Просмотр содержимого документа
«Творчество Чарушина»
Устный журнал
«Евгений Иванович Чарушин: Все начиналось с детства».
Цели:
дать понятие о художниках – анималистах и особенностях их иллюстраций;
познакомить с творчеством художника – анималиста Е. И. Чарушина, с его рассказами и иллюстрациями не только для своих книг, но и для произведений других писателей, добиться узнаваемости его творческой манеры;
ввести ребят в созданный художником мир природы, научить видеть красоту, повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение;
прививать любовь к чтению, уважение, чувство ответственности к братьям нашим меньшим.
Оборудование: книги Е. И. Чарушина с его иллюстрациями, а так же книги М. Пришвина, В. Бианки, Г. Снегирева, С. Маршака с его же рисунками; ТСО – презентация.
Ход урока
Сегодняшняя наша встреча посвящена замечательному человеку.
Наш урок – это устный журнал, который называется «Евгений Иванович Чарушин: Все начиналось с детства». (Слайд 2) Сегодня мы пролистаем страницы жизни и творчества писателя Евгения Ивановича Чарушина, которому 11 ноября исполняется 118 лет со дня рождения.
- Давайте познакомимся с содержанием нашего устного журнала.
(слайд 3)
В этом журнале 4 страницы.
На странице 1 мы узнаем, кто такой Е. И. Чарушин и чем он занимался в жизни.
Страница 2 познакомит нас с детством этого человека.
Страница 3 познакомит с творчеством писателя и художника Чарушина. Мы рассмотрим его рисунки и услышим отрывки из его рассказов.
А страница 4 нам откроется, если только вы читали рассказы Евгения Ивановича, потому что это будет викторина.
Страница 1. Чарушин Евгений Иванович - заслуженный деятель искусств.
Чарушин Евгений Иванович – детский писатель и художник, знакомый и любимый нами с детства. Много книг для самых маленьких читателей написал и проиллюстрировал Евгений Иванович.
Трогательные мохнатые зверьки на страницах его книг остаются в памяти на всю жизнь. Интересные истории о животных, лесных и домашних , знакомят нас с необъятным миром природы.
Творчество было высоко оценено' и в 1945 году Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств.
Страница 2. «Благодаря моему детству…». Детские годы.
_ Что же так повлияло на маленького Женю в детстве, что вся его жизнь и все его творчество посвящено было животным?
Все началось с детства. Сам Евгений Иванович говорил: «И если я сейчас - художник и писатель, то только благодаря моему детству».
Родился Е.И. Чарушин 11 ноября 1901 года в семье губернского архитектора, т.е. было это 115 лет тому назад. В семье будущего писателя и художника царил культ искусства и природы. Его родной город - город Вятка.
Любовь к природе родители прививали сыну с детства.
Сохранилась фотография родителей Чарушина. (беседа по фото)
Из воспоминаний Чарушина: «Отец брал меня во все свои поездки . Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».
Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом все это превращалось в домашний чудо – сад. Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, разными подстреленными птицами, которых выхаживали и лечили…
Сохранилась фотография дома Чарушиных. (беседа по фото 1)
«Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери».
Увлечение природой порой доходило до смешного. Однажды маленький Женя решил кушать все, что едят его друзья-птицы, и заболел брюшным тифом. А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.
Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще — ну, хотя бы жирафа или тапира. (фото дома 2, как выглядит дом в наше время)
Страница 3. Художник анималист.
Природа все сильнее окружала будущего писателя. Она радовала и удивляла, и ему хотелось подольше сохранить то, что он видел. Изучая природу, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. Рисовать Чарушин начал рано.
Из его воспоминаний: «Это было просто, …, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа».
Е.И. Чарушин окончил Ленинградскую академию художеств и был приглашен в 1926 г. на работу в издательство «Детгиз» в качестве художника. Он проиллюстрировал более 100 книг, в числе которых были не только его рассказы, но и произведения Виталия Бианки и Самуила Маршака, Николая Сладкова, Геннадия Снегирева, Михаила Пришвина и Мамина-Сибиряка и других.
(Демонстрация книжной выставки)
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Его рисунки узнаешь без подписи. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер.
Вот как сам Евгений Иванович говорил об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребенок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать».
На страницах рассказов Е. И. Чарушина мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котенка» рыси
и других малышей.
А рассказы Чарушина учат нас любить и бережно относиться к животным, и к домашним и диким, беречь такой удивительный, но хрупкий мир природы.
Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Приглашаю вас в галерею иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина.
Давайте посмотрим, как выглядят животные в природе и как они выглядят на страницах книг Евгения Ивановича Чарушина.
Далее ребята рассматривают иллюстрации к рассказам и фотографии тех же животных, и вместе с библиотекарем сравнивают, анализируют .каждая иллюстрация сопровождается чтением отрывка к этой иллюстрации.
1. «Страсть захотелось медвежонку малинки! Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, теплота, вареньем малиновым пахнет. Сидит «Медвежонок в малиннике сладкую малину обсасывает». (Как медвежонок сам себя напугал)
2. «Когда Тюпа очень удивляется или увидит непонятное и интересное , он двигает губами и тюпает: «Тюп- тюп – тюп..». Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
Ползет Тюпа. Уж так таиться, прячется. Даже не тюпает – боиться спугнуть. Близко, близко подполз да как прыгнет – прыг! Как схватит… да не схватил. (Почему Тюпу прозвали Тюпой)
3. В это время у щенят зубы чешутся, и они любят что-нибудь погрызть. И один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует. (Томка)
4. «Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: ….
Маленький – маленький котеночек ходит, большеголовый котеночек. Хвост коротенький – не хвост, а хвостишко. … Играет себе котеночек…, вдруг тучу толкунцов–комаров заметил. Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил – видно, хотел всех комаров в охапку поймать. А тут шмель на глаза попался. Подобрался котенок и к шмелю … котенок – то не простой был – это рысенок был. (Лесной котенок).
5. Жил в лесу волчишко с матерью.
Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек, сунул в мешок и принес в город. (Волчишко)
6. Привезли в зоосад двух олешков…. Однажды увидел я – завешана их клетка брезентом.
- Зачем? – спрашиваю.
- Олениха объягнилась!
Ну, я не вытерпел, заглянул за брезент. И увидел: два маленьких- маленьких, желтых с белыми пятнами олешка – не больше кошки ростом – стоят и на меня глазами и ушами наставились. Ножки – тонкие, вроде карандаша, передние в коленках сходятся, а у земли разошлись в стороны. Лупоглазые… (Олешки)
А теперь предлагаю рисунки Евгения Ивановича к стихам Самуила Маршака «Детки в клетке».
1. Тигренок.
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не киска.
2. Жираф.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
3. Пингвин.
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
4. Совята.
Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
5. Страусенок.
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
А вот летать я не могу
И петь я не умею.
Страница 4.
- А сейчас я предлагаю вам викторину по творчеству Евгения Ивановича. Откроем страницу 4.
Первый конкурс. Продолжи название рассказа.
Второй конкурс. Героями каких рассказов Е.Чарушина являются эти животные?
На слайде иллюстрации автора, нужно назвать соответствующий рассказ.
Третий конкурс. Из какого произведения эти строки? Ребята после прослушивания отрывка, должны сказать, из какого это рассказа.
Четвертый конкурс. Назови номер рисунка, который выполнил Чарушин. На презентации иллюстрации не только Чарушина, но и других детских художников – иллюстраторов.
Пятый конкурс. Ребята отвечают на вопросы по рассказу «Кот Епифан».
Итоги. Обсуждаем вместе.
- О творчестве, какого замечательного человека мы с вами сегодня говорили?
- Что вы узнали о Чарушине? (писал рассказы, иллюстрировал книги)
- Каким он был в детстве?
- Какие рассказы вы уже прочитали, а какие бы вам хотелось прочитать?
- Понравились ли вам рисунки Евгения Чарушина?
- Чьи рассказы еще проиллюстрировал Евгений Иванович?