kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Звуки [х], [х,], буква Х, х.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначен для учителей начальных классов, работающих не только по программе "Начальная школа 21 век", но и по другим УМК. Тип урока: урок "открытия"нового знания. Урок выстроен на основе деятельностного подхода в соответствии ФГОС в технологии проблемно - идеологического метода обучения.  Через постановку проблемного вопроса ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Содержание урока соответствует возрастным психологическим особенностям развития детей. На уроке созданы условия для сотрудничества ученик - ученик, ученик - учитель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Звуки [х], [х,], буква Х, х.»

Трофимова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

МОАУ «НОШ № 75» г. Оренбурга

Класс: 1. УМК «Начальная школа 21 века».

Тема: Звуки [х], [х,], буква Х, х.

Цель: организовать работу с буквой Х, наблюдение за её применением в устной и письменной речи, научить выполнять звукобуквенный анализ слов , плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.

Планируемые результаты:

Познавательные: общеучебные – ознакомление с буквой Х,х, чтение прямых слогов; выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Мы гостей конечно ждали,

И с волнением встречали,

Всё умеем понемногу

И писать и отвечать

Не судите очень строго

Ведь умеем мы немного.

2.Повторение.

- На какие две группы делятся все звуки русского языка?

-Внимательно послушайте стихотворение и догадайтесь о каких звуках идет речь.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается ….(гласный)

- Какие звуки мы называем гласными?

- Приведите примеры.

А сколько гласных букв?

- Эти буквы обозначают гласные звуки.

Гласные звуки мы часто используем в речи и выражаем свои эмоции, чувства используя их.

Послушайте звуки и скажите, что я этими звуками хочу сказать. (учитель произносит звуки с нужной интонацией.)

[У ]– порицание

[О]- восхищение

[О] – плохо

[А]-вопрос

Наша речь состоит не только из гласных, но и из согласных.

3. Сообщение темы.

Мы сегодня познакомимся с новым звуком. Мы узнаем , какой буквой на письме обозначается, узнаем как он ведет себя с другими звуками.

4. Изучение нового.

- Послушайте стихотворение. (слайд 2)

Хрюша сел на петуха,

Мы смеялись: «ха –ха-ха!»

Сочинять он стал стихи,

Мы смеялись: «хи-хи-хи!»

- Кто сможет прочитать ?

- Грустное или весёлое ?

- Кто смеялся?

- Как?

- Как мы смеялись, когда хрюша сел на петуха?

-Какой общий первый звук вы услышали?

-Произнесите звук [ Х ]

-Какие органы речи участвуют в произношении этого звука?

Задняя часть языка соприкасается с верхнем нёбом и является препятствием для свободного прохождения воздуха.

- Как называются звуки, у которых воздух встречает препятствие?

А согласные согласны

Шелестеть , шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Еще звуки могут быть звонкими и глухими. При произношении звонкого мы слышим шум и голос, а при произношении глухого мы слышим шум.

-Давайте определим звук [х] звонкий или глухой?

- Прикройте ушки ручками и произнесите звук.

-Слышите ли вы свой голос? (нет, шум)

-Значит звук [х]- глухой.

- Мы выяснили, что звук [х]- согласный, глухой.

-Но когда Хрюша начал сочинять стихи, мы начали смеяться : «хи-хи-хи»

-Какой звук мы слышим первым? ( [х’])

- Сравните начальный звук в слоге ха и хи.

- Одинаковые ли звуки? (нет)

-Чем отличаются? (ха-[х], а хи –[х’])

- Да звуки [х]и [х’] произносятся по- разному . Отчего это зависит? Что указывает на твёрдость ? На мягкость?

5. Физминутка.

У вас на партах квадратные листочки. Выполните с ними действия

Загадаю вам загадку:

Начинаем мы зарядку.

Раз-листочки поднимаем,

Два- листочки загибаем,

Три-ещё разок свернули,

На четыре-развернули.

Буква спрятана внутри

Кто догадлив ?

Назови. (буква Х)

6. Закрепление.

-Итак, с какими звуками мы сейчас познакомились? ([х], [х’])

-Эти два звука обозначаются одной буквой Х. (слайд 3)

- Повторите.

-На что похожа буква Х ? (слайд 4)

Х- забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

-Давайте найдем место на ленте букв. Почему она окрашена в два цвета? (т.к.обозначает - твердый согласный [х] и мягкий согласный [х’].

Т.к звуки [х], [х’- глухие, они располагаются на нижней линии.

- Произнесите название буквы хором.

- А теперь почитаем слоги с буквай Х.

Дружат гласные с согласным

Образую вместе слог.

- чтение слогов (слайд 5)

-Давайте , понаблюдаем, как звучит первый звук в первой строчке и первый звук во второй строчке.

- Что влияет на твердость и на мягкость согласного? (гласный)

-Давайте поиграем в игру. Я буду читать загадки, а вы должны отгадать место звука в слове. (слайд 6)

Летом папа нам привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережёт продукты

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

Раскололся тесный домик

На две половинки

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки. (горох)

Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю словно пушка

Зовут меня ….( хлопушка)

Живёт без тела,

Говорит без языка,

Никто его не видит,

А слышат. (эхо)

Он в мундире ярком

Шпоры для красы.

Днём он – забияка,

Поутру - часы.



Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный . он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб) (слайд 7)

7. Физминутка.

8. Работа с текстом.

-Сегодня мы с вами смеялись, нам весело. Но смеяться человек может не всегда. Сегодня на уроке мы поговорим о том без чего нет смеха на Земле. Это мир и хлеб.

Хлеб в нашей жизни присутствует всегда. Мы с детства связаны с ним. Каждый из нас по несколько раз в день ест хлеб.

- Представьте если каждый раз садясь за стол вы будите есть суп. Надоест ли вам это блюдо? (да)

- Почему же хлеб мы едим так часто?

В хлебе,ребята, содержится огромное количество витаминов и миниральных веществ, благодаря которым хлеб не приедается.

-Вот что говорят в народе, прочитайте.

НЕТ ХЛЕБА-НЕТ ОБЕДА. (слайд 8)

- Как вы понимаете эти слова?

- Нужен ли человеку хлеб? (слайд 9)

Послушайте текст. ( на парте лежит лесточек с текстом)

Круглый год трудятся хлеборобы. Весной надо пахать и сеять, летом -- ухаживать за посевами. Приближается осень – надо скорее урожай собирать. Выходят сразу много машин на поля: тракторы, косилки, комбайны. Какая хорошая машина – комбайн. Он и жнёт, и молотит, и веет. Важно закончить уборку хлеба до наступления зимних холодов.


- Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб ? (хлеборобы)

- Хлеборобы- люди , которые выращивают хлеб. Круглый год трудятся хлеборобы.

(слайд 10)

- Что делают хлеборобы летом?

- Что делают весной?

- Какие машины выходят на поля? Прочитайте. (слайд 11,12,13)

- А до какой поры надо убрать хлеб?

- Почему важно закончить уборку до наступления зимних холодов. ( хлеб нужен всем) (слайд 14)

Хлеб нужен всем. И даже космонавты берут с собой хлеб. Он завернут в прозрачные пакеты по 10 «буханочек», каждая весит 4 грамма. Такой хлеб сохраняется свежим в течении 6 месяцев.

- Какие ещё виды хлеба вы знаете?

Чтение текста полностью.

Помните, вы должны бережно относиться к хлебу. Может кому-то недоеденный нами кусок хлеба стоит жизнь. Это сейчас у нас хлеб в изобилии, а было время в ВОВ, когда люди голодали и умирали от голода. Хлеб выдавали по карточкам. (слайд 15)

И мальчишкам гоняющим булку, я хотела бы сказать:

Мальчишка ногою пинающий хлеб

Мальчишка голодных не знающий лет

Помни, что были лихие года.

Хлеб-это жизнь

А не просто еда,

Хлебом клялись.

За хлеб умирали

Не для того

Чтоб в футбол им играли.


9. Итог.


- С какими звуками мы сегодня познакомились? [х] , [х’].

- Попробуем дать характеристику звука.

- Вам поможет лента букв.

[х] – согл., тв., глух.

[х’]- согл., мяг., глух.

-Звуки [х] и [х’] какой буквой обозначаются? (слайд 16)

- Давайте проговорим хором.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Звуки [х], [х,], буква Х, х.

Автор: Трофимова Наталья Николаевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тесты . Русская  грамота. Тема. « Звуки.  Буквы.» "
    ["seo_title"] => string(42) "tiesty-russkaia-ghramota-tiema-zvuki-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "168819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423306334"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока Тема:  Звуки [н], [н'].  Буквы Нн."
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-tiema-zvuki-n-n-bukvy-nn"
    ["file_id"] => string(6) "257843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448388797"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок по обучению грамоте на тему "Звук [ц]. Буква Цц"
    ["seo_title"] => string(53) "urok_po_obucheniiu_gramote_na_temu_zvuk_ts_bukva_tsts"
    ["file_id"] => string(6) "484158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541608438"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка по теме "Звуки и буквы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "111523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407583325"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н'], буквы Н, н» "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-zvuki-n-n-bukvy-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "112135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408359098"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства