kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)         закрепить алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных;

2)         развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;

3)         3) развивать коммуникативные УУД: умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;

4)         развивать регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;

5)         развивать познавательные УУД: умение выделять информацию, структурировать знания;

6)         развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе»

Урок русского языка


55 от 26.11.2018

класс

4


УМК « Гармония»

тема

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

тип

уонз

оборудование

Учебник, тетради учащихся, тетради на печатной основе, раздаточный материал.

цель

создание дидактических условий для формирования у учащихся навыка использования способа проверки безударных окончаний имен существительных.

задача

1) закрепить алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных;

2) развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;

3) 3) развивать коммуникативные УУД: умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;

4) развивать регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;

5) развивать познавательные УУД: умение выделять информацию, структурировать знания;

6) развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.

Планируемые результаты урока


личностные

Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.

предметные

Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока.

метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

1)Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.

3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой; контрольный тест на этапе рефлексии.



Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Здравствуйте ! Всё ли готово к уроку! Глубоко вздохнули выдохнули. Садитесь.

найти слова-синонимы.

Вьюга, снежная пурга

Напряди нам пряжи.

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Потрудись, кузнец- мороз,

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берёз

К ночи новогодней.

(метель, вьюга, пурга, буран)


«Какое из этих слов может быть проверочным при выборе окончания? Всем ли словам оно поможет?»

Обучающиеся слушают стихотворение, а в процессе слушания находят синонимы и объясняют, почему эти слова являются синонимами.

Ученики называют слово буран

Учащиеся называют признаки сходства (это имена существительные ,в ед. ч.,) и различия

(род и склонение)


Учащиеся называют слово пурга, т.к. у него ударное окончание.

Учащиеся называют слово буран и дают объяснение:



« Слово другого склонения»

Развиваются регулятивные УУД, так как идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

Развиваются познавательные УУД, потому что учащиеся учатся работать со словарём как одним из источников информации.

Развиваются познавательные УУД, потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель ознакомил учеников с отметками за диктант.


Получают дифференцированные задания на карточках.


Учитель дает задание помочь иностранному другу (упр. 229 в печ. тетради) проверить выполненное задание: «Всё ли верно у него получилось?

Из-за чего возникли ошибки?»

«Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных»)

Смотрят свои ошибки.

Расходятся по углам в зависимости от полученной отметке.

Затем проверяю по эталону.


Учащиеся проверяют, находят ошибки и исправляют их, объясняют, почему так произошло.

Затем участвуют в целеполагании, принимают учебную задачу, формулируют тему урока:« Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных»

Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер

( мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений).

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Нужно заполнить таблицу, просклонять им. существительное – метель

Им.сущ. Нач.форма Род Скл Пров слово Ок.

составляем алгоритм

Обучающиеся заполняют таблицу в парах, проговаривают развернутое рассуждение, необходимое для решения орфографической задачи.

Ученики высказывают мнение о том, что способ проверки этих орфограмм таков: «Нужно поставить слово в нач. форму и определить скл.. затем подобрать слово-помощник и поставить его в тот же падеж

Учащиеся вспоминают вывод учёных, который они рассматривали на предыдущем уроке, делают попытку пересказать его.

Затем проводится сверка устных ответов учащихся с информацией учебника, вносятся коррективы в высказывания.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные высказывания.

Развиваются познавательные УУД, потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий

Развиваются коммуникативные УУД, потому что учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.

Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера.

4. Построение проекта выхода из затруднения(“открытие” детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Поразмышляйте над вопрос:

« Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?»

Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать индивидуально или разбившись на группы.

Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только правило знать, нужно уметь его применять.

Учащиеся выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче и интереснее выполнять в группах.

Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель организует групповую работу (по 3 чел. в группе), в ходе которой в отпечатанном тексте нужно проверить правильность рассуждения ( если согласны ставьте над ним +, если нет, зачеркивайте неверное рассуждение, над ним пиши правильное и заполняй окошко), обосновать правильность написания, используя алгоритм.

( Образовано 4 группы)

«Раньше на Руси ни один праздник не обходился без карусел…(1 скл. , без руки). На ярмарочной площад… (1скл., на руке) манила к себе, прежде всего, карусель. Она была любимиц… (1 скл., рукой) не только детей, но и взрослых. Девушки и парни со смех… ( 2 скл., плечом) усаживались на расписных коней и уносились в заветную сказку».

Учитель задает вопрос «на что ещё нужно обратить внимание?»

Учитель предлагает сравнить свои выводы с выводами учёных. (стр. 94 учебника)

Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю.

По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп.

Обоснование правописания строится следующим образом: «Ставлю ударение в слове, определяю безуд. гласный в окончании, ставлю слово в нач.форму, определяю склонение. Подбираю слово-помощник, ставлю его вместо проверяемого . определяю окончание, пишу его в безударной позиции.

Ученики находят слово, (любимицей) у которого окончание не совпадает с окончанием проверочного слова. И делают вывод, что оно зависит от того, какова основа в слове – твёрдая или мягкая

Развиваются познавательные УУД, поскольку происходит систематизация, обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и в письменной

(на листах).

Развиваются регулятивные УУД, потому что происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намеченной последовательности действий.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.

Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель предлагает выполнить задание в парах:

« впиши в словосочетания подходящие по смыслу предлоги, постарайся использовать все. Вставь буквы в окончания».

«Добирался ___ пристан…

___ тропинк…;

ехал __ опушк… лес,,,;

проходил ___ дорожк… ___ библиотек…;

прыгал ___ ел… ___ ел…

По, от, мимо, к, до, из

Ученики выполняют задание, а затем идёт фронтальное обсуждение выполненной работы

Развиваются познавательные УУД, потому что идёт повторение ключевых понятий темы урока.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что сначала идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на индивидуальных карточках «прочитай строки из стихотворения,. Над именами существительными с «окошками» в окончаниях указывай склонение, на строках пиши проверочные слова и вставляй буквы. Решай и другие задачи.

Улетел скв.рец от стуж.,__

Сыто за мор.м живёт, ___

Воду п.ёт из тёпл.й луж.__

Только песен не п.ёт.

Он скучает по деревьям,

По звенящему ручью,

По скворечн., по деревн._

По с.седу воробью.

По истечении отведённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленным эталоне.

Учащиеся работают самостоятельно, вставляя следующие слова в предложения:

Развиваются познавательные УУД, поскольку у учащихся формируются умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель предлагает разделить слова на группы по склонениям, написать проверочные слова для каждой группы, указать над ними склонение:

На болот…, у беседк…, о топол…, для дедушк…, о птиц…, по сестрёнк…, в огород…, за яблон…, к опушк…, мимо юнош…


1скл. 2 скл. 3скл.

Обучающиеся выходят к доске и вставляют в таблицу слова-помощники и распределяют существительные по типу склонения.

К доске вызываются слабые учащиеся, им предлагается объяснить правописание безударных гласных в окончаниях.

Развиваются познавательные УУД, потому что идёт смысловой анализ материала, повторение изученного алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях.

Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе тестовых заданий закрытого типа, представленных в «Тестовых заданиях».(автор Т.В.Корешкова)

Тест 9.

1. Найди существительное 3скл.

1)апрель 3)зритель

2) ладонь 4)окунь

2. В каком слове выбор пропущенной буквы зависит от склонения?

1) вид_л 3) зеркал_

2)двор_к 4) озер_м

3. При склонении каких имён существительных можно допустить ошибки в окончаниях?

а. стрела б. радость

в. чашка г. Лагерь

4. Окончание какого слова может быть проверочным для безударных гласных окончаний имён существительных 2 скл.?

1) дедушка 3) портфель

2) море 4) зерно

5. Где нужно вписать окончание -е?

1) для стройк_ 3) в одежд_

2) в выс_ 4) от подруг_

Затем учитель задаёт дифференцированное домашнее задание: или выполнить упражнение


Продолжить предложение…..


№ 232 из учебника, или сочинить текст объёмом 5-6 предложений.

Учащиеся, выполняют тест.

В качестве эталона даётся серия ответов на листах

1. – 1), 2),

2. -4)

3. -2), 3)

4.- 4)

5.- 3)

6. – 4)

Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку, ставят себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов.

Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.

Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих знаний (рефлексия)

Развиваются личностные УУД, так как подача домашнего задания носит вариативный характер и связана с самоопределением.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

Автор: Комарова Екатерина Витальевна

Дата: 26.06.2019

Номер свидетельства: 516063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе"
    ["seo_title"] => string(90) "trienirovkavnapisaniibiezudarnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykhviedinstviennomchislie"
    ["file_id"] => string(6) "334983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466100538"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "План урока, презентация, проектный лист к уроку "Склонение прилагательных единственного числа. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(119) "plan-uroka-priezientatsiia-proiektnyi-list-k-uroku-sklonieniie-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402776467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока "Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода". "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "180589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425214701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства