ТЕМА: «Зачем на земле этой вечной живу?» ( Интегрированный урок: литература, обществознанbt
ТЕМА: «Зачем на земле этой вечной живу?» ( Интегрированный урок: литература, обществознанbt
Организационный момент
Звучит песня «Виноградную косточку…» в исполнении Б. Окуджавы
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Ребята, вы прослушали песню замечательного поэта, композитора Б.Окуджавы.
А на доске написан первый куплет этой песни. Прочитайте его, и ответьте на вопрос, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь. «Зачем на земле этой вечной живу?»
Ребята, а в чем смысл жизни для Булата Окуджавы?
«Виноградную косточку в теплую землю зарою…» Посадить виноград, не так уж и просто, для этого нужно потрудиться, поработать…
«Лозу поцелую…» Эту фразу нужно понимать не только буквально – виноград требует кропотливого ухода.
«Спелые гроздья сорву». Человек пожинает плоды своего труда.
«Друзей созову…» Это здорово, когда у тебя есть друзья, близкие. Это самое важное в жизни человека.
«На любовь свое сердце настрою…» Только любовью держится и движется мир, считал И.С. Тургенев. Чем больше мы любим, тем полнее, радостнее становится наша жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. приемы: создание проблемной ситуации, беседа по вопросам, рассказ учителя, творческие работы учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения .
Определение темы урока, создание проблемной ситуации.
Анализ стихотворения.
Работа с эпиграфом. Кредо Р.Гамзатова.
Дом. Третьяковка.
Работа над текстом рассказа «Белая дорога». Тропинка Степы…
«На главную роль».
«Песня о добром человеке».
Дерево
«Эка»
Слово. Анализ пословиц и фразеологизмов. Притча о смысле жизни. Анализ притчи.
Творческая работа. Сочини свою притчу.
Чтение творческих работ.
Мультипликационный фильм.
Высказывания писателей.
Смысл эпиграфа. Подведение итогов.
. Музыкальная минутка. «Твори добро».
Ход урока:
Организационный момент
Звучит песня «Виноградную косточку…» в исполнении Б. Окуджавы
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Ребята, вы прослушали песню замечательного поэта, композитора Б.Окуджавы.
А на доске написан первый куплет этой песни. Прочитайте его, и ответьте на вопрос, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь. «Зачем на земле этой вечной живу?»
Ребята, а в чем смысл жизни для Булата Окуджавы?
«Виноградную косточку в теплую землю зарою…» Посадить виноград, не так уж и просто, для этого нужно потрудиться, поработать…
«Лозу поцелую…» Эту фразу нужно понимать не только буквально – виноград требует кропотливого ухода.
«Спелые гроздья сорву». Человек пожинает плоды своего труда.
«Друзей созову…» Это здорово, когда у тебя есть друзья, близкие. Это самое важное в жизни человека.
«На любовь свое сердце настрою…» Только любовью держится и движется мир, считал И.С. Тургенев. Чем больше мы любим, тем полнее, радостнее становится наша жизнь.
Труд. Друзья. Любовь. Это и есть смысл жизни для поэта. Запишем эти три слова.
А вам приходилось задавать вопросы: «Зачем я родился? Каково мое предназначение? В чем смысл моей жизни?»
Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни, другие видят назначение человека в служении родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям, ко всему живому, что населяет нашу планету Земля.
В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка.
Давайте прочитаем вот эти строчки:
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово…
Это строчки из стихотворения Расула Гамзатова, народного поэта Дагестана, которое так и называется «Кредо Расула». Давайте запишем их в качестве эпиграфа нашего урока. ( Словарная работа. «Кредо»- убеждение,мировоззрение)
Скажите, почему поэт считает, что дом – это след, который оставляет человек?
( Дом – след человека на земле. В нем будут жить дети, внуки, вспоминать добрым словом того, кто его построил…)
Бываете ли вы в деревне у бабушек, дедушек? Знаете ли, чьи руки построили дом, в котором собираются ваши родственники?
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Знаете ли вы, как называется это здание? (Третьяковская галерея) Что вы знаете об истории этой картинной галереи? Павел Михайлович Третьяков, московский купец, промышленник, 40 лет собирал картины современных ему русских художников. Вместе с братом Сергеем построил для картин специальную галерею, а в 1892 году подарил ее Москве. Коллекция насчитывала около 2 тысяч картин, рисунков, скульптур. «Я хотел… положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», говорил Павел Михайлович. Сейчас «Третьяковка» - крупнейший музей с мировой известностью.
