На уроке учащиеся научатся различать ударный слог, опираясь на лексическое значение слова, увидят, что от ударения зависит смысл слова, научатся правильно ставить знак ударения, делитьслова на слоги.
В разработке урока используется региональный компонент - текст для чтения о Семипалатинском реликтовом боре. Также небольшой текс для чтения научит ребят, как правильно посадить ёлочку.
Урок проводится с испльзованием ИКТ. На различных этапах урока можно использовать слайды. На протяжение всего урока с ребятами путешествуют Слоговичок и Ударение.
Весёлая физминутка "Ромашковое поле" позволит малышам отдохнуть и расслабиться.
Тест, предложенный в конце урока - способ проверки знаний каждого учащегося. Все первоклашки уйдут с урока с оценками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте
1 класс
Тема «Ударение»
Автор
учитель начальных классов
Фролова Г.А.
г. Семей
Тема урока: ”Ударение ”
Цель:совершенствовать умение различать в слове ударный слог, опираясь на лексическое значение слова,показать, что от ударения зависит смысл слова, когда не надо ставить ударение, убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.
Задачи:
1) учить правильно ставить ударение в словах, правильно делить слова на слоги;
3) воспитывать любовь и уважение к родному краю, коммуникативные качества:
умение слушать,
умение слышать друг друга и учителя,
учить вести учебный диалог.
Оборудование: интерактивная доска; предложения и слова, записанные на карточках На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.; рюкзак, знания, карта; текст на карточках«Как вырастить свою ёлочку или сосёнку»; учебник «Родное слово» для 1 класса; тест для каждого учащегося на карточке.
Ход урока
Оргмомент (Слайд № 1)
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых.
Вы здороваетесь как? А садитесь тихо как?
Настроение, какое?
- А я вам желаю интересных открытий на уроке, умных вопросов и грамотных ответов.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами вновь отправляемся в путешествие. Во время путешествия мы с вами будем учиться правильно ставить ударения в словах, узнаем, зависит ли от ударения смысл слова, узнаем кое - что новое о родном крае. А что это за путешествие, вы узнаете немного позже!
- Сейчас ответьте на мои вопросы, а точнее продолжите высказывания:
* речь бывает… (устная и письменная)
* речь состоит… (из предложений)
* предложения состоят из… (слов)
* слово можно разделить на … (слоги)
* слоги бывают: (ударные и безударные)
* слог, который произносится более протяжно…(ударный)
1.Постановка проблемы
- Прочитайте и подумайте, что записано у меня на доске?
На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.
- Что заметили особенного в этих предложениях?
- Какие слова схожи по написанию?
- Чем они различаются?
- Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?
- Чтобы убедиться в правильности своих предположений мы отправляемся в путешествие. А что берут с собой люди, отправляющиеся в поход?
(рюкзак, знания, карта)
- Эти слова (отпечатаны на карточках) разберите на слоги и поставьте ударение.
- Ну что ж, задания выполнены, тогда – вперед!
2.Работа с применением ИКТ.
- В дороге нам помогут Слоговичок и Ударение. (Слайд № 2)
- А отправляемся мы в НАШ РЕЛИКТОВЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ БОР! Это бор единственный в мире, кроме востока Канады, сохранившийся со времени таяния всемирного ледника. Учёные исчисляют его возраст примерно в 20 млн. лет. (Слайд № 3,4)
- Перед вами карта, по которой мы будем путешествовать. (Слайд № 5)
Рассмотрите её. Но прежде, чем отправиться в путешествие, люди проходят обучение. Вот и мы с вами сейчас пришли на курсы, которые называются «Знать полезно». Давайте прочтём текст, который лежит у вас на парте. Прочитав его, вы узнаете много нового и интересного. Называется он – «Как вырастить свою ёлочку или сосёнку»
Как вырастить свою ёлочку или сосёнку
Для того чтобы вырастить свою ёлочку или сосенку, нужно собрать зимой шишки, положить их в духовку и нагреть до пятидесяти градусов. Тогда семена выспевают и вылетают из шишек. Затем семена высаживаются сначала в горшочек, потом в грунт. Росток должен появиться уже через две недели. Поливать хвойное дерево нужно два раза в день.
Сосна не любит прямых солнечных лучей, поэтому лучше высаживать ее на улицу, на теневую сторону.
Работа по тексту.
- Когда нужно собирать шишки для того, чтобы вырастить свою ёлочку? (зимой)
- Где их нужно прогреть? (в духовке)
- Куда сначала садят семена? (в горшочек), а затем? (в грунт)
- Молодцы. В путь. (Слайд № 5)
3.Минутка чистописания. «Через горы, реки и долины…»
- Итак, первое задание на внимание. Вам предстоит перебраться «через горы, реки и долины…» (Слайд № 6)
- Откройте тетради, запишите число. А теперь я буду диктовать, какое препятствие вам встретилось на пути, а вы рисуете данный значок. Помните, что продолжит путь самый внимательный и старательный. А еще не забывайте помогать другу в беде!
-Местность нашего края не везде ровная, на пути встречаются холмы и возвышенности, а также равнины и даже водоёмы – речки и озёра.
- Первое препятствие - холмы
- Затем, извилистая речка
4. Отдохнём. Разминка. (Загадки)- Закончили! Здорово! Ребята, в нашем бору можно встретить животных, а каких, сейчас вы узнаете, отгадав загадки.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк) (Слайд № 7)
Летом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами (Ёж) (Слайд № 8)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) (Слайд № 9)
- Молодцы! С предыдущим заданием справились на отлично!
- После такого трудного пути необходимо и отдохнуть. (Слайд № 12)
- Помогите найти слова, обозначающие то, что можно съесть на привале.
Разделите их на слоги и поставьте ударение. Какой слог по счёту ударный? Назовите его.
Кашарыбабаранкамышка
Дети находят слова, делят их на слоги, затем записывают в тетради и на доске.
Ка-ша, ры-ба, ба-ран-ка
Давайте составим и запишем предложение со словом рыба.
6. Физминутка «Ромашковое поле» (Слайд № 13)
Редко можно встретить растущие ромашки в бору, но иногда это бывает.
Отдыхаем.
Карта(Слайд № 14)
7.«Каждый сам». Работа по учебнику. Самостоятельная работа. (Слайд № 15)
Откройте учебник Родное слово на стр. 135, упражнение № 7
- Прочитайте задание. Давайте вспомним, в каких случаях ударение в словах не ставится. (Если в слове есть гласная буква ё)
Спишите самостоятельно, поставьте в словах, где нужно ударение.
Проверка.
8. Положи в рюкзачок (Слайд № 16)
- Путешествие наше подходит к концу. И в заключении всегда подводится итог проделанной работе. Вот и мы сейчас подведём итог нашей работе, выполнив тест.
9. Подведение итогов урока.
- Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
10. Домашнее заданиеУпр. 5, стр. 134
Тест
В слове столько слогов, сколько:
А. Гласных
Б. Согласных
Слог, который произносится сильнее, называется:
А. Ударный
Б. Безударный
От правильной постановки ударения значение слова:
А. Зависит
Б. Не зависит
Использованная литература:
Дакишев Б. Сказки, которые рассказала мама. Усть-Каменогорск, 1990.
Злобина Т.А. Из опыта работы по русскому языку. Москва. Просвещение 1974 г.
Ковальчук В.И. Игровой модульный курс
Лухтанов А. «Медвяная роса»// «7 дней», 2003. 10.17.