kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творительный падеж имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится по ОС "Школа 2100"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творительный падеж имён существительных»

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку, класс 4

Общая характеристика учебного занятия

Тема

Творительный падеж

Цели:

Воспитывающая. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, трудолюбие и аккуратность на письме.

Развивающая. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц), преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать по плану, контролировать результат.

Обучающая. Познакомить с отличительными особенностями имён существительных в творительном падеже и определять изученные падежи (И., Р., Д., В.п.) имён существительных в тексте.

Основное содержание темы, термины и понятия

Творительный падеж. Вопросы падежа. Вспомогательное слово творительного падежа. Предлоги творительного падежа. Употребление в речи.

Планируемый результат

Предметные

УУД


Знать отличительные собенности творительного падежа имён существительных: вопросы, предлоги, вспомогательное слово. Уметь определять творительный падеж имён существительных.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности и высказывать своё мнение.

Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану.

Коммуникативные: развивать умения договариваться о совместной работе, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать других,сотрудничать при работе в команде.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, решение учебных задач по аналогии.


Структура учебного занятия (этапы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цель этапа: самоопределение к деятельности

1.Приветствует детей, объявляет о начале урока.

-Ребята, сегодня в нашей школе день необыкновенный, особенный. У нас гости. А как встречают гостей?

-С радостью, открытой душой.

Давайте поприветствуем гостей.

Мы приветствуем гостей:

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Чтобы гостям не было скучно, мы должны организовать урок интересным, результативным, а это зависит от вас, ребята. Будьте активными.

2. Девиз сегодняшнего урока русского языка – слова А.Н.Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»

Какой совет дает нам русский писатель?

3. Запишите сегодняшнее число, вид работы (классная работа). Обратите внимание на орфограммы в записи даты.


  1. Проверяют рабочие места, настраиваются на работу.






2.Приветствуют гостей.









3. Читают слова, высказывают мнения.

- Нужно серьезно относиться к русскому языку.

- Мы должны учиться правильно, грамотно выражать свои мысли, чтобы наша речь была понятна другим людям.

- Необходимо соблюдать правила, тогда и мыслить будешь правильно, четко.


3. Записывают. Осуществляют процедуру самоконтроля.



2.Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала

Чистописание

-Отгадайте загадку, и вы узнаете какую букву будем писать на минутке по чистописанию.

Половинку от жука

Составляет буква … (к)

-Откройте тетради по чистописанию на странице

-Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

Комплексная работа над предложением.

Каждая пара будет работать со своим предложением. Задания даются общие.


1.Работа в паре. Игра «Зоркие глазки». Подчеркнуть все знакомые орфограммы в словах и между словами.

2. В предложениях расставьте знаки препинания, оформите их правильно. Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения, указать части речи, определить падеж имён существительных.

3)Выбрать схему для предложения.

- «П», - а.

Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы.

Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор. (Э. Успенский)

И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит. (Д. Хармс)









1)Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, доказывают правильность написания.



2)Выделяют грамматическую основу, дают характеристику предложению, указывают части речи.



3)Определяют падеж, пишут над словом.










4)Находят соответствующую схему для предложения.


3. Постановка учебной задачи.

Цель этапа:

создание условий для формулирования

детьми темы и задач урока.


4.Построение плана выхода из затруднений.

Цель этапа: планирование учебной деятельности.

Мотивирующий приём.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже творительном.

(Т. Рик)

– Назовите тему урока. Сформулируйте цель урока.


2. –Для достижения цели, необходим план. Составим план, по которому мы в конце урока расскажем о творительном падеже. Сравните свой план с планом на доске

План.

1) Почему падеж получил такое название?

2) Вопросы падежа.

3) Вспомогательное слово.

4) Предлоги.

5) Роль в предложении.




Тема урока «Творительный падеж имён существительных».

Узнать новое о Т.п.

Научиться определять творительный падеж имён существительных.

Находить имена существительные в творительном падеже в тексте.

Составляют план изучения творительного падежа.

План.

1) Почему падеж получил такое название?

2) Вопросы падежа.

3) Вспомогательное слово.

4) Предлоги.

5) Роль в предложении.




5.Открытие новых знаний.

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

1.Реализация плана деятельности

Приступим к реализации плана

1) Орфографический диктант.

   - Запишите слова в два столбика.
пейзаж                       рисунок
алмаз                            абзац
дорожка                       берёза
ель                           осина
жемчуг                         тянулись
яблоко
газета
абрикос

- Что объединяет слова 1 столбика? ( орфограмма- согласный )
- Какое слово может быть лишним? (ель)
- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись )
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились? 
( Падеж- работяга )

- Какой же падеж так называют?

- Почему его так называют, вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский.
2) Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа.

-Что означает слово «своеобразный»? Где можно узнать значение этого слова?

-Прочитайте статью.

– Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым что-то делают, творят.)

– Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения.


(Неводом, голосом, топорами – значит, Неводом, голосом, топорами – значит с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.)

-Работа в паре. Составьте словосочетания, где существительные творительного падежа называют орудие, которым что-то делают. (Строгает рубанком, режет ножом, подметает метлой, красит кистью, копает лопатой, пилит пилой)

Фиксировать новые знания будем в таблице.

Работа в группах. По материалам этого текста заполните таблицу.


Творительный падеж

вопросы

вспомагательное

слово

предлоги

пример

член предложения







3) Актуализация.

Беседа.

– На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово.

– Приведите примеры имён существительных в творительном падеже.

