Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши,
- способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.
2. Развивающие:
- развивать речь детей;
- пробуждать интерес к русскому языку;
- развивать мыслительную и творческую деятельность.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья через физкультминутки, дыхательную гимнастику, релаксацию;
- приобщать детей к ЗОЖ.
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайды №1, № 2
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! – солнцу и птицам. - Доброе утро! – улыбчивым лицам.
- Ребята, если вы хотите чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свою улыбку, своё хорошее настроение.
(На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако).
- А какое у вас настроение? Если у вас настроение веселое, то возьмите себе карточку с солнышком, если чуть – чуть грустное – то облачко, а если совсем печальное – тучку.
- Кто хочет поделиться своим настроением или высказать пожелания другим?
- У меня тоже хорошее настроение и я вам желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.
II. Основная часть.
- Я знаю, что вы любите путешествовать.
- А хотите опять отправиться в путешествие?
- Путешествие можно совершить и пешком, и на каком-нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль –
По волнам плывет … (корабль).
Слайд № 3
- Правильно ребята, это корабль. Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное морское путешествие вот на этом корабле. Давайте узнаем, как называется наш корабль. Составьте слово из слогов:
ТЕЙ МО ГРА (Грамотей)
- Во время всего путешествия вы повторите одно из самых важных правил русского языка, научитесь правильно использовать это правило при написании слов, а так же выделять слова на изученное правило и составлять с ними предложения. А какое это правило, вы узнаете чуть позже.
- Ребята, а что мы возьмем с собой в путешествие?
- Правильно, возьмем с собой наши Знания, Умения и Навыки, а спасательными средствами будет безошибочное и красивое письмо.
- У каждого капитана есть с собой карта, чтобы корабль не сошел с курса. А мы возьмем «Атлас-путеводитель» и будем в нем вести записи.
- К далекому плаванию все готовы, наденем свои бескозырки, воротнички.
- Удобно усаживаемся на корабль и дружно произносим волшебные слова, чтобы корабль отчалил:
Плыви, плыви, кораблик, На запад, на восток. Канаты –паутинки, А парус – лепесток.
Дыхательная медитация.
– Сядьте прямо, закройте глаза, за бортом плещут волны, кричат чайки, дует легкий ветерок, который приносит свежесть;
– глубоко вдохните всей грудью и почувствуйте запах моря.
– Вдох-выдох (2 раза).
– Откройте глаза, нам тепло, уютно.
– Возьмите в руки бинокль и посмотрите, что у нас на горизонте: слева (поворот влево), справа (поворот направо), прямо.
– Опустите бинокли.
Слайд № 4
- Вы видите на горизонте «Порт Чистописания».
-Посмотрите, кто нас встречает. Да это же морячка Пчаг. А вы знаете, что обозначает ее имя? (Пишу чисто,аккуратно, грамотно.)
- Подготовим наши пальчики к работе. Выполним пальчиковую гимнастику.
Слайд № 5
Пальчиковая гимнастика. Минутка чистописания.
Слайд № 6
Жж Шш
- Обведите букву, которая вам больше всего нравится.
- Дайте характеристику звукам, которые имеют буквы Ж и Ш.
- Используя буквы ж и ш, напишите слоги с гласными а, у, и, о, ы
Жа ша жу шу жи ши жо шо
- С какой гласной нельзя составить слог? Почему? Кто попался в ловушку? - Кто догадался, с какой орфограммой мы будем работать на уроке? (Правописание жи-ши).
- Тема нашего урока: «Правописание сочетаний жи-ши.»
- Новая для нас эта тема? - Зачем же сегодня мы снова обращаемся к этой теме? (Чтобы повторить правило, совершенствовать свои умения в написании слов с этой орфограммой).
-Давайте вспомним правило. (Читаем хором) Жи – ши пиши с буквой И.
- Ребята, а вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И и не дружат с буквой Ы?
- Тогда плывем к следующему острову, где вы найдете ответ на этот вопрос. Поднять паруса! Отдать швартовы! Полный вперед!
– Возьмите в руки бинокль и посмотрите, что у нас на горизонте: слева (поворот влево), справа (поворот направо), прямо.
