Конспект урока по окруж.миру.
Тема: Тепло земли (Урок-путешествие)
Класс: 1 «а»
Дата проведения: 24.12.2009 г.
Цель: подвести учеников к самостоятельному выводу о деле¬нии Земли на тепловые пояса, то есть получить понятие о неравно¬мерности нагревания Земли Солнцем.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Наш
самолёт (в руках учителя модель самолёта) готов к полёту, но заведётся он тогда, когда вы расскажете мне всё, что знаете о Земле.
- Что такое Земля? (Планета.)
- Расскажите о нашей планете. (Она прекрасна, разнообразна, на ней много воды, больше, чем суши, суша разделяется на шесть материков (учащиеся показывают их и океаны), на Земле произра¬стает много растений, и живут разные животные.)
- Почему природа нашей Родины разнообразна?
Цель: давайте сегодня в нашем путешествии выясним, почему она разнообразна на всей Земле.
П. Изучение нового материала.
1. а) Наш самолёт делает первую остановку, угадайте, где мы приземлились? (На доске картины Крайнего Севера.)
- Мы смотрим в иллюминаторы и видим кругом снег, лёд. По снегу идёт семья белых медведей, за бортом очень холодно, на небе что-то красиво сияет. Где мы? И что сияет? (Мы на Севере, сияет северное сияние.)
- Как называется океан? (Северный Ледовитый.)
- А полюс? (Северный.)
б) Продолжаем путешествие.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Вс. Рождественский
- Где мы, ребята? (Россия, лес, лето.)
- Везде ли в России есть лес? (нет) Например, в степи –травы.
-Если бы вы были фотографом, какие фотографии о России вы могли бы показать? (На доске картины разнообразия природы.)
в) Ребята, чтобы узнать, где будет наша следующая остановка, нужно разгадать загадочный кроссворд.
1. Живёт без тепла,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо.)
2.Кто лучший среди всех певец?
Скворец? Нет, не скворец.
Он клюв совсем не раскрывает,
А только горло раздувает
И, сидя в клеточке, поёт. (Канарейка.)
3. Кто зимой в трубе гудит?
Ответ (Ветер)
4.Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком ... (Аист)
5.Седой дедушка у ворот
Все глаза нам заволок. (Туман)
6.Летать - летаю,
Всех птиц забиваю,
С высоты на мышь нападаю. (Орел.)
7.Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса.)
-Какое ключевое сло¬во получилось? (Экватор.)
-Покажите на карте
экватор.
- Кто знает, на эквато¬ре холодно или жарко?
2. Работа по учебнику (с. 40, 41).
а) Рассмотрите внимательно рисунок и самостоятельно отметь¬те на нём Солнце, холодные и жаркие места.
- Какие географические объекты вы отметили? (Северный и Южный полюсы, экватор.)
Продолжим наше путешествие и представим, что в иллюмина¬торе самолёта мы видим картинки, которые на рисунке учебника. Попробуйте соединить рисунки с названиями поясов на карте.
- Как вы понимаете понятие - умеренный пояс?
- Найдите иллюстрации этого пояса.
- Почему две иллюстрации практически одинаковы?
- Как вы думаете, почему на экваторе всегда тепло?
- А кто нас встретит на Южном полюсе?
- Он же Южный, значит, там тепло?! (Нет, там холодно.)
- Ребята, откуда Земля получает тепло? (От Солнца.)
- Солнышко одинаково нагревает всю Землю? (Нет.)
- Да, ребята, Солнце неравномерно нагревает нашу планету.
Посмотрите на рисунке, как одеты люди 16 января в умеренном поясе к северу от экватора и к югу от экватора. А теперь сравните с 16 июля.
В северном и южном полушарии противоположные сезоны, ес¬ли у нас лето, то в Австралии - зима и наоборот, если у нас зима, то в южном полушарии лето.
б) Чтение текста учебника.
- Отчего зависит деление Земли на тепловые пояса?
3.Работа по карте полушарий.
- Покажите на карте части материков и океанов, которые отно¬сятся к жаркому поясу, к умеренному, к холодному.
- Что произошло бы на Земле, если бы она стала получать меньше тепла?
- А если наоборот, больше?
III.Работа в тетрадях.
Стр.31 №26
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? (На Земле неравномерно распре¬деляется тепло, так как Солнце неравномерно её нагревает, по¬
этому есть жаркие места - экватор, жаркий пояс; холодные поя¬са - Северный и Южный полюсы и прилегающая территория;
между жарким и холодным поясами находятся умеренные пояса.
В северном и Южном полушарии различные сезоны.)
V. Домашнее задание: придумайте рассказ о том, как вы были в путешествии в каком-либо поясе, что вы там могли увидеть.
А наше путешествие на сегодня закончилось, мы благополучно приземлились в городе Тольятти в умеренном поясе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель:подвести учеников к самостоятельному выводу о делении Земли на тепловые пояса, то есть получить понятие о неравномерности нагревания Земли Солнцем.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Наш самолёт (в руках учителя модель самолёта) готов к полёту, но заведётся он тогда, когда вы расскажете мне всё, что знаете о Земле.
- Что такое Земля? (Планета.)
Расскажите о нашей планете. (Она прекрасна, разнообразна, на ней много воды, больше, чем суши, суша разделяется на шесть материков (учащиеся показывают их и океаны), на Земле произрастает много растений, и живут разные животные.)
Почему природа нашей Родины разнообразна?
Цель: давайте сегодня в нашем путешествии выясним, почему она разнообразна на всей Земле.
П. Изучение нового материала.
1. а) Наш самолёт делает первую остановку, угадайте, где мы приземлились? (На доске картины Крайнего Севера.)
Мы смотрим в иллюминаторы и видим кругом снег, лёд. По снегу идёт семья белых медведей, за бортом очень холодно, на небе что-то красиво сияет. Где мы? И что сияет? (Мы на Севере, сияет северное сияние.)
Как называется океан? (Северный Ледовитый.)
А полюс? (Северный.)
б) Продолжаем путешествие.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Вс. Рождественский
Где мы, ребята? (Россия, лес, лето.)
Везде ли в России есть лес? (нет) Например, в степи –травы.
-Если бы вы были фотографом, какие фотографии о России вы могли бы показать? (На доске картины разнообразия природы.)
в) Ребята, чтобы узнать, где будет наша следующая остановка, нужно разгадать загадочный кроссворд.
1. Живёт без тепла,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо.)
2.Кто лучший среди всех певец? Скворец? Нет, не скворец.
Он клюв совсем не раскрывает,
А только горло раздувает
И, сидя в клеточке, поёт. (Канарейка.)
3. Кто зимой в трубе гудит?
Ответ (Ветер)
4.Этой белокрылой птице В зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались, К ним летит со свёртком ... (Аист)
5.Седой дедушка у ворот Все глаза нам заволок. (Туман)
6.Летать - летаю, Всех птиц забиваю,
С высоты на мышь нападаю. (Орел.)
7.Утром падаю всегда - Не дождинка, не звезда - И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса.)
-Какое ключевое слово получилось? (Экватор.)
-Покажите на карте экватор.
Кто знает, на экваторе холодно или жарко?
2. Работа по учебнику (с. 40, 41).
а) Рассмотрите внимательно рисунок и самостоятельно отметьте на нём Солнце, холодные и жаркие места.
- Какие географические объекты вы отметили? (Северный и Южный полюсы, экватор.)
Продолжим наше путешествие и представим, что в иллюминаторе самолёта мы видим картинки, которые на рисунке учебника. Попробуйте соединить рисунки с названиями поясов на карте.
Как вы понимаете понятие - умеренный пояс?
Найдите иллюстрации этого пояса.
Почему две иллюстрации практически одинаковы?
Как вы думаете, почему на экваторе всегда тепло?
А кто нас встретит на Южном полюсе?
Он же Южный, значит, там тепло?! (Нет, там холодно.)
Ребята, откуда Земля получает тепло? (От Солнца.)
Солнышко одинаково нагревает всю Землю? (Нет.)
Да, ребята, Солнце неравномерно нагревает нашу планету.
Посмотрите на рисунке, как одеты люди 16 января в умеренном поясе к северу от экватора и к югу от экватора. А теперь сравните с 16 июля.
В северном и южном полушарии противоположные сезоны, если у нас лето, то в Австралии - зима и наоборот, если у нас зима, то в южном полушарии лето.
б) Чтение текста учебника.
- Отчего зависит деление Земли на тепловые пояса? 3.Работа по карте полушарий.
Покажите на карте части материков и океанов, которые относятся к жаркому поясу, к умеренному, к холодному.
Что произошло бы на Земле, если бы она стала получать меньше тепла?
А если наоборот, больше?
III.Работа в тетрадях.
Стр.31 №26
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? (На Земле неравномерно распределяется тепло, так как Солнце неравномерно её нагревает, по этому есть жаркие места - экватор, жаркий пояс; холодные пояса - Северный и Южный полюсы и прилегающая территория; между жарким и холодным поясами находятся умеренные пояса. В северном и Южном полушарии различные сезоны.)
V. Домашнее задание: придумайте рассказ о том, как вы были в путешествии в каком-либо поясе, что вы там могли увидеть.
А наше путешествие на сегодня закончилось, мы благополучно приземлились в городе Тольятти в умеренном поясе.