Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир местоимений (конспект урока русского языка)»
Конспект урока по литературе
«Удивительный мир местоимений»
Удивительный мир местоимений
(обобщение по теме «Разряды местоимений»)
Цель урока: повторить разряды местоимений.
Планируемые результаты:
Предметные – имеют представления о местоимении; находят местоимения в тексте, предложении, определяют разряды местоимений;
Метапредметные:
Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания;
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу;
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Межпредметные связи: связь с литературой.
Оборудование: эпиграф на доске, карточки с местоимениями, с текстом, магниты.
Ход урока.
1. Организационный момент. Работа с эпиграфом. Определение цели урока.
Все знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего. (из песни)
Как вы понимаете смысл этих слов? Как выдумаете, какова цель нашего урока? Через решение разных учебных задач мы научимся безошибочно находить местоимения, а также определять их разряд и употреблять их в речи. Мы будем путешествовать по станциям.
2. Выполнение учебных задач.
Станция 1 «Узнай в лицо»
Выберите из данных местоимений только указательные и запишите их. (местоимения написаны на доске)
Ваш, какой-то, кто, этот, столько, себя, те, никто, такой
Дополните ряд местоимением сей. К какой лексике принадлежит слово с точки зрения употребления? (лексика пассивного употребления, устаревшее)
Подберите к нему синоним. (этот)
Как называются такие слова? (архаизмы)
Станция 2 «Исследование»
Перед вами карточки со словами (на доске). Подумайте, на сколько групп можно разделить данные слова и распределите их.
Там, здесь, тут, теперь, что-нибудь, который, весь, ваш.
Дополнительно (для сильного класса):
Тогда, всюду, всегда, каждый, никого, сколько?
Прочитайте слова 1 группы. Определите разряд каждого местоимения.
(что-нибудь - неопределенное, который - относительное, весь - определительное, ваш- притяжательное, каждый - определительное, никого - отрицательное, сколько? - вопросительное)
Прочитайте слова 2 группы. Какой частью речи являются эти слова? (наречия)
(там, здесь, тут, теперь, тогда, всюду, всегда)
Как вы определили? (по вопросу)
Остановка
Физкультминутка
1) Какие местоимения мешают автотранспорту на дороге? (Я-мы)
2) Какие местоимения делают руки чистыми? (Вы-мы-ты)
3) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
4) Какое местоимение, если прочитать наоборот, превратится в союз? (Он-но)
Станция 3 «Найди слово»
Вставьте по смыслу подходящие местоимения. (у каждого карточки с текстами)
Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро. «Дале́че ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. «Недале́че — отвечал он. — Вон уж видна».
Местоимения для вставки: я, ничего, своей, он, себе, моего, его, всякую, мы, меня, своего (местоимения могут повторяться)
Станция 4 «Литературная»
Послушайте отрывки и подумайте, из каких они произведений и кто их автор. Выпишите местоимения, определите разряд.
1) «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
2) «Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?» (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
3) «Здравствуй, Балда-мужичок; какой тебе надобен оброк?» (А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4) «Скажите, кто из вас согласен скакать за дочерью моей?» (А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»)
3. Итоги урока. Рефлексия.
Что, на ваш взгляд, показалось самым трудным на уроке? Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто поставил себе 4 и 5. Кто сегодня оценил себя на 2? Скажите, что вам надо повторить, чтобы исправиться?
Домашнее задание.
Составить 10 словосочетаний с местоимениями разных разрядов для словарной работы
Список использованной литературы.
1. Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Русский язык. 6 класс. Ч. 2. - М.: «Просвещение», 2016.
2. Черногрудова Е. П. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс - М.: «Экзамен», 2013.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка - М.: «Мир и образование», 2004.