kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока : "Куклы - обереги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование и развитие интереса к традициям русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : "Куклы - обереги"»





Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Пачелма





Тема урока :

"Куклы - обереги"



Подготовила и провела

учитель начальных классов

Щепочкина Надежда Федоровна

МОУ СОШ № 1, р.п. Пачелма







р.п. Пачелма, 2016 год



Предмет: технология

Возраст учащихся: 2 класс

Цель урока: формирование и развитие интереса к традициям русского народа.

Тип урока:  комбинированный




Тема

Работа с разным материалом. Куклы-обереги.


Цель

Задачи



Формировать и развивать интерес к традициям русского народа

Образовательные: - научить изготавливать из ниток куклу – оберег, формировать навык работы с ножницами.

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории и традициям русского народа, развивать творческую активность, развивать кругозор, развивать речь учащихся; укреплять здоровье учащихся в процессе обучения, создать обстановку психологического комфорта, повысить уровень игровой деятельности в процессе обучения.

Воспитывающие: воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, художественный вкус, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

Формировать УУД:

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; устанавливать аналогии;

Оборудование




Методы обучения:



Наглядно-демонстрационный материал:

- технологическая карта;

- образцы кукол- оберегов;

- нитки, ткань, ножницы;

- мультимедийная презентация

Словесный метод (устное изложение нового материала, беседа)

Наглядный ( демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов, презентация «Обереги»)



Образцы оберегов, таблицы «Символика оберегов», презентация «Обереги»

Организация пространства

индивидуальная работа, парная работа.



















Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1.Мотивация к учебной деятельности.







































































































2.Актуализация знаний.
































































































Тема урока




















Физминутка

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

( «надо» )

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок

( «могу» )

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

( «хочу» ).


Общая готовность детей к уроку.

Концентрация внимания детей.

Положительный эмоциональный настрой.
















































































Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы




















































































Умение формулировать тему и цель урока.




















Снять умственное напряжение, здоровьесберегающие технологии

А) - Мне не терпится начать урок и подарить друг другу радость общения и новые знания. Есть очень хорошая пословица: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

Не будем упускать день, час и даже минутку.

В) Аутотренинг

Садитесь прямо, удобно, расслабленно.

- Впереди у нас интересная работа....

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работать старательно,

Слушать внимательно.

А хочу начать наш урок с чтения отрывка из русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

-В некотором царстве жил-был купец. И была у него одна дочь Василиса. Когда мать умерла, девочке было 8 лет. Умирая, мать позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Затем мать поцеловала дочку и умерла.

После смерти жены купец потужил как следовало, а потом опять женился.

Он женился на вдовушке, но обманулся: не нашел он в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами.

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и хорошела. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчует ее, приговаривая: « На, куколка, покушай, моего горя послушай!»Много испытаний вынесла Василиса и от мачехи, и от Бабы Яги, но как во всех русских народных сказках все закончилось хорошо.

Тут взял царь Василису за белые ручки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Отец порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. И стали они жить поживать и добра наживать. А куколку Василиса по конец жизни своей всегда носила в кармане.

- Как назвать куколку, которая помогла Василисе?

Выберите слова : Талисман

Сувенир

(слайд) Оберег

Игрушка

Поделка


Талисман (от позднегреческого- посвящение- чары) - предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу. Русское название этого слова оберег.

- Ребята, у нас на уроке присутствуют историки. Они поведают о происхождении кукол-оберегов.


1 историк: Кукла - берегиня имеет очень интересное прошлое со своими тайнами и загадками.


2 историк: Оказывается, раньше куклам приписывали различные волшебные свойства: защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня от слова «беречь», «оберег».


1 историк: Еще до появления ребенка на свет каждая мать делала куколку – берегиню, соблюдая одно условие – изготовить ее без иголки. Ведь куклу нельзя было уколоть, в ней сохранялась материнская любовь и забота.


2 историк: Облик куклы формировался на протяжении многих веков. Это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла- вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.


1 историк: Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень ярко и нарядно. Поэтому позднее стали придавать большое значение одежде куклы. Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, вышивали узоры, украшали бусами, лентами.


2 историк: Изучив историю возникновения кукол, мы поняли:

Изготовление обереговой куклы – это ремесло, потому что в основе ее изготовления лежит ручной труд, это рукотворная работа;


1историк: Каждая куколка создавалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления;

2 историк: Куклы – обереги были самые разные, но одно у них было общее: у таких кукол не было лица;


1историк: Куклу – берегиню изготавливают без иголок. Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры.

- Большое спасибо вам ,историки, за такую интересную информацию.


-Кто догадался, как будет называться наша тема урока?

-Какие перед собой поставим цели?









