(учебник, с. 11)
Цели деятельности учителя | Способствовать развитию умений умножать число на 1 и 0, анализировать задачи, составлять план и решать текстовые задачи разных видов, выполнять устные математические вычисления, решать уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий; способствовать развитию логического мышления |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять правило умножения числа на 0, выполнять устные вычисления, решать уравнения на сложение, вычитание, умножение и деление, задачи разных видов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Правила умножения любого числа на 0 и 1 |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – устанавливают математические отношения между объектами; используют математические знания в расширенной области применения; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера; используют различные способы | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. |
2. Устный счет: 1) Работа с таблицами. | № 45. | Выполняют задания. | Фронтальная. |
| | | | | поиска необходимой информации, знаково-символические средства для решения учебно-познавательных задач. Р – принимают и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | |
| 2) Постановка подходящих знаков: + , –, ·, : . | 27 3 7 = 17 27 3 7 = 6 27 3 7 = 23 27 3 7 = 37 27 3 7 = 16 27 3 7 = 2 | | Фронтальная. | |
| 3) Решение задач | № 47, 48. – О каких величинах говорится в задаче? – Что известно в задаче? – Что надо найти? – Как найти стоимость, если известны цена и количество? – Как решим задачу? – Составьте две обратные задачи к данной задаче | – О цене, количестве и стоимости. – Цена и количество. – Стоимость. – Надо цену умножить на количество. 10 · 4 = 40 | Фронтальная | Решение текстовой арифметической задачи |
IV. Изучение нового материала | 1. Повторение правил умножения на 0 и 1. | – Рассмотрите записи на полях учебника. Сформулируйте правила. | 1. Если число умножить на нуль, получится нуль. 2. Если нуль умножить на число, получится нуль. 3. Если единицу умножить на число, получится то же число. 4. Если число умножить на единицу, получится то же число. | Фронтальная, индивидуальная. | Работа с учебной статьей. Знание правил умножения на 0 и 1. |
| | – Какое свойство умножения вы еще знаете? – Как называются числа при умножении? – Как называются числа при делении? | – Переместительное: от перестановки множителей произведение не меняется. Отвечают на вопросы. | Знание переместительного свойства умножения. |
| 2. Решение примеров на умножение. | – Откройте учебник на странице 11 и посмотрите задание вверху страницы. Как вы думаете, почему верны эти равенства? – Верно. Используя это свойство умножения, мы сейчас с вами решим с комментированием у доски. № 44. № 46. | – Эти равенства верны, так как от перестановки множителей произведение не изменяется. Переставляют местами множители и решают примеры столбиком с комментированием. | Фронтальная, индивидуальная. | | Выполнение вычислений на основе переместительного свойства умножения |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 50. – Что просят сделать в задаче? | – Просят сначала начертить прямоугольник, а потом указать, на сколько сантиметров длина больше ширины. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; логическую цепь рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – используют речевые высказывания в ходе решения учебно-познавательных задач. | Устные ответы, записи в тетради (решение геометрической задачи). |
– Можно ли сразу начертить прямоугольник? – А можно найти его длину? | – Нет, так как мы не знаем длину. – Да. Надо 2 · 3 = 6. Чертят прямоугольник. |
– Как найти площадь прямоугольника? 2 · 6 = 12 (см). | – Надо длину умножить на ширину. |
2. Решение примеров. | № 53 | Решают самостоятельно. | Индивидуальная. | Выполнение вычислений. |
| 3. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | Л – осуществляют смыслообразование | Выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке? – Где применяли правила? – Что осталось непонятным? – С какого задания хотелось бы начать следующий урок математики? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 11 3, № 49, 52 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |