Тема: «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Тема: «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Цели урока:
1) образовательная: организовать деятельность обучающихся, направленную на обнаружение воздуха и его состава; формировать представление о воздушной среде и ее значении для жизни.
2) развивающая: развивать умение структурировать информацию; коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей)
3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: сообщения новых знаний
Оборудование к уроку:
1) компьютер и мультимедийное оборудование;
2)лабораторное оборудование;
3)презентация к уроку;
4)видеозаписи интервью учителей физики и географии (что они могут сказать о воздухе с позиции своего предмета);
5)дидактический материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха» »
Сценарий урока по учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающий мир».
Тема: «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
(3-й класс, УМК «Планета знаний»)
Составитель: Корчевая Людмила Николаевна,
учитель начальных классов ЛГ МБОУ «СОШ №1»
Авторский медиапродукт: презентация из 14 слайдов.
Цели:
1) образовательная: организовать деятельность обучающихся, направленную на обнаружение воздуха и его состава; формировать представление о воздушной среде и ее значении для жизни.
2) развивающая: развивать умение структурировать информацию; коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей)
3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: сообщения новых знаний
Оборудование к уроку:
1) компьютер и мультимедийное оборудование;
2)лабораторное оборудование;
3)презентация к уроку;
4)видеозаписи интервью учителей физики и географии (что они могут сказать о воздухе с позиции своего предмета);
5)дидактический материал.
Ход урока:
I. Организационный момент (дети сидят в группах по 4 человека)
Учитель: Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу?
II. Актуализация опорных знаний. Стадия «Вызов».
Проверка домашнего задания.
Презентация творческих работ на тему: «Значение воды и ее охрана». Слайд 1
Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте ее.
Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Кто сможет назвать тему урока?
Дети: Мы будем изучать воздух. Значение воздуха для жизни. Состав воздуха.
1. Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал. (ЗХУ)
Учитель: Какой бывает воздух? Возьмите карточку №1.(Работа в группах)
Работа со стихотворением «Воздух»,
составление ассоциативного ряда.
Воздух.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим
Дети: Воздух – газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания. Слайд 2 (заполняется 1столбик)
З – Что мы знаем про воздух?
Х – Что хотим узнать?
У – Что мы узнали?
. Учитель: Однажды заспорили между собой Вода и Воздух: кто из них важнее?
Вода сказала: «Я важнее и главнее, потому что я занимаю 3/4 части поверхности Земли и если я исчезну, то без меня погибнет все живое на планете. А тебя даже не видно, не слышно и невозможно почувствовать. Ты – пустота.
Учитель: Вы согласны, ребята?
. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель cказал своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». И нам сегодня нужно доказать, что воздух - не пустота. Слайд 3
2. Заполнение второй графы таблицы.
Учитель: Что вы хотите узнать про воздух? (заполняется графа «Хочу узнать»)
Дети: Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать? Нужен ли человеку воздух для жизни? Из чего состоит воздух? Слайд 4 (заполняется 2столбик)
III. Стадия «Осмысления».
Учитель: Рассмотрим ряд опытов.
1)Практическая работа.
Опыт №1 (проводят ученики)
При помощи соломинки ученики дуют в сосуд с водой.
Учитель: Что наблюдаем?
Дети: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух. Можно увидеть.
Опыт №2 (проводят ученики)
Воздушные шары наполняются воздухом, а потом воздух выпускается из шарика.
Учитель: Что наблюдают?
Дети: При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух?
В таблицу записывается: «Можно услышать»
Опыт №3 (проводят ученики)
Дети машут друг на друга тетрадями.
Учитель: Что наблюдаем?
Дети: Воздух можно осязать, когда он движется.
В таблицу записывают: «Можно осязать»
Опыт №4 (проводят ученики)
Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.
Дети: Воздух необходим для жизни.
В таблицу записывают: «Нtобходим для жизни»
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.Слайд 5(заполняется 3столбик)
2). Введение понятия «Атмосфера».
Просмотр видио(интервью учителя физики) Какое незнакомое слово услышали?
- Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать об окружающей нас воздушной среде? (вопрос учителю)
Учитель физики: Воздух нужен не только для дыхания. Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем – атмосферой. Атмосфера, как толстое одеяло, защищает Землю от обжигающих лучей Солнца и космического холода.. Воздух обладает большой плотностью вблизи Земли, потому что Земля сильнее притягивает нижние слои атмосферы, а верхние слои атмосферы – воздушные массы – давят на нижние. Из-за перемещения воздушных масс в атмосфере образуется ветер.
Учитель: Какое новое слово услышали? Что такое атмосфера? Слайд 6
3)Физминутка
4). Значение атмосферы для жизни на Земле. (Работа в группах)
Учитель: Нужна ли нам атмосфера? Прочитайте текст и поставьте на полях знак «*», если эта информация вам знакома, и «+», если это для вас новое.
Работа с карточкой №1 – прием «инсерт», использование 2 знаков: «*» - уже знал; «+» - новое.
Карточка №2
Оказывается, воздушная оболочка – удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических лучей – невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера, Земля была бы голой пустыней.
Учитель: Что еще вы узнали об атмосфере?
Дети: Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Еще она бронежилет, защищает нас от метеоритов. Атмосфера защищает Землю от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.
Слайд 6
Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли? (Ответы записываются в графу «Узнал»).
Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?
Дети: Защищает от метеоритов, предохраняет от перегрева и от морозов, защищает от губительных солнечных лучей, следит за климатом на планете. Слайд 7
5. Видио (интервью учителя географии)
Учитель географии: Воздух – это то, чем дышит все живое на Земле. Воздух – это смесь газов, он состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и других примесей. Но не все газы, которые входят в состав воздуха, пригодны для дыхания. Для дыхания всем живым существам нужен только кислород. Другими газами дышать нельзя.
Слайд 8-9
Учитель: Из чего состоит воздух?
Дети: Воздух – это смесь газов, он состоит из азота, кислорода и углекислого газа и других примесей.
Ответы записываются в графу «Узнал». Состоит из азота, кислорода и углекислого газ Слайд 10
6).Состав воздуха
1. Опыт со свечами, когда одна горит на открытом воздухе, а другую закрыли банкой.
Учитель: Что наблюдаем? Возникновение проблемы: почему одна свеча горит, а другая – нет? Какие будут предположения? Вывод: Кислород необходим для горения. Еще для чего нужен кислород? Слайд 10-11
IYЭтап первичной проверки понимания изученного
1Работа в тетради на печатной основе, с.19, № 39-41.Проверка.
Y Этап обобщения и систематизации.1. Решение кроссворда. (Работа в группах)
Учитель: А чтобы вы сказали о человеке, который бы решил измерить массу воздуха.
Карточка№3
1
2
3
4
5
6
7
1. Физическое тело, вещество, способное распространяться по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его. (Газ)
4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе. (Микробы)
5. Газ, необходимый для дыхания и горения. (Кислород)
6. Опахало. (Веер)
7. Восточная дыхательная гимнастика. (Йога)
Слайды 12
Учитель: Это был Галилео Галилей. 300лет назад он, к всеобщему удивлению, взял и измерил массу воздуха, Конечно, положить воздух на массу весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова измерил массу шара. Он увидел, что масса шара стала значительно меньше.
Масса 1 м3 воздуха, т.е. 1000 литров – 1 кг 293 грамма, тогда масса 1 лира – 1 г. 293 мг.
Подумайте только: над нами, над земными лесами, горами и морями, над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая, многокилометровая масса и она давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это масса трех грузовиков.
Почему же тогда мы не чувствуем этой тяжести? Да потому, что в организме человека тоже есть воздух.
YI Домашнее задание: (дифференцированное) с. 47-50 – читать; с. 50 – ответить на вопросы.
Задания в тетради на печатной основе стр.18.
Cоздать презентацию “Значение воздуха для жизни” (по желанию.)
YII. Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Составление синквейна
Слайды 13
Учитель: Назовите тему урока одним словом.
Назовите 2-3 признака воздуха.
Назовите 2-3 действия атмосферы..
Состав воздуха.
Каким должен быть воздух?
Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?
Примерный синквейн
Воздух.
Легкий, бесцветный, невесомый.
Защищает и предохраняет.
Азот, кислород, углекислый газ.
Воздух должен быть чистым!
Воздух – это жизнь!
Учитель: Что мы теперь можем ответить Воде?
Дети: Мы доказали, что воздух мы видим, слышим, чувствуем и без воздуха нет жизни на Земле так же, как и без воды.
Использованные ресурсы
1. Дорохов А.Легкий, тяжелый, жидкий…- М.: Детская литература, 1987.-с.5.
2. Я познаю мир: Энциклопедия: Том «География», - М.: АСТ, 1995. – С. 74-75.