Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языка на тему: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»»
Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Цель:
- Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Давайте произнесём девиз урока.
II. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»
- Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.
У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель диктует словарных слов, дети столбиком записывают.
- И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.
Идёт проверка. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» - выучить слова, в которых допущены ошибки.
III. Постановка темы и цели урока.
На доске написаны слова
-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово
Ска…ка
Лё…кий
Грус…ный
Морко…ка
1.Что интересного вы заметили? ( вставленные буквы согласные)
-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)
- Почему? ( другая орфограмма)
- Давайте произнесём это слово, так как говорим.
- Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]
ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.
ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.
- По этой проблеме сформулируйте тему урока.
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
---будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.
---будем учиться подбирать проверочные слова.
IV. Работа над новой темой.
1.- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы. Тогда эта согласная должна где-то проявиться . А может быть эту согласную можно проверить?
- Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными.
- У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.
1 гр.
[капусный']
капустный -
капусный –
[св'иснуть ']
свиснуть -
свистнуть –
2 гр.
[зв'озный']
звёзный -
звёздный –
[м'эсный']
месный -
местный -
- Давайте ответим на поставленный вопрос. Как проверить непроизносимую согласную?
Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:
нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.
2.Закрепление.
- На доске записаны столбиком слова. Образуйте слова с непроизносимой согласной и подчеркните ее.
Гигант – гигантский
Прелесть – прелестный
Ярость – яростный
Честь – честный
V. ФИЗМИНУТКА.
Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.
- А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.
КАРТОЧКА № 1.
Позади веселоелето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые
дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
Напраснонизкое светилохочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные
заморозки – первые посланцыблизкой зимы.
небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники
- Прочитайте что у вас получилось. Назовите слова с непроизносимыми согласными.
- Какое правило вы должны были помнить.(ответы детей)
VI. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
- Что нового для себя узнали на уроке? И тд.
- Ребята, но мы не ставим в этой теме точку, так как на следующем уроке мы познакомимся с словами , в которых есть непроизносимые согласные , но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.