Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"
Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"
Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Задачи: 1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся. 2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас
2.Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим,
- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);
- надуваем воздушный шар;
- дуем на кипящее молоко.
Чтение чистоговорок. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка). (слайд 2)
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
3.Повторение.
Отгадайте загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется.(алфавит)
-Что такое алфавит? (расположение букв в определённом порядке)
-Сколько букв в русском алфавите?(33)
-Почему так назвали буквы, кот. стоят по порядку?( в греч. яз. первые две буквы наз. альфа и вита – толковый словарь Ожегова)
-Все знают алфавит? Проверим. Внимательно прочитайте алфавит. (слайд 3)
- Вставим пропущенные буквы (слайд 4)
Ф/м Немножко отдохнём и споём песенку – алфавит
4.Новый материал.
1) Введение в тему урока.
-Посмотрите на обложку книги.
– Кто изображен на обложке?
– Кто такая ворона? Что вы знаете о ней?
- Прочитайте название книги. Как вы думаете почему на обложке нарисовали ворону?
– В этом рассказе говорится как эта птица научила одного мальчика говорить звук [р]. Хотите узнать, как это получилось?
– Кто же написал этот интересный рассказ? Прочитайте. (Е. И. Чарушин)
- -Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр, познакомимся с рассказом Е.Чарушина.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Биография Е. И. Чарушина
Е.И. Чарушин родился в г. Вятке (сейчас Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский художник – архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных.
Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы ( анималистический рассказ, animal – животное ) о животных, их повадках.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. ОН был и интересным писателем и талантливым художником работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. И в печати появляются его рассказы. Физкультминутка.
– А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело
5) Работа над произведением.
Чтение слов с доски с пометкам.
1) Чтение учителем
2) Ответы на вопросы
-Какой звук не выговаривал Женя?
(Р-р-р)
-Как ребята к этому относились?
3) Словарная работа
-Какие слова не мог правильно произнести Женя? Найди в тексте и прочитай.
-Прочитай, как правильно произносить эти слова:
Па – ро - ход та – ра - кан ры - ба
-Запомни их написание
4) Выборочное чтение – чтение по ролям
-Прочитаем в начале рассказа разговор детей с Женей по ролям - я за автора, а ты за Женю.
-Найди и прочитай, что произошло с Женей дальше (куда спрятался, с кем встретился)
-Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р].
-От радости, как он произнес слово «Павлуша».
-Почему? (научился выговаривать звук)
-Так, кто обучил мальчика?
5) Ответ на вопрос учебника
-Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.)
6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу
Недаром говорится, что дело мастера боится.
(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )
Вывод: трудом можно добиться успеха.
Повторное чтение названия рассказа.
-Как еще можно назвать рассказ?
(Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
5. Обобщение. Итог урока.
-Какое произведение читали на уроке?
-Кто автор рассказа?
-Какой звук не мог выговаривать Женя?
-Научился ли мальчик произносить звук [р]?
-Давайте и мы закрепим произношение звука [р]
Почему тигры рычат: «р-р-р»
Вороны кричат: «кар-р-р»
Кони хрипят: «хр-р-р»
Ставни скрипят: «скр-р-р»
Летит вертолет: «др-р-р»
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать! (П. Высоцкий)
6.Рефлексия.
- Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что помогало справиться?
– Ты доволен сегодня своей работой?
–Хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как бы ты оценили свою работу? Почему?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого презентации
«1 класс Чарушин Как мальчик Женя научился говорить букву р._doc»
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе Е.И.Чарушин Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
Составитель: Мишнева Елена Владимировна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №5 с УИОП г. Шебекино Белгородской области»
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
Вставь пропущенные буквы:
а б в г д е ё ж з и й кл м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Дом, в котором прошли детские и юношеские годы Чарушина в Кирове.
Одной из работ художника были иллюстрации к "Деткам в клетке" Маршака. За нее он получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.