| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | У У Д | 
  | Организационный момент. Мотивация.   1мин | Настрой на работу. «Прозвенел звонок , а это значит , что наша встреча началась!»    Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке. Слайд №1 | 
 
 Формирование интереса (мотивации) к учению. | Выполнение пробного учебного действия   Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками   Самоопределение   | 
  | Речевая гимнастика 2мин |  Для того, чтобы правильно, красиво говорить и читать, мы проведём речевую разминку.  Участники №4 раздайте карточку №1. 1). «Не споткнись о пенёк»: прочитать внимательно, не сделав ошибки. (На экране) 30 сек Цо –цу –ца – птица, цепь, яйцо, овца. Ло – лы – ла – стужа, льдины, лёд, скала. По – пы – па – оперенье, пух, стопа. Том, посуда, тост, походка. Мак, бак, знак, костюмы, кнопка.   Слушать, не летать, кататься, Танцевать, плыть, задираться. С партнёром по плечу по строчно. 30сек 2) Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки,   Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки. Вдох – выдох Слайд №2 и №3 | 
 Участники №4 раздают карточку №1. 
 
 Самостоятельно читают | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы. Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | 
  |  Актуализация знаний.   2мин | 1).  Фотоглаз. Прочитайте внимательно группу слов, найдите «лишнее» слово и докажите, почему вы так считаете.    Ласточки, дятлы, скворцы, грачи, стрижи, кукушки. Дети: Лишнее слово – дятлы. Они зимующие. Остальные птицы – перелётные. Слайд №4 Работа в группах. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.   Учитель: Участник №2 раздай жёлтую карточку. Ваша задача – прочитать, составить рассказ. – 2 мин.    Составить рассказ:  Вот и пришла долгожданная НАВЕС. Светит яркое СЫШКОНЛО. Сошёл с тёплых ЛЕЙПО снег. На деревьях набухли КИПОЧ. В рощах кричат весёлые СЫКЦВРО. Появились первые КИСНЕЖПОДНИ. ЧАТЖУР звонкие ручейки.  30 сек  Поменяйтесь с партнёрами по лицу.  По кругу каждый из вас читает 1 предложение. Начинает участник №1. 30 сек  Что у вас получилось. Прочитай Рома Ерофеев. О чём рассказ? 1мин 2).  Учитель: Какой раздел изучаем?  Дети:“ Весна, весна красная”  - Вспомните, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна - художник»? Откройте учебник с. 102 найдите последний абзац, прочитайте.    («А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело»).   
 | 
 
 
 СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании одновременно передают друг другу.   Дети самостоятельно выполняют работу.   | Ориентация на требования учителя. Обеспечение, принятие детьми учебной задачи, понимание плана решения этой задачи. 
 | 
  | Введение в тему.   2 мин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Постановка учебной задачи 2мин |  - Именно об этих важных делах мы сегодня и поговорим.   Участники №3 раздайте фиолетовую карточку.    Чтобы узнать, о чём будем читать, прочитайте и отгадайте загадку. Работаем с партнёром по плечу.  Он прилетает каждый год  Туда, где домик его ждёт.  Чужие песни петь умеет  И всё же голос свой имеет. ( Скворец) Слайд №5 Правильно, скворец - небольшая перелётная певчая птица.   - Прочитайте пословицу. - О чём гласит пословица? Работа в паре – партнёры по лицу. «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли» Слайд №6 Фронтальная проверка  С прилетом скворцов начинается настоящая весна.   Ребята, хотите услышать пение скворушки? Примите удобное положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу.- Послушайте пение скворца. ( Звучит звукозапись). Вот как распевает свои звонкие песни скворец.  Скворец часто подражает пению других птиц. Поэтому в народе его называют певец – пародист. . Слайд №7
 Учитель: Определите тему урока.   - Кто догадался, как будет называться произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня?     - Русский писатель А.И. Куприн (портрет) написал рассказ о скворцах. Значит, тема урока  Слайд №8 А. И. Куприн. Скворцы. Слайд №9  Чему мы должны сегодня научиться на уроке?   Исходя из всего этого сформулируйте задачи урока. Слайд №10 и №11 Познакомиться … с новым произведением Понять… содержание Отвечать… на вопросы Получить … интересную информацию Проявлять… любовь к природе  Технология «Эй АР ГАЙД»    Наш герой хочет узнать, что вы про него знаете и принес вам задание на карточках. Участники №2 раздайте белую карточку.  Итак. - Что вы знаете о скворцах? - Что хотели бы узнать?    В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- » , если вы не согласны с утверждением – 30 сек        | До | Утверждения | После |   | 
 | Скворцы на зиму улетают на юг, а весной возвращаются. | 
 |   | 
 | Люди строят для скворцов гнёзда. | 
 |   | 
 | За лето уничтожают в тысячу раз больше собственного веса гусениц и вредителей растений. | 
 |   | 
 | Иногда скворечники самовольно занимают голуби. | 
 |  
 |  
  
