План – конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения
Л.В. Занкова во 2 классе
«Хвойные и цветковые растения»
Работу выполнила Мартьянова Ольга Николаевна
учитель высшей квалификационной категории
г. Пермь
2015
Пояснительная записка
Автор урока – Мартьянова Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ № 83» г. Перми.
Урок был разработан и проведен 13 марта 2015 года в рамках городского проекта «Урок в подарок».
Предмет – окружающий мир, 2 класс;
Тема – Хвойные и цветковые растения.
Продолжительность урока – 45 минут;
Учебно - методическое обеспечение: учебное пособие «Окружающий мир» 2 класс, автор Дмитриева;
Необходимое оборудование:
На изучение темы «Хвойные и цветковые растения» отводится 1 час. Данный урок разработан в Технологии Развития Критического Мышления (ТРКМ) и проводится с использованием ИКТ.
ТРКМ я стараюсь применять в своей работе хотя бы на одном уроке в день, так как считаю, что критическое мышление – это самостоятельное мышление. На уроках с применением ТРКМ каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных обучающихся. Никто не может думать критически за кого-то, ученики должны думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Особенности ТРКМ в рамках предмета окружающего мира можно сформулировать следующим образом:
- применяя «готовые» знания, ученики формулируют свои, которые рождаются в процессе урока;
- получая определённую информацию, ученики учатся управлять ею, находить в ней смысл, применять в жизни;
ТРКМ даёт учителю возможность формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности обучающихся, помочь школьникам в осмыслении, обобщении и систематизации приобретённых знаний.
Целесообразность использования ИКТ на уроке состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся начальной школы к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.
Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:
Предметные умения:
научить определять хвойные и цветковые растения по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;
воспитывать любовь к родной природе;
развивать устную и письменную речь;
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других;
оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
слушать и понимать друг друга;
оценивать действий одноклассников;
уметь сотрудничать с одноклассниками в группах;
Познавательные УУД:
определять виды растений и обосновывать свое мнение;
формировать логические умения: анализ, синтез, сравнение; обобщение и классификация, доказательства;
развивать внимание, мышление, память, устную речь, обогащать словарный запас;
находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
делать выводы в результате совместной работы группы;
понимать смысл предложенных заданий, в тои числе заданий, развивающих смекалку;
Регулятивные УУД:
самостоятельно или при помощи учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке;
выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
самостоятельно формировать выводы на основе наблюдений и сравнений;
высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;
проводить самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности;
Личностные УУД:
воспитание положительной мотивации к учению
проявление интереса к изучению темы;
формирование осознания ответственности ученика за общее дело;
Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся. Также в классе все учащиеся разделены на постоянно действующие группы – «звездочки» и представляют сплоченный мини-коллектив, выполняющий различные задания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В соответствии с ТРКМ, урок состоит из трех фаз.
Первая фаза – вызов. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний у учащихся, формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответ. В своем уроке я использовала приемы технологии: «Верю – не верю», который настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствуют индивидуальные ответы на вопросы, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации.
Вторая фаза – осмысление. На этой стадии дети получают новую информацию, осмысливают её и соотносят с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией. На моем уроке этот контакт происходит через заполнение «бортового журнала», чтения текста учебника, выполнения заданий проблемного характера. Главная задача стадии состоит в том, чтобы поддержать активность, интерес учащихся; поддержать усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания. Немаловажно, что учащиеся работают группами, где получают поддержку от своих товарищей, учатся высказывать свое мнение и выслушивать чужое.
Третья фаза – рефлексия, при помощи метода «Шесть шляп мышления». На этой стадии идёт обобщение полученной информации, формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу, а также планирование своей работы на следующие уроки.
Между всеми этапами урока четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа.
В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивается за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка учащихся предупреждается сменой одного вида работы другим.
Выбранные мною формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы.
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 2, СРО Л.В. Занкова
Ф.И.О. учителя: Мартьянова Ольга Николаевна
Наименование учебного заведения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Перми
Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок в теме. Открытие новых знаний.
Триединая дидактическая цель урока:
Обучающая: практическим путём соотносить рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;
научиться определять хвойные и цветковые растения по существенным признакам: внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;
Развивающая: развивать критическое мышление учащихся; развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы; обобщать полученные данные и делать выводы; обогащать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательная: воспитывать интерес к живой природе, окружающему миру; чувство товарищества и взаимопонимания;
Оборудование: 4 компьютера; проектор; фотографии растений; карточки с вопросами, названиями групп растений для кластера; плоды растений, шишки, гербарий со стеблями и листьями растений, презентации.
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель/задача этапа | Плани руемое время | Деятельность и слова учителя | Планируемые действия и слова учащихся | Запланированный результат этапа |
Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на урок | Проверка готовности учеников, их настроя на работу | 1 мин | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и нескучным. Успехов нам и удачи! | Учащиеся приветствуют гостей, проверяют готовность к уроку. | Личностные Интерес и желание учиться Регулятивные Волевая саморегуляция Коммуникативные Сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
Проверка домашнего задания | Проверка усвоенных знаний | До 8 мин | Учитель: Итак, начинаем наш урок с проверки наших знаний. Для начала разгадаем кроссворд: Лесок, который находится около школьного стадиона, за день поглощает около 100л углекислого газа и 140л воды. При каком процессе жизнедеятельности это происходит? Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? Какой газ выделяют растения при дыхании? Как называется процесс, при котором растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ? Какой газ необходим растениям для дыхания? Учитель: О какой части живой природы пойдет речь сегодня на уроке? Учитель: С какими группами растений мы уже знакомы? Учитель: По характеристике дайте определение группе растений:
В этих растениях живут в тесной связи два организма: гриб и водоросли. Они бывают разных цветов: серые, зеленые, желтые, оранжевые, а живут они от сотни до тысячи лет. Эти растения первыми вышли из воды на сушу. И хотя у них нет корней и цветков, но у них есть стебель и листья. Эти растения до сих пор живут там, где есть хотя бы одна капля воды. Они различны по величине, цвету и форме: одни можно увидеть только под микроскопом, а другие достигают в длину 30 м – это высота 10 этажного дома. Тело этих растений без стебля, листьев, корня и цветов. Цветок этого растения мечтает найти любой человек, особенно в ночь на Ивана Купалы. Но, увы! Это растение не цветет. Зато из многочисленных залежей именно этого растения образовался каменный уголь. Учитель: Хорошо! Мы вспомнили группы растений, которые изучали на прошлом уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы. На доске заполняется кроссворд. Питание. Свет. Углекислый. Дыхание. Кислород. О растениях. (После ответов детей на доске появляется кластер) Хвойные Цветковые Растения мхи водоросли лишайники папоротники Лишайники. Мох. Водоросли. Папоротники. | Познавательные находят ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущем уроке; |
Стадия вызова Мотивация учащихся к учебной деятельности Актуализация знаний о растениях «Мозговой штурм» Постановка задач и цели урока | Включение в работу, создание мотивации Выявление своего незнания на основе ранее изученного материала Определение цели и задач урока при помощи учителя или самостоятельно | 10 мин | Учитель: А теперь распределите картинки растений по своим группам. Учитель: Какие растения остались? Почему?
Учитель: Кто вспомнит названия групп, к которым принадлежат эти растения?
Учитель: Поднимите руку, кто встречал эти растения в жизни. Значит, вы много знаете о них?
Учитель: Тогда, ответьте на вопросы:
Верите ли вы, что хвойные растения не сбрасывают иголочки? Верите ли вы, что цветковые растения сбрасывают листву? Верите ли вы, что у хвойных растений нет листьев? Верите ли вы, что шишка – цветок хвойных растений? Верите ли вы, что шишка – плод хвойных растений? Верите ли вы, что цветковых растений больше видов, чем хвойных? Верите ли вы, что хвойные растения занимают большую часть России, чем цветковые растения? Учитель: Какие незнания мы выявили? Учитель: Значит, какую цель мы перед собой поставим? | Учащиеся распределяют картинки по группам. Рябина, ель. Цветковые и хвойные. Да. Дети заполняют табличку: Затем проверяют вместе с учителем и выявляют разногласия. Узнать: Какие части есть у этих растений? Что такое шишка? Какие растения преобладают в России? | Личностные Интерес и желание учиться Регулятивные Волевая саморегуляция Познавательные Овладение логическими действиями анализа и синтеза. Личностные Интерес к изучению родной природы Коммуникативные выражение своих мыслей Регулятивные целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что неизвестно Коммуникативные доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать друг друга; |
