Цель урока: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками. Задачи урока: 1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками. 2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками. 3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание. 4. Воспитывать интерес к русскому языку. Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило, карточки настроения. Ход урока I. Организационный момент Звенит, заливается школьный звонок Вас ждет интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно дается учение! II. Чистописание Человек трудолюбивый – самый счастливый. Запись предложения на доске. Учитель:- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Выслушиваются варианты ответов детей, подводится итог) III. Подготовка к знакомству с темой урока Учитель:- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый) - Выделите в этом слове корень. - Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове? (Нужно подобрать однокоренные слова) - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову “счастливый”? (Счастье, посчастливилось) - Запишите слово “счастливый” и его однокоренные слова. Выделите в них корень. - В каком из данных слов четко слышится звук [m’]? (Счастье) Это слово будет являться проверочным для остальных слов. Так как мы знаем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, мы можем утверждать, что в слове “счастливый” в корне тоже напишем букву – m. IV. Тема урока Учитель:- А теперь ответьте мне: Какова будет тема сегодняшнего урока? (Правописание непроизносимых согласных.) - Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”? (Выслушиваются варианты ответов детей.) В итоге учитель зачитывает четверостишие: Иногда согласные. Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке! V. Работа по теме урока На доске записаны слова: гиган…ский грус…ный извес…ный мес…ный наез…ник радос…ный ярос…ный чес…ный | (У детей карточки, на каждой из которых только одно слово): огромный печальный здешний | всадник умелый веселый гневный правдивый) | Учитель:- Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово. Проверьте в парах. /Проверка проводится коллективно: к каждому слову, записанному на доске дети подбирают проверочное слово (учитель вывешивает табличку с заранее написанным проверочным словом, рядом с проверяемым словом), вставляют непроизносимый согласный и подбирают слова-синонимы. Ребенок, у которого карточка с синонимом к проверяемому слову, называет слово, записанное на карточке./ Вывод: Как проверить непроизносимую согласную? VI. Физкультминутка Два притопа, два прихлопа, Ежики, ежики, (показывают руками фонарики) Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой) Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая) Бег на месте, бег на места, Зайчики, зайчики (прыжки на месте) Ну-ка дружно, ну-ка вместе - Девочки! (говорят только девочки) - Мальчики (говорят только мальчики) VII. Продолжение работы 1.«Ручеек» КСО. (У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.) Учитель:- Ребята, у каждого из вас на карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Затем начинаем двигаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Двигаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.) (На карточках слова: бессовес.ный, влас.ный, бескорыс.ный, гиганс.кий, горес.ный, доблес.ный, грус.ный, завис.ливый, звез.ный, здра.ствуйте, извес.ный, капус.ный, поз.ний, чес.ный, хрус.нуть)
Учитель:- Значит для того, чтобы проверить пишется непроизносимый согласный или нет, нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся. (На доску вывешивается табличка – правило) Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. | 2.Самостоятельная работа. Работа с учебником. Учитель: - Откройте учебник на странице 25.Найдите упражнение 51. Прочитайте задание. Выполняйте самостоятельно. Проверка в парах постоянного состава. VIII. Итог урока Учитель: - Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему учились на уроке? Оценки за урок комментируются. Рефлексия: - С каким настроением вы уходите с урока? Покажите на карточках ваше настроение. Благодарю за хорошую работу. IX. Домашнее задание: Стр. 26 упр. 52. |