И такой «дом» может оставить после себя человек.
А о какой тропинке говорит Р. Гамзатов? Только ли в буквальном смысле мы понимаем эту фразу?
Предлагаю прочитать отрывок из рассказа Бориса Екимова « Белая дорога».
В округе станицы Голубинской Степу-глухого знал каждый. Степа чинил обувку. Годы были тяжкие - двадцать первый да двадцать второй: голод, разруха. О новой обуви в ту пору никто не помышлял. Перебивались ношеным старьем. И Степа-глухой был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим. Он брался чинить всякую рвань, лишь сокрушенно покряхтывал да головой качал и лепил латку к латке, работая лишь за харчи.
Откуда он взялся такой, малахольный ли, умом тронутый, толком никто не помнит. Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами - все имущество. Жил и кормился Степа в том доме, куда приходил работать. Жил, пока всю обувку не перечинит. На Степу-глухого была очередь, и в других домах уже ждали его и порой нынешних хозяев упрекали:
- Он вам пилы точит, а люди босые ждут.
Перечинив обувку, Степа собирал свои пожитки, шел в другой дом, никакой платы не прося.
Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком. Пусть хлебом богатых в ту пору сыскать было трудно, но были семьи, у которых всю зиму картошка не переводилась, кукуруза, тыква да свекла. Сапожному мастеру можно было прожить. Но Степа хозяев не выбирал, сытно живут или впроголодь; он шел, куда звали. И порою неделю-другую сидел на голых желудевых лепешках. В таких семьях обычно и детишек больше, и обувка - дыра на дыре. Всегда худой и морщинистый, тогда он и вовсе усыхал, зубы от желудей чернели, но не уходил, пока последнюю пару ношеных-переношеных чириков не починит. За это его уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба.
Очень любили Степу-глухого ребятишки. Для них начинался праздник, когда он приходил в дом. Сапожник открывал свой мешок, детвора возле него сбивалась.
На низенький столик, за каким работал, из мешка выкладывал Степа деревянные обувные колодки, сапожные ножи, вар, конопляную дратву. Возле столика валили горой старую обувку. Степа обглядывал ее, размачивал в корыте с водой. Готовил сапожные шпильки. Березовые кружки под его рукой ловко кололись на пластинки, потом заострялись. И вот уже тонкие шпильки-гвоздики сыплются из-под ножа. Для ребятишек разве не чудо?
А между делом для ребячьей забавы Степа-глухой нарежет пахучих деревянных кубиков да колесиков, тележку смастерит, вырежет острым ножом куклу, солдатика, игрушечное ружье.
Детишки возле него с утра до ночи кружатся, порой толкают, мешают. Но он их никогда не гнал. Все можно было трогать и брать на Степином столе. А малышам - забираться к нему на колени.
Степа никогда не смеялся, даже не улыбался, но в такие минуты он светлел лицом и шумно вздыхал. Говорили, что Степина семья, дети погибли ли, померли от войны, голода ли, болезней. Целые хутора тогда вымирали.
Но толком о нем никто и ничего не знал. Отработает - и уйдет в другой дом, а то и на другой хутор. Подолгу ему не давали засиживаться, напоминая:
- Вы Степу долго не держите, он другим нужен.
И вот он пошел со двора. Мешок - за плечами. Детвора до ворот проводит, и все. Останутся деревянные игрушечные тележки да куклы и чиненая обувка - не страшны теперь грязь, холода.
А потом Степа пропал… Не видно и не слышно о нем. Стали спрашивать. Никто толком не знает.
Может, и вправду он был святым, каких посылает Бог на помощь в горькие годы?
И ушел Степа своей дорогой, но иной, высокой. Вот она тянется по блеклому осеннему небу легкой перистой грядою, из края в край…
Понравился ли вам рассказ? Что вы узнали о Степке-глухом?
Какие предложения вам кажутся важными для характеристики Степы?
«Он другим нужен»… О ком так можно сказать?
Любое произведение называется с названия. Как вы понимаете словосочетание «Белая дорога». С чем ассоциируется у вас белый цвет?
О какой дороге идет речь? (Чистота помыслов, смысл существования Степы…)
Какие предложения раскрывают характер Степы? А как автор относится к своему герою? Как вы это определили. Автор раскрывает героя через других персонажей произведения, но как вы поняли авторскую оценку?
Грустно ли вам после прочтения рассказа? А можно ли назвать грусть светлой.
А какую «тропинку» в вашей душе оставил Степа? ( В душе остался светлый след, хочется творить добро так бескорыстно, как делал Степа…)
Ребята, представьте, что вам нужно подобрать артиста на главную роль. Какими внешними данными должен обладать претендент на роль Степы-глухого. Посмотрите на слайды. Кто из предложенных кандидатур соответствует вашему образу? А почему автор не дает портретную характеристику героя?
Я бы хотела, чтобы мы послушали «Песню о добром человеке» в исполнении Станислава Пожлакова.
Что же еще может оставить человек после себя? Дерево. Дерево – свидетельство жизни человека. Оно подарит прохладу в знойный день, будет защищать дом от ветра, подарит свои плоды, здоровье. Дуб, березу наши предки почитали как священные деревья. А береза, стройная, белоствольная береза – это еще и символ России. А за чудесными молодильными яблоками отправлялись многие герои русских сказок.
10. Народная мудрость гласит: «Если человек посадил и вырастил хотя бы одно дерево – он не зря прожил жизнь!» И если вы хотите посадить свое дерево, то о такой возможности вам расскажет руководитель городского штаба Всероссийской организации «Эка» Юлия Тургенева.
11. А кто может оставить после себя слово? Верно, поэты, писатели… А пословицы, поговорки, притчи, сказки можно отнести к разряду «слово»? А что о смысле жизни говорят русские народные пословицы:
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь короткая, да слава долгая.
Как поживешь, так и прослывешь.
Доброе дело два века живет.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Ребята, а знаете ли вы, что такое притча? Любите ли вы читать, слушать притчи?
Я предлагаю вашему вниманию еще одну.
Жил-был человек, и была у него мечта — отыскать самый большой в мире алмаз. Он день и ночь рыл гору, искал камень, но никак не мог найти такой, как ему хотелось. Женился человек, но жену свою почти не видел: целые дни пропадал в пещерах. Родилась у него дочь. Но и на дочь у него не было времени.
И вот однажды нашел человек огромный алмаз — чистой воды, такой, который в стакан с водой опустишь, а его и не видно совсем. Человек берёг алмаз как зеницу ока, хранил в ларце на мягкой подушке, и с ларца того глаз не спускал. Каждую свободную минуту проводил у ларца — любовался своим сокровищем.
Но вот однажды рассматривал он свой алмаз и увидел, что в нем есть маленькая трещинка. Схватился человек за голову: он был уже немолод и знал, что второго такого камня ему не найти. Решил он тогда огранить алмаз, чтобы скрыть дефект. Стал шлифовать камень, и как появились на нем грани, как сделался он бриллиантом, то заиграл на солнце всеми цветами радуги. Человек вставил его в оправу и повесил на золотой цепочке на шею дочери, чтобы, когда она двигается, солнце играло в его любимом бриллианте.
И все, завидев дочь того человека, говорили:
— Какая красота неземная!
Но через некоторое время дочь сняла украшение, а люди продолжали восклицать: «Какая красота!». И человек понял: люди говорили не о камне, за которым он охотился всю жизнь, а о его дочери, которая дана была ему Богом... Гоняясь за красотой, он не видел красоты в своем доме.
О чем эта притча?
12. А пробовали ли вы когда-нибудь сочинять притчи? Не забудьте, притча – это иносказательный поучительный рассказ.
13. Чтение и обсуждение творческих работ.
(Или «Докончи притчу».
Как-то раз Художник купил новый карандаш. - Есть три вещи, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Какие три напутствия дал мастер карандашу? (Первое: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Второе: ты должен быть готов исправлять ошибки, которые совершаешь. И третье: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать рисовать.)
14. А теперь давайте посмотрим мультфильм…….
15. Великие люди - писатели, ученые, музыканты, государственные деятели – по-разному отвечали на вопрос: «Зачем я живу?» Но все они сходились в одном: должность человек – самая прекрасная на земле. Вот что написал в своем дневнике писатель М.М. Пришвин: «Все прекрасное на Земле – от солнца, и все хорошее – от человека».
Антуан де Сент-Экзюпери, автор замечательного произведения «Маленький принц, говорил: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной твоими товарищами. Сознавать, что, кладя каждый кирпич, и ты помогаешь строить мир».
А вот что сказал А.П. Чехов: «Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он сможет, как прекрасна была бы земля наша».
16. Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что мне удалось растревожить ваши сердца. Мне хочется верить, что этот урок останется в ваших сердцах.
А теперь вернемся к нашему эпиграфу, еще раз прочитаем эти строчки:
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово…
А какой след на земле оставите вы, ребята? Что вы сможете сделать уже сегодня?