-Что ещё осталось выяснить?

4) – Какие предлоги употребляются с творительным падежом?

Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж.

–Выпишите словосочетания глагол +сущ. в Т. п. с предлогом. Обведите в кружок предлоги. (Пировал( с кем?) с друзьями, растёт(перед чем?) перед дворцом, чахнет (над чем?)над златом, ложится (пред чем?) пред огнём, простился (с кем?) с царицей.

- Какие предлоги употребляются с творительным падежом?

Вывод: предлоги с, перед, над, под, за употребляются с творительным падежом.

Работа в паре. Дополните таблицу.

-Занесите данные о предлогах в таблицу.



1.Записывают слова в два столбика, определяют лишние слова. Выделяют карандашом в столбиках первые буквы слов.

























2.Читают задание. Читают текст.



Работают с толковым словарём.






3.Отвечают на вопросы.






4. Приводят примеры.




5.Составляют словосочетания.














6. Отвечают на вопросы, обсуждают, приводят примеры.








С какими предлогами употребляется творительный падеж.



7.Находят имена существительные в творительном падеже, записывают словосочетания с именами существительными в Т. п., обводят в кружок предлоги.





8.Дополняют таблицу.

6. Физминутка


А сейчас настало время отдохнуть.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Дашу кинули снежком (произвольные движения),

В Сашу кинули снежком,

В Женю кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!



7. Первичное закрепление.

-Что из намеченного плана мы выполнили?

-Согласно нашему плану, для того, чтобы знания стали прочными, необходима тренировка.

1)Запись и разбор педложения.

-Давайте запишем предложение и выясним, каким членом предложения являются имена существительные в творительном падеже.

Декабрьской ночью над землёй кружился пушистый снег.

Вывод: имена существительные в творительном падеже в предложении являются второстепенным членом предложения.

Работа в паре. Дополните таблицу.

-Занесите данные в таблицу.



Упражнение 150

-Что следует учесть? Может возникнуть проблема: дети будут составлять словосочетания с каждым глаголом и существительным. Следует обратить внимание на сочетаемость слов.

Присмотреть (за кем?) за сестрой

Остановился (перед чем?) перед рекой

Повстречался (с кем?) с сестрой

Зашла (за чем?) за молоком

Пролетели (над чем?) над головой, над гнездом

Узнали историю падежа и выяснили, с какими предлогами употребляется творительный падеж.


Учащиеся записывают предложение, находят имена существительные в творительном падеже и определяют, каким членом предложения являются имена существительные в творительном падеже.





Анализируют задание. Составить словосочетания с именами существительными в Т.п.

Надо правильно употреблять слова.

8. Самостоятельная творческая работа.

Цель этапа: включение новых знаний в систему знаний.

-Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. Ваши рисунки с зимними пейзажами вдохновили меня на творчество.

К сегодняшнему уроку я написала историю о том, как Мороз-трудяга с помощью падежа работяги землю снегом покрывал.

Но вот незадача, в компьютер попал вирус и в моей работе пропали имена существительные. Я торопилась на урок и не успела восстановить текст. Я прошу вас помочь мне в этом.

Наступила морозная зима. За … большими … падает снег. Речка покрылась толстым блестящим … . Снег укрыл чёрную грязную землю белым пушистым … . Засыпаны … ели и сосны. Под зелёной еловой … строит свой дом зайка. Зима раскрасила крыши домов белой … , окна - серебристым ….. .

Давайте проверим что у вас получилось.



Выставка детских рисунков на доске.












Выполняют задание.










Учащиеся зачитывают свою работу.

9.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель этапа:

Проверка этапа достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

– Послушайте стихотворение и подумайте, кто о себе так может сказать:

Я – умелец и творец,

Художник, композитор и певец!

Один волнует лишь меня момент:

Чем мне творить?

Скорее дайте инструмент!

Чем мне творить?

Смычком, резцом, умением…

Чем мне довольным быть?

Хорошим настроением!

Но не весел нынче я –

Имя позабыл, друзья!



Ребята, сейчас мы с вами составим кластер «Что мы узнали о творительном падеже».

Кластер-это группа каких-то близких, родственных, объединённых между собой компонентов.

– Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

внимательно слушал

активно работал

рассуждал

правильно отвечал

проявлял старание

красиво писал

усвоил тему урока

не понял  особенности имен существительных в творительном падеже

не смогу определить существительное в творительном падеже

не запомнил предлоги творительного падежа

Ученица читает стихотворение.
















Так о себе может сказать творительный падеж.




Составление кластера.

10.Д/з

Информация о домашнем задании.

(Стр. 136, упражнение 2,записать словосочетания, указать падеж имён существительных.

Молодцы! Если вы и дальше будете помагать друг другу, то вам всегда будет сопутствовать удача, и всегда будет ждать успех. Спасибо за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творительный падеж имён существительных

Автор: Захарова Елена Николаевна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация «Творительный падеж имён существительных 1, 2 склонения» 4 класс Русский язык"
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiiatvoritielnyipadiezhimionsushchiestvitielnykh12sklonieniia4klassrusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "283126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453795985"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Открытый урок : "Падежи имён существительных""
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyiurokpadiezhiimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "295624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455855168"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока "Осенний калейдоскоп" Учимся различать падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-osiennii-kalieidoskop-uchimsia-razlichat-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "100291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402375484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Творительный падеж имён существительных "
    ["seo_title"] => string(49) "tvoritiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "237117"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444234366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства