Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь, познавательные интересы.
Воспитывать умение организовывать своё рабочее место, усидчивость.
Деят-ть учителя | Деят-ть учащихся | УУД |
Организационный момент. Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок. Гости к нам пришли сегодня! К ним сейчас вы повернитесь Улыбнитесь, подружитесь. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти. | | Личностные: формируем мотивацию к учебной деятельности. |
II. Минутка чистописания. На слайде даны слова: подберезовик, молодость, старушка, молоко. – Назовите, что объединяет все эти слова? Первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им сущ. 2 склонения. Вторая буква – гласная, находится в суффиксе им. сущ. 1 склонения (у) Третья – согласная, находится в корне им. сущ. 3 склонения и обозначает парный согласный по звонкости и глухости (д) 3.Актуализация опорных знаний. В воздухе кружились легкие снежинки. – Разбор предложения по членам предложения. Игра “Бегущие минутки”. – За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем! Изменяемая часть слова … (окончание). Часть речи, обозначающая предмет … (существительное). Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению). Постоянный признак имён существительных… (род). Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное). К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием). Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е). Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам). Сколько падежей в русском языке? … (шесть). – Молодцы! Справились с заданием! – Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). Склонение Падежи Окончание Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). Склонение Падежи Окончание | (это им сущ.) (о) (у) (д Разбирают по членам предложения. Склонение Падежи Окончание | Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. Способность осознавать и оценивать границу собственных знаний, элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. (Л.) Создавать высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая соответствующие языковые средства. (К.) |
V. Сообщение темы и цели урока. – Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных . – Значит, наша цель на этом уроке заключается в том, чтобы: | | Формируем умение прогнозировать предстоящую деятельность.(Р.) |
VI. Работа по теме урока. – Ребята, скажите, что мы знаем по теме урока? (что такое сущ., склонение, падеж, ключевые слова). А что умеем? (вставлять окончание по алгоритму) – Как проверить безударное окончание существительных. (Алгоритм работы – 2 способа определения падежных окончаний). а) Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений. – Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание. В деревне, по ветке, на западе, к площадке. – Сравни окончания. Что вы заметили? – Почему в этих словах мы написали окончание – Е? – Какое слово лишнее? – Сделайте вывод.(В п., д. п. окончание –е у сущ 1,2 скл) | В п., д. п. окончание –е у сущ 1,2 скл) | Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. (П-1.) |
VII. Физкультминутка. – Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте. Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель. | | |
б) Работа в парах. – Мальчик-иностранец не воспользовался памяткой «Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных и допустил ошибку в рассуждениях, что при Подошли (куда? к чему?) (к степи) к роще. Ребята шли (где? по чему?) (по воде) по краю дороге. вело к неверному написанию: | По краю дороги | Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия. (П-2 |
Работа по учебнику. - Попробуйте применить свои знания и умения упр. 211 и упр.212 . упр.213 - Какие проверочные слова вы возьмете для каждого склонения? (- 1 скл. – рука, 2скл. – плечо, 3 скл. – грудь) - Почему именно эти слова? (- Другие слова можно и забыть, а эти всегда при нас) - Какое условие должно выполняться для проверочных слов? (- Они должны быть того же склонения и в том же падеже, что и проверяемое слово) - Объясните, как вы действовали, выполняя упражнение? (цепочкой) - Поднимите руку, кто сделал все без ошибок. Молодцы! Я горжусь вами! - А кто допустил ошибки? Какие советы вы хотите дать этим ребятам? Самостоятельная работа упр.218. | | Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий. Понимать информацию, представленную в табличном виде, переводить в словесную форму. (П-1.) |
V. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Упр.219. - А теперь попробуйте составить два слова из букв «в к т р н» «к н к р с» Викторина Конкурс - А что такое ВИКТОРИНА? -А что такое КОНКУРС? -Найдите объяснение в толковом словаре. -Выполните с объяснением у доски упр. 219 в ТПО | | |
VIII. Работа в группах. 1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж. Свернул к речк… помог старушк… скрипит на дерев… 2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием -е. Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух… 3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п. пустыня, стакан, ладонь. Р. п. Д. п. П. п. | | Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия. (П-2.) |
IX. Включение в систему знаний. - Скажите, а важно ли уметь писать без ошибок? Почему? ( Очень важно писать без ошибок, потому что живя в России, писать на родном языке с ошибками стыдно) - А если вы не знаете, какую букву писать? (Если не знаем букву, отставляем «окошко») | | Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке, готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. (Л.) |
X. Рефлексия. 1.- Что закрепили сегодня на уроке? - Как надо действовать при написании безударных окончаний имен существительных? - Как вы считаете, мы достигли цели, которую перед собой поставили? - Нужно ли продолжать работу над этой темой? 2. Домашнее задание упр.224. | | Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. (К.) |