Учащимся предлагается назвать слова со звуками [м], [м'] в середине слова и составить с двумя словами их звуковые схемы.
К какой группе звуков относятся звуки [м], [м']? К согласным, так как звуки произносятся через преграду, с шумом и голосом. Где могут стоять эти звуки в слове': В начале слова, в середине и в конце слова.
2. Упражнение в распознавании звуков [м], [м'] в словах: если услышишь звук - хлопни в ладоши: облако, комар, молоко, сметана-масло, сыр, булка, сом.
3. Работа с лентой букв: вписывание буквы М в ленту согласных букв
3. Введение новой буквы Мм.
1. Рассматривание буквы в «Букваре»: заглавная и строчная буквы похожи между собой.
Запоминание графического облика буквы М. Произнесение звуков [м] [м'] и показ буквы М из разрезной азбуки. На что похожа буква?
Рассмотреть сине-зеленый квадратик, на котором написана буква М.
Почему синяя и зеленая? (Потому что буква обозначает твердость и мягкость согласного звука.)
2. На что похожа буква М? Рассмотри картинку.
Игра «Кто больше?» - кто больше назовет, на что похожа буква.
3. Перевод звуковой схемы в звуко-буквенную: составляется сначала звуковая схема, затем вписывается буква М в схемы слов: мак, сом, морж, машина.
4. Составление звуковой схемы для имени Маша (на доске): в первый звуковой квадратик вписывается заглавная буква М. Обращается внимание на то, что все имена пишутся с большой буквы.
5. Самостоятельная работа: перевод звуковой схемы слова МАМА
в звуко-буквенную: вместо цветных фишек вписать буквы.
6. Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы М в словах.
4. Чтение.
1. Чтение слогов и слов с буквой М. Работа по «Букварю».
Игра «Назови слово». Учащиеся читают первый слог и называют все слово.
Ма - машина, мо - морж, му - мухомор, ми - мишка, мы -мышка.
Чтение слов, см. «Букварь».
Чтение предложения: Мама. Мама! У мамы мы.
3. Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения.
5. Физкультминутка.
6. Письмо. Работа в прописи.
1. Перевод печатной буквы в письменную: на наборном полотне выставляются буквы печатные и письменные. Они сравниваются между собой. Замечается сходство букв Мм.
2. Знакомство с письменными буквами: строчная м и заглавная М. Учитель дает образец написания буквы м и особенности ее соединения с другими буквами. Буква м прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Безотрывное письмо строчной буквы м.
3. Безотрывное письмо заглавной буквы М. Соединение буквы М с гласными: слог пишется безотрывно.
7. Развитие связной речи по теме текста «Мы и мама».
1. Слушание стихотворения «Мама».
Только улыбнешься ты, мама. Расцветут вокруг цветы, мама! На рассвете ты встаешь, мама, Песню чудную поешь, мама... Отгоню я тучи прочь, мама, Освещу густую ночь, мама, Чтоб была ты молода, мама, Не болела никогда, мама. Чтоб печаль тебя не жгла, мама,
Чтобы ты всегда жила, мама! (А. Дуйсенбиев)
Расскажи о своей маме. Составь из разрезной азбуки слово «мама» и прочитай его.
2. Работа по картинке «Букваря». Рассматривание картинки. Что изображено на картинке? Кто рядом с мамой? Что они делают? Найди слова с буквой м.
Чтение текста «Мы и мама».
Чтение предложений по схемам. Мы (любим) маму. У мамы (цветы) маки.
8. Игры, упражнения с буквой М.
1. Игра «Кто больше». Отвечай словами, которые начинаются со звуков [м], [м'],
Что любит кошка? (Мясо, молоко) Какие цветы краснеют в иоле? (Маки) Что любят дети? (Мороженое) Кто боится кошки? (Мышка) Кого Дольше всех любят дети? (Маму)
Игра «Что везешь, автомашина? Все, что есть на букву М». Учащиеся придумывают слова с буквой м, которые привезет машина.
3. Самостоятельная работа. Прочти звуко-буквенные схемы слова с буквой м. Определи, с какими картинками связаны схемы слов. На доске висят картинки и схемы слов: малина, лимон, муха, морж.