Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе. А.Куприн "СКВОРЦЫ" »
Урок литературного чтения в 4классе
Тема: « А. Куприн «Скворцы»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель:
- расширить знакомство с творчеством А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с новым произведением, обучать осознанному выразительному чтению; обогащать словарный запас;
- расширять читательский кругозор;
развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников;
- создать условия для формирования выразительного чтения;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим;
- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование и материалы для урока:
Учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2-я часть
Ход урока:
І. Организация урока. Мотивация.
Ребята, улыбнитесь вы друг другу,
Я улыбнусь, конечно, вам,
И с настроением отличным
Начать урок предложу вам!
ІІ. Речевая разминка (Слайд 2)
Звукоподражание
Наши уточки с утра – кря-кря-кря
Наши гуси у пруда – га-га-га,
Наши курочки в окно – ко-ко-ко,
А как Петя, петушок рано по утру нам споёт «Ку-ка-ре-ку»
Ребята, какие произведения К.Д. Бальмонта вы знаете?
Какое стихотворение вам запомнилось больше всего и чем?
Какое, удивило вас?
ІV. Актуализация знаний
Сегодня на уроке у нас новый автор и новое произведение. Прочитайте хором и отгадайте загадку. (Слайд 5)
Опустел домишко вдруг,
Улетел жилец на юг.
А весною, наконец,
Возвратился к нам … (скворец) (Слайд 6)
Правильно, скворец - небольшая перелётная певчая птица отряда воробьиных с тёмным оперением.
Сообщение о скворцах
Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых!
Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.
А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается!
Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.
Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица.
И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.
Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!
- Что для себя интересного вы узнали о скворце из сообщения?
Ребята, а теперь мы можем назвать тему сегодняшнего урока.
Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» автора Александра Ивановича Куприна. -
Сообщение об авторе
А.И.Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
А. Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П. Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые.
- Кто главные герои произведений А.И. Куприна? (дети и животные)
- Какие произведения А.И. Куприна мы изучали в 3 классе?
«Собачье сердце», «Барбос и «Жулька», «Ю-ю», «Синяя звезда»
Физминутка (Слайд 10)
Летят, летят в наш край скворцы,
(Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Что молодой весны гонцы.
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.
А дома ждут скворечни их,
И снова будут хлопоты у них.
V. Работа над произведением А. Куприна «Скворцы»
Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речь в произведении.
Прочитаем, проверим свои предположения.
Внимательно послушайте произведение А. Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.
VI. Беседа по восприятию текста.
Понравилось ли вам произведение? Чем?
Как автор относится к своим героям?
Как люди готовились к встрече скворцов?
Как себя вели птицы?
Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?
VII. Гимнастика для глаз.
Предлагаю включить воображение и выполнить движение
вверх-вниз, вправо - влево, глазами нарисуйте 8, зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
VIII. Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».