Развивающая– рсширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Информационные умения:
умение находить информацию;
умение представлять информацию в разной форме;
соотнесение разных видов информации (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);
умение находить ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.
Коммуникативные УУД:
умение четко и грамотно выражать свои мысли;
умение аргументировать своё мнение;
умение принимать позицию другого;
умение задавать вопросы;
умение отвечать на вопросы.
Регулятивные умения:
умение контролировать способ чтения других учеников;
умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;
умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
Личностные результаты:
умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;
умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).
Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала
Подготовка к восприятию
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчества А.И. Куприна.
Рассказ о жизни и творчестве А.И. Куприна (заранее подготовленной группой учащихся).
Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.
Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.
Просмотр видеоролика «Капель».
Беседа (по примерным вопросам)
- Какие изменения происходят в природе весной (оживает)? - Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки) - А с птицами? (прилетают из теплых стран) - Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы) - Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).
- Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом к нашему уроку.
Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались, как может называться произведение? (А.. Куприн «Скв…рцы»). - Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А какая, не пойму то ли «о», то ли «а»? - Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»? - Как человек должен относиться птицам? - Чем мы можем им помочь? - Как называется домик для скворцов?
Словарная работа
Беспечный - беззаботный, легкомысленный.
Истребить – уничтожить, погубить.
Плешина – лысина.
Становище – место стоянки.
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Рубка – надстройка на палубе.
Застреха - в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
Подзадоривают – побуждают к действиям.
Взмывали – высоко взлетали.
Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
Конница - конное войско.
Упражнения на постановку дыхания перед чтением.
Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики)
Физминутка
Анализ.
Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»).
- Каких «старых знакомых» ждали люди?(Скворцов).
- Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц).
Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»).
-Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда).
-Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки).
Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»).
-Как вели себя птицы после долгого перелета?(ссорились, шумели, чистили перья).
Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»).
-Как готовятся люди к прилету скворцов?(готовят скворечники).
-Как характеризует автор воробьев?(плуты, воришки, забияки, драчуны).
Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»).
-Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его).
-Чем питаются скворцы?(насекомыми).
Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»).
-Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца?(Развлекает ее, охраняет гнездо).
Седьмой фрагмент (до конца).
-Почему скворцы хорошие товарищи?(они предупреждают друг друга об опасности).
- Какую особенность вы заметили в этом рассказе?(Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком?(Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).
Работа в группах - составление кроссворда по прочитанному произведению
Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).
V Итог урока:
Беседа:
Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).
Рефлексия (карточки)
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»