kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока "Почему идет дождь и откуда дует ветер?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Знакомство учащихся  с терминами "явления природы", "дождь", "ветер". На уроке учащиеся познакомятся с погодными явлениями, поговорят о значении этих явлений для жизни растений, животных, человека, выяснят положительное и отрицательное явление этих явлений, смогут объяснить прияины возникновения этих явлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Почему идет дождь и откуда дует ветер?" »

Сведения об авторе: Ефимова Е.Ю., учитель начальных классов МБОУ ООШ№5 г. Петровска Саратовской области

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

УМК «Школа России»: «Мир вокруг нас. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса». / Автор-составитель: А.А. Плешаков /М.:Просвещение,2013

Тема урока: «Почему идет дождь и откуда дует ветер?»

Тип урока: урок открытия нового знания.


Цели урока: познакомить детей с терминами: «явления природы», «дождь», «ветер».

Задачи урока:

1. Расширить и уточнить представления детей о погодных явленияхдожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека; объяснить причины их возникновения; выяснить положительное и отрицательное значение данных явлений для всего живого. 2. Развивать речь, мышление; расширять кругозор учащихся. 3. