вы не смогли решить это выражение данным способом?
(Мы не знаем как 12 х3)
Тема нашего урока «Умножение суммы на число» (экран)
Какую цель вы поставите перед собой?
(узнать, как умножать сумму на число)
-Мы будем учиться умножать сумму на число разными способами.
4. Построение проекта выхода из затруднения
(работа в группах)
Для того. чтобы прийти к нашей общей цели, мы начнём с работы в группах. Не забывая о правилах работы в группах, попробуйте найти решение задачи. Внимание на экран.
У покупателя есть десятки и рубли. Ручка стоит 12 рублей. Чтобы оплатить её стоимость, можно заплатить 1 десятку и ещё 2 рубля. Как можно оплатить стоимость трёх ручек?
Как посчитать стоимость покупки?
На столах у вас конверты карточками-помощницами, и бумажные монеты.
Посоветуйтесь между собой и запишите решение задачи на листочках.
Как же можно оплатить стоимость 3 ручек по цене 12 рублей.
(представители каждой группы выходят к доске и объясняют всем)
12х3=(10+2)х3= 10х3+2х3=36
Что же вы сделали и с двузначным числом 12?
(представили в виде суммы разрядных слагаемых)
-Как же сумму чисел можно умножить на число?
Какой можно сделать вывод?
Чтобы умножить сумму на число, можно…
(Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.)
5.Реализация построенного проекта
А сейчас возвращайтесь на свои рабочие места.
В тетрадях продолжите запись этого выражения латинскими буквами.(экран)
(а+в)хс=
(сравнение с экраном)
(а + в) ? с = а ? с +в ? с
(сравнение с экраном. )
Что же обозначает это равенство?
Работа с учебником. Стр.84.
Откроем учебники на стр. 84 и сверим свой вывод, с выводом в учебнике.
- Как это равенство называется? (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ закон УМНОЖЕНИЯ. )
Физминутка
5. Первичное закрепление
Поработайте в паре и
Внимание на доску. Прочитаем выражение (6+4)х2
Работая в паре, найдите значение выражения двумя способами. Распределитесь, кто какой способ решения выбирает:
(работа в паре)
-Объясните. Какие способы вы применяли?
(выполняли действия по порядку, применяли распределительный закон умножения.)
(Экран)
6+4)х2= 10х2=20
(6+4)х2= 6х2+4х2=20
-Что вы можете сказать о значениях этих выражений?
Сделайте вывод.
-Почему они одинаковые?
(А если результаты одинаковы, значит, мы можем умножать сумму на число удобным способом.)
Какой способ для умножения суммы 6 и 4 на 2 удобный? Почему?
Когда же будем применять распределительный закон умножения?
(когда в сумме двузначное и не круглое число)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Продолжаем работать с учебником№3 стр. 84. Работаем самостоятельно по рядам и записываете только те выражения, в которых будете применять распределительный закон умножения.
Сравниваем с эталоном
1ряд 2 ряд 3 ряд
(6+7)х8 =104 (7+8)х6 90 (15+17)х100=3200
(10+7)х3 =51 (20+8)х5 =140 (100+70)х4=680
7. Включение в систему знаний и повторения
Работа с задачей.(экран)
А сейчас попробуем решить задачу, применяя наши умения умножать сумму на число разными способами.
Внимание на экран. Читаем задачу.
Четырёх храбрых путешественников попросили собрать 20 веток для костра. Справятся ли они с заданием, если каждый из них соберёт по 3 больших и 2 маленьких ветки?
О чём задача? О каких правилах поведения в природе должен помнить каждый путешественник?
Что известно в задаче?
Что нужно узнать?
Работаем по вариантам, используя алгоритмы решения. 1 вариант- первый способ решения.2 вариант –второй способ решения.
1 способ:
План решения:
Сколько больших веток собрали?
Сколько маленьких веток собрали?
Сколько всего веток собрали?
2 способ:
План решения:
Сколько больших и маленьких веток собрал один путешественник?
Сколько всего веток собрали четыре путешественника?
Проверяем решения задачи.
1 способ
1)3Х4=12 (в.)- больших
2)2х4=8 (в.) – маленьких
3) 12+8=20 (в.)- всего
Ответ: 20 веток собрали ребята.
2 способ
1)3+2= 5 (в.) –собрал один путешественник.
2) 5Х4=20 (в.) всего.
Ответ: 20 веток собрали путешественники.
Справились ли ребята с заданием? Почему?
Можно ли записать решения задачи выражением? Как?
(один ученик с комментирует)
(3+2 ) Х 4=20 (в.)
Ответ:20 веток
(экран)
-Можно ли при вычислении значения выражения применить распределительный закон умножения?
Почему? (удобно сложить в скобках)
Когда же мы будем применять распределительный закон умножения?
(когда в сумме двузначное не круглое число)
7.Итог урока и Рефлексия деятельности
Давайте вернёмся к началу нашей работы. Назовите тему урока.(Умножение суммы на число)
- Какую учебную задачу ставили перед собой?
- как же умножаем сумму на число?
(умножаем двумя способами)
Организация рефлексии (Экран)
- Я всё понял на уроке и могу
объяснить товарищу.
-Я усвоил тему, но объяснить
не могу.
-Эта тема для меня трудная.
Объясните, почему вы выбрали такой цвет?
-Дайте оценку своей работе на уроке.
8. Домашнее задание (экран)
Домашнее задание я предлагаю на выбор.
Рабочая тетрадь №3 стр. 47.
рабочая тетрадь. №2 стр. 46
№6 стр.85 найти периметр прямоугольника разными способами
9.Отметки за урок