познакомить с особенностями существования в природе дикорастущих и культурных растений;
научить различным жизненным формам растений, научить различать культурные растения по назначению.
Оборудование: таблицы, муляжи растений, картинки, хлеб, колосок.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам окно.
Нас оно торопит в класс
Урок природоведения у нас сейчас.
– Дети! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики папе, маме, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг,
Весёлый друг, хороший,
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети: Это – лес.
Учитель: Молодцы! Верно.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
– Но прежде чем отправится в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. А какая сегодня погода?
Дети: “Бюро погоды”. Прогноз погоды на 24 октября. Небо чистое, ясное. t воздуха – – 2оС. Ветер слабый, осадков нет.
Учитель: Отгадайте загадку:
Дышит, растет
А ходить не может?
Дети: Растение.
Учитель: Давайте вспомним, где могут расти растения?
Дети: В лесу, на лугу, в водоеме.
Учитель: Правильно. Проверю, как вы подготовили домашнее задание. Для этого мы сейчас поиграем с вами в игру. А игра наша называется “Кто где растет, и где живет”. Ваша цель правильно распределить растения и животные по группам.
Класс делится на три команды. Учитель называет растения и животных. Дети должны поднять руку, где они живут или растут.
1 ряд
ЛЕС
дуб, дятел, ель, олень
2 ряд
ЛУГ
шмель, бабочка-голубянка, клевер
3 ряд
ВОДОЕМ
окунь, лягушка, кувшинка
Учитель: Молодцы! Все вы правильно выполнили задания. За растениями, которые растут в лесу, на лугу, в водоеме кто-либо ухаживает, поливают, рыхлят землю, удобряют?
Дети: Нет. Я хочу дополнить.
Дети: Другой вариант. Но для того, чтобы вырастить новые леса, их время от времени насаживают люди, на тех метах, где происходит вырубка огромных старых деревьев. В лесу работают лесники и егерь.
Учитель: А как называются такие растения?
Дети: Дикорастущие. Читаем с доски таблицу.
Учитель: Как вы понимаете значение этого слова?
Дети: Растения, которые растут сами по себе.
Учитель: Читаем тему с доски – "Дикорастущие и культурные растения". Какие вы встречали растения в лесу?
Дети: Дуб, ель, сосна, шиповник, тысячелистник.
Учитель: На какие три группы можно разделить эти лесные растения.
Таблица на доске:
– А теперь отдохнем. (Физ.минутка).
Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.– Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем. – Это птицы к нам летят.
Как они тихо садятся – покажем. – Крылья сложим назад.
Учитель: Отдохнули, а теперь отгадаем загадки.
Что капали из земли
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли
Ели да хвалили.
(Картофель.)
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой – в бочке
Крепкие, соленые.
(Огурцы.)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий,
Куда ни приду
Всех до слез доведу.
(Лук.)
Учитель: Где они растут?
Дети: На грядке.
Учитель: Кто за ними ухаживает?
Дети: Люди их сажают, поливают, удобряют.
Учитель: Как можно назвать эти растения?
Дети: Овощи.
Учитель: А ещё как?
Дети: Культурные.
Учитель: Почему культурные?
Дети: Потому, что люди за ними ухаживают.
Учитель: Сейчас мы прочитаем в учебнике на стр. 44 1, 2 абзац.
Вслух читает ученик, все следят.
Учитель: Рассмотрите рисунки на стр. 44. Назовите изображенные растения.
Ученик должен прочитать на доске, правильно поставить ударения.
Учитель(берет в руки колосок): Какое это растение?
Дети: Культурное.
Учитель: Посмотрите на стол. Почему на одном краю стола лежит колосок, а на другом – хлеб – румяный, душистый с хрустящей корочкой?
Дети: Потому, что колосок проходит очень длинный путь, чтобы попасть к нам на стол.
1. Готовят почву.
2. Сеют, удобряют.
3. Убираюе, борются с сорняками.
4. Собирают богатый урожай пшеницы.
5. Из пшеницы делают муку.
6. Из муки пекут хлеб.
Картинки.
Учитель: А какие мы знаем пословицы и поговорки о хлебе – вспомним уроки чтения.
Много снега – много хлеба.
Хлеб всему голова.
Май холодный – год хлебородный.
Коли в мае дождь – будь рожь.
Учитель: Какой мы сделаем вывод?
Дети: Хлеб всему голова. Хлеб нужно беречь.
Учитель: На какие три группы можно разделить культурные растения?
Дети: Деревья, кустарники и травы.
Учитель открывает таблицу № 1.
Учитель: Продолжаем работать по учебнику, читаем на стр. 45.
Учитель открывает таблицу № 2.
Учитель: Среди культурных растений можно выделить еще такие группы (повторяю, дополняем).
Овощные (лук, морковь, капуста).
Плодовые (груша, яблоко, апельсин).
Зерновые (пшеница, рожь, ячмень).
Декоративные.
Учитель: Мы на уроке собрали большой и богатый урожай культурных растений. Чтобы подвести итог урока, мы проведем игру “Волшебный мешочек”. Правила игры: вы должны взять предмет в мешочке, ощупать его и по форме определить, что это за культурное растение. И положить в 2 корзинки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Дикорастущие и культурные растения"»
Тема урока: "Дикорастущие и культурные растения"
Билашко Валентина Вадимовна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели:
познакомить с особенностями существования в природе дикорастущих и культурных растений;
научить различным жизненным формам растений, научить различать культурные растения по назначению.
Оборудование: таблицы, муляжи растений, картинки, хлеб, колосок.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель:
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам окно. Нас оно торопит в класс Урок природоведения у нас сейчас.
– Дети! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики папе, маме, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг, Весёлый друг, хороший, Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.
Дети: Это – лес.
Учитель: Молодцы! Верно.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем.
– Но прежде чем отправится в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. А какая сегодня погода?
Дети: “Бюро погоды”. Прогноз погоды на 24 октября. Небо чистое, ясное. t воздуха – – 2оС. Ветер слабый, осадков нет.
Учитель: Отгадайте загадку:
Дышит, растет А ходить не может?
Дети: Растение.
Учитель: Давайте вспомним, где могут расти растения?
Дети: В лесу, на лугу, в водоеме.
Учитель: Правильно. Проверю, как вы подготовили домашнее задание. Для этого мы сейчас поиграем с вами в игру. А игра наша называется “Кто где растет, и где живет”. Ваша цель правильно распределить растения и животные по группам.
Класс делится на три команды. Учитель называет растения и животных. Дети должны поднять руку, где они живут или растут.
1 ряд
ЛЕС
дуб, дятел, ель, олень
2 ряд
ЛУГ
шмель, бабочка-голубянка, клевер
3 ряд
ВОДОЕМ
окунь, лягушка, кувшинка
Учитель: Молодцы! Все вы правильно выполнили задания. За растениями, которые растут в лесу, на лугу, в водоеме кто-либо ухаживает, поливают, рыхлят землю, удобряют?
Дети: Нет. Я хочу дополнить.
Дети: Другой вариант. Но для того, чтобы вырастить новые леса, их время от времени насаживают люди, на тех метах, где происходит вырубка огромных старых деревьев. В лесу работают лесники и егерь.
Учитель: А как называются такие растения?
Дети: Дикорастущие. Читаем с доски таблицу.
Учитель: Как вы понимаете значение этого слова?
Дети: Растения, которые растут сами по себе.
Учитель: Читаем тему с доски – "Дикорастущие и культурные растения". Какие вы встречали растения в лесу?
Дети: Дуб, ель, сосна, шиповник, тысячелистник.
Учитель: На какие три группы можно разделить эти лесные растения.
Таблица на доске:
– А теперь отдохнем. (Физ.минутка).
Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули.– Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем. – Это птицы к нам летят. Как они тихо садятся – покажем. – Крылья сложим назад.
Учитель: Отдохнули, а теперь отгадаем загадки.
Что капали из земли Жарили, варили? Что в золе мы испекли Ели да хвалили.
(Картофель.)
Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимой – в бочке Крепкие, соленые.
(Огурцы.)
Я вырос на грядке, Характер мой гадкий, Куда ни приду Всех до слез доведу.
(Лук.)
Учитель: Где они растут?
Дети: На грядке.
Учитель: Кто за ними ухаживает?
Дети: Люди их сажают, поливают, удобряют.
Учитель: Как можно назвать эти растения?
Дети: Овощи.
Учитель: А ещё как?
Дети: Культурные.
Учитель: Почему культурные?
Дети: Потому, что люди за ними ухаживают.
Учитель: Сейчас мы прочитаем в учебнике на стр. 44 1, 2 абзац.
Вслух читает ученик, все следят.
Учитель: Рассмотрите рисунки на стр. 44. Назовите изображенные растения.
Ученик должен прочитать на доске, правильно поставить ударения.
Учитель(берет в руки колосок): Какое это растение?
Дети: Культурное.
Учитель: Посмотрите на стол. Почему на одном краю стола лежит колосок, а на другом – хлеб – румяный, душистый с хрустящей корочкой?
Дети: Потому, что колосок проходит очень длинный путь, чтобы попасть к нам на стол.
1. Готовят почву. 2. Сеют, удобряют. 3. Убираюе, борются с сорняками. 4. Собирают богатый урожай пшеницы. 5. Из пшеницы делают муку. 6. Из муки пекут хлеб.
Картинки.
Учитель: А какие мы знаем пословицы и поговорки о хлебе – вспомним уроки чтения.
Много снега – много хлеба.
Хлеб всему голова.
Май холодный – год хлебородный.
Коли в мае дождь – будь рожь.
Учитель: Какой мы сделаем вывод?
Дети: Хлеб всему голова. Хлеб нужно беречь.
Учитель: На какие три группы можно разделить культурные растения?
Дети: Деревья, кустарники и травы.
Учитель открывает таблицу № 1.
Учитель: Продолжаем работать по учебнику, читаем на стр. 45.
Учитель открывает таблицу № 2.
Учитель: Среди культурных растений можно выделить еще такие группы (повторяю, дополняем).
Овощные (лук, морковь, капуста).
Плодовые (груша, яблоко, апельсин).
Зерновые (пшеница, рожь, ячмень).
Декоративные.
Учитель: Мы на уроке собрали большой и богатый урожай культурных растений. Чтобы подвести итог урока, мы проведем игру “Волшебный мешочек”. Правила игры: вы должны взять предмет в мешочке, ощупать его и по форме определить, что это за культурное растение. И положить в 2 корзинки.