1.Организационный момент Цель этапа: самоопределение к деятельности | 1.Приветствует детей, объявляет о начале урока. -Ребята, сегодня в нашей школе день необыкновенный, особенный. У нас гости. А как встречают гостей? -С радостью, открытой душой. Давайте поприветствуем гостей. Мы приветствуем гостей: Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых. Чтобы гостям не было скучно, мы должны организовать урок интересным, результативным, а это зависит от вас, ребята. Будьте активными. 2. Девиз сегодняшнего урока русского языка – слова А.Н.Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…» Какой совет дает нам русский писатель? 3. Запишите сегодняшнее число, вид работы (классная работа). Обратите внимание на орфограммы в записи даты. | Проверяют рабочие места, настраиваются на работу. 2.Приветствуют гостей. 3. Читают слова, высказывают мнения. - Нужно серьезно относиться к русскому языку. - Мы должны учиться правильно, грамотно выражать свои мысли, чтобы наша речь была понятна другим людям. - Необходимо соблюдать правила, тогда и мыслить будешь правильно, четко. 3. Записывают. Осуществляют процедуру самоконтроля. |
2.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала | Чистописание -Отгадайте загадку, и вы узнаете какую букву будем писать на минутке по чистописанию. Половинку от жука Составляет буква … (к) -Откройте тетради по чистописанию на странице -Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка. Комплексная работа над предложением. Каждая пара будет работать со своим предложением. Задания даются общие. 1.Работа в паре. Игра «Зоркие глазки». Подчеркнуть все знакомые орфограммы в словах и между словами. 2. В предложениях расставьте знаки препинания, оформите их правильно. Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения, указать части речи, определить падеж имён существительных. 3)Выбрать схему для предложения. - «П», - а. Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы. Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор. (Э. Успенский) И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит. (Д. Хармс) | 1)Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, доказывают правильность написания. 2)Выделяют грамматическую основу, дают характеристику предложению, указывают части речи. 3)Определяют падеж, пишут над словом. 4)Находят соответствующую схему для предложения. |
3. Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задач урока. 4.Построение плана выхода из затруднений. Цель этапа: планирование учебной деятельности. | Мотивирующий приём. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже творительном. (Т. Рик) – Назовите тему урока. Сформулируйте цель урока. 2. –Для достижения цели, необходим план. Составим план, по которому мы в конце урока расскажем о творительном падеже. Сравните свой план с планом на доске План. 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги. 5) Роль в предложении. | Тема урока «Творительный падеж имён существительных». Узнать новое о Т.п. Научиться определять творительный падеж имён существительных. Находить имена существительные в творительном падеже в тексте. Составляют план изучения творительного падежа. План. 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги. 5) Роль в предложении. |
5.Открытие новых знаний. Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. | 1.Реализация плана деятельности Приступим к реализации плана 1) Орфографический диктант. - Запишите слова в два столбика. пейзаж рисунок алмаз абзац дорожка берёза ель осина жемчуг тянулись яблоко газета абрикос - Что объединяет слова 1 столбика? ( орфограмма- согласный ) - Какое слово может быть лишним? (ель) - Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись ) - Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились? ( Падеж- работяга ) - Какой же падеж так называют? - Почему его так называют, вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. 2) Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа. -Что означает слово «своеобразный»? Где можно узнать значение этого слова? -Прочитайте статью. – Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым что-то делают, творят.) – Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. (Неводом, голосом, топорами – значит, Неводом, голосом, топорами – значит с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.) -Работа в паре. Составьте словосочетания, где существительные творительного падежа называют орудие, которым что-то делают. (Строгает рубанком, режет ножом, подметает метлой, красит кистью, копает лопатой, пилит пилой) Фиксировать новые знания будем в таблице. Работа в группах. По материалам этого текста заполните таблицу. Творительный падеж | вопросы | вспомагательное слово | предлоги | пример | член предложения | | | | | | 3) Актуализация. Беседа. – На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово. – Приведите примеры имён существительных в творительном падеже. -Что ещё осталось выяснить? 4) – Какие предлоги употребляются с творительным падежом? Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж. –Выпишите словосочетания глагол +сущ. в Т. п. с предлогом. Обведите в кружок предлоги. (Пировал( с кем?) с друзьями, растёт(перед чем?) перед дворцом, чахнет (над чем?)над златом, ложится (пред чем?) пред огнём, простился (с кем?) с царицей. - Какие предлоги употребляются с творительным падежом? Вывод: предлоги с, перед, над, под, за употребляются с творительным падежом. Работа в паре. Дополните таблицу. -Занесите данные о предлогах в таблицу. | 1.Записывают слова в два столбика, определяют лишние слова. Выделяют карандашом в столбиках первые буквы слов. 2.Читают задание. Читают текст. Работают с толковым словарём. 3.Отвечают на вопросы. 4. Приводят примеры. 5.Составляют словосочетания. 6. Отвечают на вопросы, обсуждают, приводят примеры. С какими предлогами употребляется творительный падеж. 7.Находят имена существительные в творительном падеже, записывают словосочетания с именами существительными в Т. п., обводят в кружок предлоги. 8.Дополняют таблицу. |
6. Физминутка | А сейчас настало время отдохнуть. Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Дашу кинули снежком (произвольные движения), В Сашу кинули снежком, В Женю кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)- Побежим скорей домой (возвращаемся на места)! | |
7. Первичное закрепление. | -Что из намеченного плана мы выполнили? -Согласно нашему плану, для того, чтобы знания стали прочными, необходима тренировка. 1)Запись и разбор педложения. -Давайте запишем предложение и выясним, каким членом предложения являются имена существительные в творительном падеже. Декабрьской ночью над землёй кружился пушистый снег. Вывод: имена существительные в творительном падеже в предложении являются второстепенным членом предложения. Работа в паре. Дополните таблицу. -Занесите данные в таблицу. Упражнение 150 -Что следует учесть? Может возникнуть проблема: дети будут составлять словосочетания с каждым глаголом и существительным. Следует обратить внимание на сочетаемость слов. Присмотреть (за кем?) за сестрой Остановился (перед чем?) перед рекой Повстречался (с кем?) с сестрой Зашла (за чем?) за молоком Пролетели (над чем?) над головой, над гнездом | Узнали историю падежа и выяснили, с какими предлогами употребляется творительный падеж. Учащиеся записывают предложение, находят имена существительные в творительном падеже и определяют, каким членом предложения являются имена существительные в творительном падеже. Анализируют задание. Составить словосочетания с именами существительными в Т.п. Надо правильно употреблять слова. |
8. Самостоятельная творческая работа. Цель этапа: включение новых знаний в систему знаний. | -Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. Ваши рисунки с зимними пейзажами вдохновили меня на творчество. К сегодняшнему уроку я написала историю о том, как Мороз-трудяга с помощью падежа работяги землю снегом покрывал. Но вот незадача, в компьютер попал вирус и в моей работе пропали имена существительные. Я торопилась на урок и не успела восстановить текст. Я прошу вас помочь мне в этом. Наступила морозная зима. За … большими … падает снег. Речка покрылась толстым блестящим … . Снег укрыл чёрную грязную землю белым пушистым … . Засыпаны … ели и сосны. Под зелёной еловой … строит свой дом зайка. Зима раскрасила крыши домов белой … , окна - серебристым ….. . Давайте проверим что у вас получилось. | Выставка детских рисунков на доске. Выполняют задание. Учащиеся зачитывают свою работу. |
9.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель этапа: Проверка этапа достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. | – Послушайте стихотворение и подумайте, кто о себе так может сказать: Я – умелец и творец, Художник, композитор и певец! Один волнует лишь меня момент: Чем мне творить? Скорее дайте инструмент! Чем мне творить? Смычком, резцом, умением… Чем мне довольным быть? Хорошим настроением! Но не весел нынче я – Имя позабыл, друзья! Ребята, сейчас мы с вами составим кластер «Что мы узнали о творительном падеже». Кластер-это группа каких-то близких, родственных, объединённых между собой компонентов. – Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями: внимательно слушал активно работал рассуждал правильно отвечал проявлял старание красиво писал усвоил тему урока не понял особенности имен существительных в творительном падеже не смогу определить существительное в творительном падеже не запомнил предлоги творительного падежа | Ученица читает стихотворение. Так о себе может сказать творительный падеж. Составление кластера. |