– Опустите бинокли.
Слайд № 7
- Какой остров видите на горизонте? «Сказочный остров».
Просмотр сказки про ЖИ и ШИ.
Слайды № 8, 9
- Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к «Острову Загадок».
Слайд № 10
(На доске рисунок с пальмами, а под ними конверт, в нем загадки).
Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей. И питается он листьями, Листьями деревьев. (Жираф)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
- Составьте предложение с любым из слов-отгадок.
- Ребята, пока мы отгадывали загадки, налетели тучи, закрыли солнышко. Как бы в море не было шторма.
- Что такое шторм?
Слайд № 11
- Шторм - жесточайшая буря на море. Во время шторма корабль может перевернуться. Чтобы этого не произошло, нужно прогнать тучи.
– Какими должны быть моряки? (храбрыми, смелыми, сильными, выносливыми, сообразительными).
– Давайте подуем, может тучи улетят!
Спину выпрямить, расправить плечи, приподнять голову. Губы плотно сжаты, носом набираем полную грудь воздуха, выдыхаем через рот. Посмотрите, как я!
- Не получается их сдуть. Видите, какие они тяжелые, уже капли начали падать.
Может, надо выполнить задание? Тогда тучи улетят?
Задание: Составить слова из слогов (устно).
– Погода наладилась, тучи умчались. Наш корабль следует дальше.
– Возьмите в руки бинокль и посмотрите, что у нас на горизонте: слева (поворот влево), справа (поворот направо), прямо.
– Опустите бинокли.
Слайды № 12 - 30
- Какой остров видите на горизонте? «Остров «Чунга-Чанга».
- Ребята, жители острова очень любят танцевать. Они приглашают вас присоединиться к ним. Потанцуем?
Физкультминутка
- А еще жители острова «Чунга-Чанга» любят играть в различные игры. Они предлагают вам поиграть с ними в игру «Один – много».
Слайд № 31
Найдите задание 2 в Атласе – путеводителе. Допишите недостающие слоги.
НОЖ - НОЖИ
КАМЫШ - КАМЫШИ
СТРИЖ - СТРИЖИ
ШАЛАШ – ШАЛАШИ
ГРУША – ГРУШИ
ЛУЖА – ЛУЖИ
МАЛЫШ - МАЛЫШИ
КАРАНДАШ - КАРАНДАШИ
Коллективная проверка.
- Плывем дальше.Возьмите бинокль, поглядите вдаль. Как называется этот остров?
Слайды № 32, 33
- «Остров ошибок».
Работа в Атласе-путеводителе.
- На острове ошибок прошел дождь, и дождевые капли промочили наши атласы, некоторые буквы в словах смыло водой. Нужно вставить пропущенные буквы и прочитать полученный текст.
Снеж… нки тихо падали на землю.
Ёж…ки и уж… уснули до самой весны.
На столе стоял кувш…н.
Утка увела утят в камыш… .
У маш…ны шуршат ш…ны.
Проверка с комментированием.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! Поэтому жители острова предлагают вам поиграть в игру «Кто – где живет?»
Игра « Кто – где живет?»
- На карточке в левом столбике написаны слова – животные. Соедините стрелочками с другими словами из правого столбика.
Ежи в реке.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в болоте.
Ерши в лесу.
Коллективная проверка.
- Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в класс.
Слайд № 34, 35
III. Итог урока.
- Чтобы сойти с корабля, нужно вспомнить или придумать 10 слов с сочетаниями жи-ши.
-Что повторили на уроке?
-Кто теперь не допустит ошибки на эти правила?
-Как пишутся сочетания жи- ши?
ЧИЖИ, УЖИ, ЕЖИ, СТРИЖИ,
ЖИРАФЫ, МЫШИ И МОРЖИ,
МАШИНЫ, ШИНЫ, КАМЫШИ-
ЗАПОМНИ СЛОГИ ЖИ И ШИ.
- Кто на уроке был самым активным?
-Как вы думаете, кому можно поставить оценку «5»?
- Если вы остались довольны путешествием – раскрасьте морскую звезду красным цветом.
- Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, раскрасьте зеленым цветом.