Стадия осмысления Планирование работы по изучению темы Выступления детей | Определение вопросов для изучения и распределение работы между учащимися | 10 - 15 мин 5 мин | Учитель: Конечно, такой объем работы невозможно выполнить за короткое время, поэтому мы будем выполнять работу по звездочкам. 1 звездочка | 1 звездочка сравнивает корни и стебли хвойных и цветковых растений по презентации 2 звездочка изучает листья хвойных и цветковых растений по гербарию и презентации 3 звездочка изучает шишки и цветки по предметам. 4 звездочка изучает шишки и плоды по предметам 5 звездочка сравнивает количество цветковых и хвойных растений по диаграммам (презентация)
1 звездочка Мы сравнивали корни и стебли цветковых и хвойных растений. Мы выяснили, что у цветковых бывают деревья, кустарники и травы. Корни у деревьев толстые и мощные. Они глубоко уходят в землю, у кустарников корни тоньше, но тоже глубоко уходят в землю. А у травянистых растений корни тонкие. У дерева один толстый ствол , который сложно сломать. У кустарников несколько стволиков, которые тоже сложно сломать. У травянистых цветковых корни тонкие, а ствол хрупкий. У хвойных растений бывают только деревья и кустарники, а травянистых хвойных растений не бывает. Стволы хвойных деревьев еще толще, крепче, выше, а корни уходят в землю еще глубже. Звездочка 2 Мы искали ответ на вопрос: «Есть ли у хвойных растениях листья? Чем они отличаются от листьев цветковых растений?». Для этого мы сравнивали листья цветковых растений и иголочки хвойных растений. Мы узнали, что листья цветковых растений бывают округлой, овальной, сердцевидной и игольчатой формы. На листовой пластине видны центральная жилка и вторичные жилки. К черешку лист крепится при помощи основания. У хвойных растений хвоинки – это листья. У ели иголочки крепятся к веточке по одной иголочке, у сосны – по 2 иголочки, а у лиственницы – пучком. Цветковые растения на зиму сбрасывают листья, хвойные растения нет, только лиственница скидывает свои иголочки. Звездочка 3 Мы узнавали, является ли шишка цветком хвойных растений. Для этого мы рассматривали строение цветка и шишки. Мы узнали, что цветок состоит из лепестков, тычинок, пестика, чашелистика, а шишка состоит из стержня, чешуек и семян с крылышками, которые образовались из видоизмененных листиков. Еще, мы знаем, что цветок окрашен в яркие цвета и имеет запах, чтоб привлекать насекомых. Шишки, наоборот, не имеют яркий цвет и сильный запах. Поэтому шишки нельзя считать цветами хвойных растений. Звездочка 4 Мы должны были узнать, являются ли шишки плодами. Для этого мы сравнивали плоды цветковых растений, шишки и читали статью. Мы узнали, что плоды образуются на месте цветка и являются защитной оболочкой для семян. Когда созревают плоды, тогда созревают и семена. Обычно это происходит в августе, сентябре. У хвойных растений нет цветков, поэтому у них нет плодов. Семена созревают в шишке, в зимние месяцы. Поэтому мы сделали вывод, что шишки это не плоды растений. Звездочка 5 Наша звездочка искала ответ на вопрос: каких растений больше: хвойных или цветковых? Мы изучили диаграммы, и пришли к выводу: цветковых растений на планете Земля гораздо больше, чем хвойных, но, несмотря на это, хвойные растения занимают 73 процента площади России, а цветковые растения - 27 процентов. Также необходимо отметить, что в России растет 22 процента всех лесов мира, остальные 78 процентов делят между собой 260 стран мира.
| Регулятивные Самостоятельное (или при помощи учителя) определение вопросов для изучения; распределение вопросов для изучения между собой; Выполнение задания в соответствии с поставленной задачи; Самостоятельные выводы на основе наблюдений; Личностные Осознание ответственности ученика за общее дело; Коммуникативные Сотрудничество с одноклассниками; Познавательные Понимание смысла предложенных заданий, в том числе заданий развивающих смекалку; Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию; Выводы в результате совместной работы; |
Стадия рефлексии Рефлексия | Анализ своей работы.
| 6 мин | Оценим наш урок при помощи метода «6 шляп» Начинаем с синей шляпы (цели урока) Белая шляпа (факты и цифры урока) Желтая шляпа (плюсы урока) Черная шляпа (минусы урока) Зеленая шляпа (моменты творчества на уроке) Красная шляпа (ваши чувства по уроку) | | Регулятивные Самостоятельное оценивание своей деятельности; Высказывание своих предположений на основе работы с предложенным материалом Коммуникативные Оформление своей мысли в устной форме; Слушание и понимание друг друга Личностные Положительная мотивация к учению Регулятивные проведение самооценки и самоконтроля своей деятельности; |