 Самостоятельная работа.    Отгадывают загадку  
  Осознают и принимают учебную задачу    
 
  
  
  
  Внимательно слушают  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Технология «Эй АР ГАЙД» - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения – раздражителя» для активизации мышления. Дети заполняют таблицу.   
 |  Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.  Подведение под понятие.  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью    Формирование действия прогнозирования.  Учет разных мнений   
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение слышать другого. Понимать общее суждение. Учатся аргументировать свои версии.   Работа над лексическим значением слова. Внешне речевой этап в деятельности каждого ребёнка;   Умение сформулировать свои мысли понятно для другого. Мыслительный выбор последовательности действий и выполнение модели.   Решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу, достичь цели, создать ситуацию успеха. 
 
 | 
  | Новый материал. 10 мин | Учитель: Листочки отложите в сторонку. Вот о том, как прилетают к нам скворцы и заселяют скворечники, мы узнаем в отрывке из рассказа Александра Ивановича Куприна «Скворцы». Слайд №12 1.Знакомство с творчеством писателя. Участники №4 раздайте зелёную карточку, самостоятельно прочитайте информацию о писателе, найдите и подчеркните те факты, которые подойдут к теме урока.  (Напечатать на карточках и дать самостоятельно прочитать с целью найти те факты из справки о писателе, которые подойдут к теме урока) 3мин  А.И.Куприн – русский писатель. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. Его произведения знают и любят дети и взрослые. 2 мин.
 МИКС ПЭА ШЭА – обучающая структура Встаньте. Под музыку передвигаетесь по классу, когда музыка остановится, образуете пару, обсуждаете предложенную тему. Отвечает тот, чей день рождения ближе к лету. 1мин МИКС ПЕА ШЭА (обмен мнениями в парах) Одну пару спросить. Что узнали о писателе?  2.Слушание рассказа А. Куприна «Скворцы» - аудиозапись или учебник с.108. Внимательно послушайте произведение А. Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы. По ходу чтения на полях отмечать непонятное (?), новое, интересное (!). 3мин  Слайд №12 2. Беседа по восприятию. ЗУМ ИН – обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению. 1мин Учитель: — Понравилось ли вам произведение?   — Что понравилось в рассказе?  — Что удивило вас в этом произведении? — Кто главные герои?— Как люди готовились к встрече скворцов?
 — В каком месяце прилетают скворцы?   — Как называется дом скворца?— Как себя вели птицы?
 — Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?
 — Какую пользу приносят скворцы?
 — К какому жанру относится это произведение?   Дети: Рассказ.   Учитель: Какова же тема этого рассказа? (ожидание прилёта скворцов)    Моделирование обложки произведения 30сек Слайд №13 Участники №3 раздайте белые листочки. Смоделируйте обложку этого произведения.    Учитель: Кто выполнил задание так встаньте. Слайд №14 
    | А. И. Куприн  
 
 Скворцы |  
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МИКС ПЕА ШЭА –обучающая структура, в котором участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗУЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя ТАЙМД-ПЭА- ШЭА 
 Отвечает тот, чей день рождение ближе к лету.    По ходу чтения на полях отмечать непонятное (?), новое, интересное (!). ЗУМ ИН – обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению.   
 
