Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Актуализация знаний о природе | -Давайте мы с вами отгадаем загадки Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок На него подуй слегка: Был цветок – и нет цветка.
Только тронь – Отдернешь ладонь Обжигает трава, Как огонь!
Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдёшь – На себе их все найдёшь.
Полевой цветок народный, Для гадания пригодный.
- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать? Кто догадался, какая тема нашего урока? |
Слайд 2 (одуванчик)
Слайд 3 (крапива)
Слайд 4 (Репейник-лопух.)
(Ромашка.) Слайд 5 Трава Травянистые растения леса Слайд 6 | Беседа, | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя. |
Открытие новых знаний | Устранение возникшего затруднения | Совершенно верно. - Мы уже говорили о знакомых незнакомцах –растениях, которые люди часто видят в лесу, но не обращают на них внимания, не замечают их особенностей. -Это растения нижнего яруса леса- травы. -А как вы понимаете нижний ярус леса? -А травянистые растения попадаются нам на каждом шагу или только в лесу? -Где вы можете встретить такие растения? Давайте откроем учебник на стр 57 и рассмотрим рисунки -Переворачиваем стр 58 Киреев Руслан прочитай задание Комаров Артем прочитай текст. -Итак давайте ответим на вопросы автора -Послушайте небольшое четверостишие. -Давайте прочитаем про «Растения-альпинисты» по цепочке -Что вы запомнили? -Как называются растения альпинисты? -А вы знали, что некоторые растения лекарственные? -В лесу есть много растений, которые помогают человеку справиться с болезнями. Такие растения называются лекарственными, потому что содержат в себе целебные вещества. -Лес был первой аптекой, в которую наши предки пришли за лекарствами. -Посмотрите на интерактивную доску, давайте проверим знали ли вы хоть одно лекарственное растение 1) ДУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ. Эта нежная травка встречается не очень часто, но зато очень популярна. Собирают траву так: ее срезают, связывают в пучки и быстро сушат. Душица пользуется большой и давней популярностью в народной медицине. Ее применяют при бессоннице, заболеваниях печени, желудка, простудах, различных женских болезнях. Трава входит в сбор для полоскания горла, успокаивает кашель, а также применяется для ванн при рахите и золотухе у детей. Душица является народным средством для борьбы с молью. Эфирное масло душицы используют в парфюмерной промышленности. 2) ЗВЕРОБОЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ Средством от 99 болезней величают зверобой в народе или лекарством от всех недугов.. Он обладает противомикробным действием. Зверобой целебен в свежем и сухом виде, без него не обходится ни одна смесь лекарственных трав. Он является ценным сырьем для получения иманина— сильного ранозаживляющего средства. Готовят из травы зверобойное масло, применяемое для компрессов при лечении ран, язв, ожогов; в небольших дозах это масло применяют внутрь при лечении язвы и гастрита. Свежую траву зверобоя растирают и прикладывают при ушибах.
3)ЛАПЧАТКА ПРЯМОСТОЯЧАЯ Исстари лапчатка почитается как лекарственное растение. Она используется при воспалениях и язве желудка. Применяется в качестве вяжущего, кровоостанавливающего и бактерицидного средства. Настоями лечат расстройства кишечного тракта. Полощут горло при ангине, рот при стоматите и зубной боли 4)ПАПОРОТНИК МУЖСКОЙ О лекарственных свойствах папоротника знали давно. Препараты из корневища папоротника применяют против ленточных глистов. Применяют их только по назначению врача, так как они ядовиты. В народной медицине настой корневища употребляют для ванн при различных заболеваниях. 5) КОСТЯНИКА Ягоды содержат витамин С, много пектиновых веществ, органические кислоты, минеральные и другие вещества. Костяника известна как целебная ягода. В народной меди¬цине ее плоды применяют при малокровии, простудных заболеваниях, подагре, воспалении суставов. Плоды употребляют свежими, а также сушат в солнечные дни под навесом или на чердаках, как малину. Сушеные ягоды хранят в сухом месте. В народной медицине отвар всего растения с корневищем используют для мытья головы. Отвар бесплодных побегов принимают при послеродовых кровотечениях, расстройствах нервной системы, болях в области сердца.
