Просмотр содержимого документа
«Творчество К.И. Чуковского»
Технологическая карта урока.
УУД: Ф.И.О. учителя: Абрамова А.А.
Класс: 2 «А»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: К.Чуковский «Радость».
Тип урока: открытия новых знаний
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского ; познакомить детей с небылицей «Радость»; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма).
Задачи:
Продолжить знакомство с биографией К.Чуковского, с его произведениями;
развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения.
учить работать в творческом коллективе с распределением ролей и задач, работать в команде
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря
познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция. Проговаривать последовательность действий на уроке.
коммуникативные: слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, учиться работать в группе,
выполнять различные роли (исполнителя, лидера).
личностные: осознанностьучения, адекватное реагирование на трудности, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс,компьютер учителя;мультимедийный проектор ; интерактивная доска; карточки для индивидуальной работы, работы в парах, группе.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Цель
Содержание учебного
материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.
Учитель:
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
Ученики:
«Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать». -
Проверьте готовность к уроку:
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. То, чего не бывает в действительности; вымысел.
Выявление места и причины затруднения
На основе
соотнесения
своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.
Фронтальная беседа учителя и учеников.
Работа в группах.
Над каким разделом мы сейчас работаем?
- С творчеством какого автора мы начали знакомство на прошлом уроке?
-Что интересного узнали о нём?
- А с каким произведением этого автора вы познакомились на уроке?
- Какой жанр этого стихотворения?
- Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока.
- Какие задачи вы перед собой поставите?
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
- Изучали творчество Чуковского.
Вспоминают правила работы в группах.
Рассказывают интересные, запомнившиеся им факты из жизни и творчества Корнея Ивановича. Говорят, что познакомились с небылицей «Путаница».
Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. То, чего не бывает в действительности; вымысел.
Формулируют тему урока, цели.
Работа в парах
Работа в группах.
- Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? (повторить, то, что нам потребуется на уроке)
- Вспомните, небылица к какому разделу относится?
Как по-другому назвать УНТ?
- Что такое фольклор?- Сейчас проверим, как хорошо вы знаете, жанры устного народного творчества. - Прочитайте, какие жанры УНТ указаны.
-Возьмите листы с текстом.
-Нужно прочитать текст на листочке, определить к какому жанру УНТ относится .
Водичка, водичка!
Умой, моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
(потешка)
Обманули простака,
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку.
(дразнилка)
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках,
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
(небылица)
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
(скороговорка)
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Собака)
(загадка)
- Проверка. Давайте проверим это задание. ( Сигналы : согласны или не согласны)
Над каким разделом мы сейчас работаем?
- С творчеством какого автора мы начали знакомство на прошлом уроке?
У вас было задание подготовить информацию о К.Чуковском. Где вы искали информацию?
-Что интересного узнали о нём?
- А с каким произведением этого автора вы познакомились на уроке?
- Какой жанр этого стихотворения?
- Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока.
- Какие задачи вы перед собой поставите?
Фольклор - слово «фольклор» произошло от английских слов «folk»- мудрость «lore»- народ. Это означает народная мудрость.
Жанры устного народного творчества
( Сигналы : согласны или не согласны)
Дети работают в группах.
Затем один представитель от группы читает вариант ответа
Первичное чтение небылицы и выявление восприятия текста.
Подготовить детей к выразительному чтению небылицы.
Чтение стихотворения проходит в виде прослушивания записи на диске.
На экран выводится красочный слайд.
Перед прослушивание стихотворения -Подумайте, почему произведение называется «Радость?».
-Какое настроение у вас после прослушивания этого произведения?
-Чему так радовался автор?
-Какое слово в произведении повторяется несколько раз?
-Какое настроение оно создает?
-Что происходит в природе с деревьями, птицами, от радости?
-Может такое случиться на самом деле? А вы хотели бы этого?
Как называется созвучие стихотворных строк?
-Какие рифы вы нашли?
Дети высказывают своё мнение, обосновывая и доказывая.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя учебник.
Работа в группах.
Учитель контролирует правильность чтения
Чтение учениками небылицы.
Проверить уровень приобретённых знаний.
Чтение небылицы «Радость» в группах.
По цепочке читают небылицу, таким образом все вовлечены в работу.
Физкультминутка
Научить выполнять комплекс гимнастики для глаз.
Изучение и выполнение гимнастики для глаз.
С помощью презентации проводится гимнастика для глаз.
Выполняют комплекс гимнастики для глаз.
Включение в систему знаний и повторение
Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.
Работа в группе.
1 уровень - Вставить в стихотворение пропущенные слова.
2 уровень.
Сейчас вы будете выполнять синквейн. Слово, с которым вы будете работать - радость.
Дети в группах выполняют синквейн. Далее зачитывают свои варианты.
Выбирают по одному представителю из группы для чтения всему классу.
Рефлексия учебной деятельности
Проверка способности самооценки, как личностный результат. Самоанализ.
-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке
Оценивают свою работу на уроке.
Презентация «Произведения К.И. Чуковского».
(Дети рассматривают портрет.)
- В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако он не любил, когда его так называли. Его день рождения – 1 апреля 1882г.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только мы, но и наши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
Вообще-то, Корней Иванович был критиком, литературоведом, асказочником он стал совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил, Он по улицам ходил
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что
мальчик запомнил ее всю. И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей: «Надо, надо умываться
По утрам и вечерам. А нечистым
Чуковский любил наблюдать за детьми. Свои наблюдения и выводы он опубликовал в книге «От двух до пяти».
Очень забавляли меня такие детские изречения и возгласы:
- Папа, смотри, как у тебя брюки нахмурились.
- Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
Жорж разрезал лопатой дождевого червя пополам.
- Зачем ты это сделал?
-Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее».
В создании детских стихотворных сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора.
К сожалению, жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского завершен(1969г). Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.