  
  
 ТЭЙК ОФ -ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - обучающая структура для получения информации о классе   ( кто выполнил задание так встаньте) |  Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.  Извлекают необходимую информацию из прочитанного.  Владеют навыками работы со справочной литературой  
  
  .  Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. | 
  | 2) Чтение и анализ содержания рассказа. 10мин 
 |  1). Начнем с трудных слов. - Что было непонятно? (объяснение). Какие слова были не знакомы? Словарная работа. Работа в паре. Участники №2 раздайте розовые карточки. Прочитайте, соедините слово и его толкование.  Взаимопроверка - партнёром по плечу.  Проверка с эталоном – экран 1минБеспечный – беззаботный, свободный от забот. Слайд №15
  Пристально – здесь: внимательно. Жутко – здесь: страшно.Истребить – уничтожить, погубить.
 Сажень - устаревшее слово, русская мера длины, равна 2м13см    Робость ощущение страха, боязни.   Легкомыслие необдуманность, несерьезность. Борозда канавка на поверхности почвы. 2). СИНГЛ РАУНД РОБИН – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.  2мин Участники №4 раздайте оранжевую карточку. Читают самостоятельно 1 часть, у каждого участника лист с вопросами.  Когда прилетают скворцы. Найдите точный ответ в тексте и прочитай.Как люди готовятся к прилёту скворцов? Прочитай.Найди в тексте и прочитай, как скворцы выселяют воробьёв.Как ведут себя воробьи? Прочитай.  Каждый участник отвечает на свой вопрос. Проверка: группа №1 – участник 1, группа №3 – участник 2, группа 4 – участник 3, группа 2 – участник 4 
 Гимнастика для глаз Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 3) Работа в печатной тетради №2 с. 64 - дифференцированная работа 1 мин Слайд №16 1 группа- участники А: в тетради зад. 3. С.64 2 группа- участники В : в тетради зад. 2 . с.64 – Подумай, как автор относится к своим героям. Проверка: партнёры по лицу обмениваются тетрадями, оценивают |  
  
  
  
  
  
  
  
  Объясняют значение слов в паре 
 
 
 СИНГЛ РАУНД РОБИН – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз. 
 
 
 
 ТАЙМД ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени. |  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | 
  | 
 | 
  | Самостоятельное чтение II части. 5мин 
 | Самостоятельное чтение.   Учитель:- Прочитайте II часть самостоятельно.   Учитель: Что нового из жизни скворцов вы узнали из произведения? -Чтение по абзацам (хорошо читающие дети) Дифференцированная работа. Участник А 1-3 - читают составляют вопросы по данной части. (Например: – Чем питается скворец? – Какую пользу приносят скворцы людям? – Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых? (в тысячу раз больше собственного веса)   – Когда лучше слушать песню скворцов? Прочитайте ответ в тексте. Участники В 4 - делят текст на пункты и подбирают заголовок каждой части. (Например: 1. Столовая скворцов. 2. Какую пользу приносят птицы. 3. Песня скворцов.) | Самостоятельно работают, составляют вопросы по данной части. |  Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.  Установление причинно-следственных связей    Осознанное построение речевого высказывания    
 | 
  |  Итог.   5мин | Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились? Учитель: Какими важными мыслями хотел поделиться автор? Учитель: Что нового узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках?   Дети: Они живут в скворечниках, выселяют воробьёв, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и др. вредителей растений.   | Отвечают на вопросы учителя |  
 
 | 
  | Рефлексия деятельности | Давайте вернёмся к тем вопросам, которые вас интересовали в начале урока. На все ли вопросы смогли ответить? - Возьмите карточку №2. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» если вы не согласны с утверждением. Изменилось ли ваше мнение? Почему? 
        | До | Утверждения | После |   | 
 | Скворцы на зиму улетают на юг, а весной возвращаются. | 
 |   | 
 | Люди строят для скворцов гнёзда. | 
 |   | 
 | За лето уничтожают в тысячу раз больше собственного веса гусениц и вредителей растений. | 
 |   | 
 | Иногда скворечники самовольно занимают голуби. | 
 |   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Что нового из жизни скворцов вы узнали из рассказа? Слайд №17  сегодня я узнал…было интересно…я понял(а) что…теперь я могу…я научился…меня удивило…  Самооценка.   | 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха. Умение давать оценку своим действиям и действиям одноклассников. | 
  | Домашнее задание. 
 | Стр. 108-111, подготовить краткий пересказ Слайд №18 I вариант: 1 часть рассказа.II вариант: 2 часть рассказа.
 | 
 |  
 | 
  | 
 | Чистая работа | 
 |  
 |