6) ЧИСТОТЕЛ БОЛЬШОЙ
В народной медицине отвары травы чистотела применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, язвенной болезни, а также как болеутоляющее, слабительное и мочегонное средство. Иногда порошком травы чистотела присыпают раны и язвы, а также используют при разных кожных заболеваниях (и для удаления бородавок). 7) МЕДУНИЦА ЛЕКАРСТВЕННАЯ В народной медицине используется при заболеваниях дыхательных путей и воспалении легких. Отварами из этой травы исстари лечили детей от золотухи. 8) Валериана лекарственная. Лекарственное применение валерианы известно с давних пор. Валериана обладает успокаивающим действием на нервную систему и применяется для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, используется для изготовления кардиовалена, валокардина, капель Зеленина и других препаратов. На стр 60 я прочитаю вам стихотворение - Я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением. На работу вам 5 минут Проводится проверка. -У кого как получилось? |
- Это значит самые низкие растения -Нет, они растут везде
Слайд 7
Слайд 8-9-10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 18.1 |
| . Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: понимать инструкции и следовать им в практической работе. Познавательные: извлекать необходимую информацию из разных источников; анализ объектов. понимать схемы, приведённые в учебнике; формулирование простейших выводов, создание схематического рисунка. Коммуникативные: умение вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию;
|
Закрепление новых знаний | Усвоение нового материала | - А вы знали, что некоторые травянистые растения леса занесены красную книгу? 1) Женьшень настоящий — подлинное чудо природы. Растение является видом, находящимся на грани исчезновения и занесено в Красную книгу В наши дни лекарственные свойства женьшеня признаны и официальной медициной. 2) Ландыш майский — настоящее чудо. Ландыш ядовит, однако он широко используется в производстве лекарственных препаратов для лечения кардиологических заболеваний. Применяется этот удивительный цветок для исцеления глазных болезней, нервных и сердечных заболеваний, в народной медицине. В наше время ландыш майский не менее драгоценен, чем те самые жемчужинки из легенды, недаром он занесен в Красную Книгу и охраняется законом. 3)Кувшинка белая, нимфея — многолетнее травянистое растение. В наши дни кувшинка белая считается редким видом, она занесена в Красную книгу.
4) Пион тонколистный— красивое многолетнее растение. В наши дни пион тонколистный считается редким видом растений, он занесен в Красную книгу и охраняется законом. Но декоративность этого цветка заставляет цветоводов охотно выращивать его. 5) Рябчик русский - очаровательный цветок семейства лилейных. Унничтожение при распашке склонов, сборе браконьерами. Именно поэтому рябчик русский входит в число редких видов растений, занесенных в Красную книгу. 6) Подснежник Борткевича — нежнейший весенний цветок, относящийся к семейству амариллисовых. В наши дни популяция подснежника Борткевича находится под угрозой исчезновения, и цветок, занесенный в Красную книгу, охраняется государством.
7)Прострел раскрtый— удивительно нежный цветок, своеобразный символ весны и чистоты. «Любимое» место обитания — прострела — сосновые леса. Здесь, на ложе из хвои, и расцветают в апреле-мае эти занесенные в Красную книгу цветы. Прострел раскрытый не только красив. Он еще и относится к числу лекарственных растений, обладающих сильными бактерицидными и фунгицидными свойствами (убивает грибки).
-Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о травах слушайте внимательно я потом буду вам задавать вопросы -Какое растение старше динозавров? -Сколько лет папоротнику? -Какое растение лечит от простуды и придает сил? -Как раньше называли ромашку?
А кто запомнил почему так назвали?
-Где еще растут колокольчики, кроме леса?
-Молодцы ребята вы очень внимательно слушали. |
Слайд 20,
Слайд 21,
Слайд 22
Слайд23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
(Хвощ) Слайд 28 360 миллионов лет Слайд 29 Иван-чай Слайд 30 -Пупавка Слайд 31
-Из за желтого пупка по серединке -В степях, горах, пустынях Слайд 32 | | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |