Цели: познакомить учащихся с творчеством К. И. Чуковского, Расширить представление учащихся о различных литературных жанрах на примере творчества Чуковского, продолжить работу над сценическим творчеством, развивать интерес к художественной литературе.
Ход праздника.
1. а) Учитель:
-Сегодня у нас необычный праздник. Он немного волшебный. Ведь волшебники встречаются не только в сказках и на рисунках. Они рядом с нами, только их нелегко узнать. Но одного волшебника мы знаем.
-Этот добрый волшебник – известный детский писатель Корней Иванович Чуковский.
( презентация)
б) ( портрет Чуковского)
-Посмотрите на портрет этого замечательного человека, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, что общего в его голосе и его внешности? (доброта)
- Его всегда любили дети и карикатуристы. Дети за то, что он говорил на понятном им языке, а карикатуристы, те, кто создаёт дружеские шаржи, т.е. смешные рисунки, за его внешность. Полные румяные щёки, над ними большой любопытный нос, щёточка усов, смеющиеся светлые глаза, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, А кроме этого, очень высокий рост, длинные руки и удивительно лёгкая походка. Очень стремительная,
почти полубег. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
в) - Послушайте одно из произведений Чуковского.
( звучит запись стихотворения « Чудо- дерево»)
- Чем замечательны плоды этого дерева? (каждый берёт то, что ему нужно)
г) – И мы сегодня вырастим своё чудо- дерево, а его плодами будут литературные труды Чуковского.
(иллюстрация дерева)
д) - В каком жанре написано произведение « Чудо- дерево»? (стихотворение)
- Значит, кем был корней Чуковский? (поэт) - вывешивается на дерево табличка
- С ранних лет стихи его приносят нам огромную радость. Не только вы, но и ваши родители, даже бабушки и дедушки не представляют своего детства без его героев. Стихи Чуковского звучат великолепно, они развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Известный актёр Ираклий Андроников так писал о Чуковском:
( презентация «Слова Андроникова»)
- Послушайте ещё некоторые из стихотворений Чуковского.
(чтение стихов: «Головастики» - Ерошкина Ксения,
« Поросёнок» - Калашникова Марина,
« Федотка» - Хохрякова Вероника.)
е)- Корней Иванович отличался большим трудолюбием. « Всегда, - писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
( чтение и отгадывание загадок)
Чудесный дом. Был белый дом, чудесный дом,
И что- то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
Чудесная пещера. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.
Чудесные кони. Два коня у меня,
Два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
Чудесный паровоз. Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл!
Зубастая загадка. Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Берегись! Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
2.а) – Но Чуковский был не только поэтом. Рассмотрите иллюстрации и скажите, к каким произведениям эти картины?
( на доске иллюстрации и рисунки ребят)
- А это что за жанр? Значит, Чуковский ещё был и сказочник?
( на дерево вывешивается табличка «сказочник»)
-Сказочником Чуковский стал случайно. Вот как он вспоминает об этом.
« Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!