Предназначен для учителей начальных классов, работающих не только по программе "Начальная школа 21 век", но и по другим УМК. Тип урока: урок "открытия"нового знания. Урок выстроен на основе деятельностного подхода в соответствии ФГОС в технологии проблемно - идеологического метода обучения. Через постановку проблемного вопроса ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Содержание урока соответствует возрастным психологическим особенностям развития детей. На уроке созданы условия для сотрудничества ученик - ученик, ученик - учитель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Звуки [х], [х,], буква Х, х.»
Трофимова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
МОАУ «НОШ № 75» г. Оренбурга
Класс: 1. УМК «Начальная школа 21 века».
Тема: Звуки [х], [х,], буква Х, х.
Цель: организовать работу с буквой Х, наблюдение за её применением в устной и письменной речи, научить выполнять звукобуквенный анализ слов , плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты:
Познавательные: общеучебные – ознакомление с буквой Х,х, чтение прямых слогов; выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.
- На какие две группы делятся все звуки русского языка?
-Внимательно послушайте стихотворение и догадайтесь о каких звуках идет речь.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается ….(гласный)
- Какие звуки мы называем гласными?
- Приведите примеры.
А сколько гласных букв?
- Эти буквы обозначают гласные звуки.
Гласные звуки мы часто используем в речи и выражаем свои эмоции, чувства используя их.
Послушайте звуки и скажите, что я этими звуками хочу сказать. (учитель произносит звуки с нужной интонацией.)
[У ]– порицание
[О]- восхищение
[О] – плохо
[А]-вопрос
Наша речь состоит не только из гласных, но и из согласных.
3. Сообщение темы.
Мы сегодня познакомимся с новым звуком. Мы узнаем , какой буквой на письме обозначается, узнаем как он ведет себя с другими звуками.
4. Изучение нового.
- Послушайте стихотворение. (слайд 2)
Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: «ха –ха-ха!»
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись: «хи-хи-хи!»
- Кто сможет прочитать ?
- Грустное или весёлое ?
- Кто смеялся?
- Как?
- Как мы смеялись, когда хрюша сел на петуха?
-Какой общий первый звук вы услышали?
-Произнесите звук [ Х ]
-Какие органы речи участвуют в произношении этого звука?
Задняя часть языка соприкасается с верхнем нёбом и является препятствием для свободного прохождения воздуха.
- Как называются звуки, у которых воздух встречает препятствие?
А согласные согласны
Шелестеть , шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Еще звуки могут быть звонкими и глухими. При произношении звонкого мы слышим шум и голос, а при произношении глухого мы слышим шум.
-Давайте определим звук [х] звонкий или глухой?
- Прикройте ушки ручками и произнесите звук.
-Слышите ли вы свой голос? (нет, шум)
-Значит звук [х]- глухой.
- Мы выяснили, что звук [х]- согласный, глухой.
-Но когда Хрюша начал сочинять стихи, мы начали смеяться : «хи-хи-хи»
-Какой звук мы слышим первым? ( [х’])
- Сравните начальный звук в слоге ха и хи.
- Одинаковые ли звуки? (нет)
-Чем отличаются? (ха-[х], а хи –[х’])
- Да звуки [х]и [х’] произносятся по- разному . Отчего это зависит? Что указывает на твёрдость ? На мягкость?
5. Физминутка.
У вас на партах квадратные листочки. Выполните с ними действия
Загадаю вам загадку:
Начинаем мы зарядку.
Раз-листочки поднимаем,
Два- листочки загибаем,
Три-ещё разок свернули,
На четыре-развернули.
Буква спрятана внутри
Кто догадлив ?
Назови. (буква Х)
6. Закрепление.
-Итак, с какими звуками мы сейчас познакомились? ([х], [х’])
-Эти два звука обозначаются одной буквой Х. (слайд 3)
- Повторите.
-На что похожа буква Х ? (слайд 4)
Х- забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка.
-Давайте найдем место на ленте букв. Почему она окрашена в два цвета? (т.к.обозначает - твердый согласный [х] и мягкий согласный [х’].
Т.к звуки [х], [х’- глухие, они располагаются на нижней линии.
- Произнесите название буквы хором.
- А теперь почитаем слоги с буквай Х.
Дружат гласные с согласным
Образую вместе слог.
- чтение слогов (слайд 5)
-Давайте , понаблюдаем, как звучит первый звук в первой строчке и первый звук во второй строчке.
- Что влияет на твердость и на мягкость согласного? (гласный)
-Давайте поиграем в игру. Я буду читать загадки, а вы должны отгадать место звука в слове. (слайд 6)
Летом папа нам привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережёт продукты
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
Раскололся тесный домик
На две половинки
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки. (горох)
Зимой в часы веселья
Вишу на яркой ели я,
Стреляю словно пушка
Зовут меня ….( хлопушка)
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А слышат. (эхо)
Он в мундире ярком
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру - часы.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный . он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб) (слайд 7)
7. Физминутка.
8. Работа с текстом.
-Сегодня мы с вами смеялись, нам весело. Но смеяться человек может не всегда. Сегодня на уроке мы поговорим о том без чего нет смеха на Земле. Это мир и хлеб.
Хлеб в нашей жизни присутствует всегда. Мы с детства связаны с ним. Каждый из нас по несколько раз в день ест хлеб.
- Представьте если каждый раз садясь за стол вы будите есть суп. Надоест ли вам это блюдо? (да)
- Почему же хлеб мы едим так часто?
В хлебе,ребята, содержится огромное количество витаминов и миниральных веществ, благодаря которым хлеб не приедается.
-Вот что говорят в народе, прочитайте.
НЕТ ХЛЕБА-НЕТ ОБЕДА. (слайд 8)
- Как вы понимаете эти слова?
- Нужен ли человеку хлеб? (слайд 9)
Послушайте текст. ( на парте лежит лесточек с текстом)
Круглый год трудятся хлеборобы. Весной надо пахать и сеять, летом -- ухаживать за посевами. Приближается осень – надо скорее урожай собирать. Выходят сразу много машин на поля: тракторы, косилки, комбайны. Какая хорошая машина – комбайн. Он и жнёт, и молотит, и веет. Важно закончить уборку хлеба до наступления зимних холодов.
- Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб ? (хлеборобы)
- Хлеборобы- люди , которые выращивают хлеб. Круглый год трудятся хлеборобы.
(слайд10)
- Что делают хлеборобы летом?
- Что делают весной?
- Какие машины выходят на поля? Прочитайте. (слайд 11,12,13)
- А до какой поры надо убрать хлеб?
- Почему важно закончить уборку до наступления зимних холодов. ( хлеб нужен всем) (слайд 14)
Хлеб нужен всем. И даже космонавты берут с собой хлеб. Он завернут в прозрачные пакеты по 10 «буханочек», каждая весит 4 грамма. Такой хлеб сохраняется свежим в течении 6 месяцев.
- Какие ещё виды хлеба вы знаете?
Чтение текста полностью.
Помните, вы должны бережно относиться к хлебу. Может кому-то недоеденный нами кусок хлеба стоит жизнь. Это сейчас у нас хлеб в изобилии, а было время в ВОВ, когда люди голодали и умирали от голода. Хлеб выдавали по карточкам. (слайд 15)
И мальчишкам гоняющим булку, я хотела бы сказать:
Мальчишка ногою пинающий хлеб
Мальчишка голодных не знающий лет
Помни, что были лихие года.
Хлеб-это жизнь
А не просто еда,
Хлебом клялись.
За хлеб умирали
Не для того
Чтоб в футбол им играли.
9. Итог.
- С какими звуками мы сегодня познакомились? [х] , [х’].
- Попробуем дать характеристику звука.
- Вам поможет лента букв.
[х] – согл., тв., глух.
[х’]- согл., мяг., глух.
-Звуки [х] и [х’] какой буквой обозначаются? (слайд 16)