Любопытная Варвара



Смотрит влево,


Смотрит вправо,


Смотрит вверх,


Смотрит вниз,


Чуть присела на карниз,



А с него свалилась вниз!







Самоконтроль готовности к уроку.

Реакция на учителя, внимание.



















Дети слушают





































































Выбирают ответ: талисман, оберег










Выступают учащиеся

6 класса.

Дети слушают.






















































































Дети отвечают

Кукла –оберег


- научиться изготавливать из ниток куклу – оберег, формировать навык работы с ножницами.









(Дети поднимают и опускают плечи)


(Поворачивают корпус влево)



(Поворачивают корпус вправо)


(Поднимают голову вверх)


(Опускают голову вниз)


Выполняют легкие полуприседания)



(Резко приседают)






Личностные:

самоопределение.






































































Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.










Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

















Личностные. Смыслообразование.

Познавательные.

Анализ, синтез, обобщение, классификация,

извлечение необходимой информации из текстов.




























































































Регулятивные: прогнозирование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Практическая работа.

















































Рефлексия













Планирование предстоящих действий. Составление алгоритма






















































Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.


Работа по инструкционной – технологической карте.

-Ребята, прежде чем приступить к работе, рассмотрим технологическую карту (одна на двоих) . Какие инструменты нам понадобятся? (ножницы)

-Я напоминаю, что ножницы –это колюще-резащий инструмент. Осторожно!

Расскажите тихонько друг другу порядок выполнения работы. Если возникают трудности, обратитесь ко мне.

Если хотите сделать не просто игрушку, а оберег, то думайте только о хорошем

( закройте глазки и помечтайте о хорошем, пусть это настроение сохранится).

Трудитесь дружно, вместе, помогайте друг другу.

Придумайте имя но такое, какого нет ни у кого у ваших близких. Если хотите шепните мне на ушко.

-У нас на работу всего 10 минут. Приступайте. (звучит русская народная музыка).

- Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Коробочки. Откройте их, украсьте свои куклы- обереги.

Посмотрите какие у вас получились куклы обереги. Сейчас мы прочитаем заклинание. Повторим его три раза, поворачивая куклу против часовой стрелки и произносим: «Отвернись злом. Повернись добром».

Я верю, что эти куклы – обереги принесут вам удачу, добро, счастье.


Итак, что же такое урок?

Мы на уроке познакомились с историей кукол – оберегов. Значит урок – это история.

А для того, чтобы получились такие замечательные, аккуратные куклы – обереги мы с вами трудились. Значит урок – это труд.


На уроке мы работали дружно. Помогали друг другу. Значит урок – это сотрудничество.

Какое настроение у вас было, когда вы делали свои куклы – обереги?

Значит урок – это радость.



  • У меня получилось…

  • Было трудно..

  • Мне захотелось…


Я желаю, чтобы каждый урок приносил вам только радость, а каждое общение с вами для меня - это тоже огромная радость .

Спасибо вам за урок.



Дети рассматривают технологическую карту, отвечают на вопрос и повторяют технику безопасности при работе с ножницами.


Самостоятельная работа учащихся по алгоритму, под контролем учителя.

Выполнение практической работы происходит в индивидуально-самостоятельной форме или в парах.

Корректировка своей деятельности по представленной технологической карте.

Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу с соблюдением правил техники безопасности.

Выявление и устранение типовых ошибок

Индивидуальная помощь
























история






труд





сотрудничество





радость



Регулятивные:

контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

Выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать,

Регулятивные:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные – инициативное сотрудничеств

Личностные: испытывать удовлетворение от осознания своих достижений.







Познавательные. Анализ, синтез, обобщение, доказательство.

Регулятивные.

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Тема урока : "Куклы - обереги"

Автор: Щепочкина Надежда Федоровна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по технологии. Тема: "История куклы. Изготовления куклы "Кувадка." "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-tiema-istoriia-kukly-izghotovlieniia-kukly-kuvadka"
    ["file_id"] => string(6) "195266"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427888877"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Урок кукла-зернушка "
    ["seo_title"] => string(21) "urok-kukla-ziernushka"
    ["file_id"] => string(6) "172689"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423846107"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока на тему "Изготовление куклы Домашняя Масленица-Благодать" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-izghotovlieniie-kukly-domashniaia-maslienitsa-blaghodat"
    ["file_id"] => string(6) "180152"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425131867"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Занятие внеурочной деятельности  "Кукла - оберег "Колокольчик"""
    ["seo_title"] => string(67) "zaniatiie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kukla-obieriegh-kolokol-chik"
    ["file_id"] => string(6) "256104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448043419"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Куклы - обереги""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokanatiemukuklyobierieghi"
    ["file_id"] => string(6) "317190"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460299492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства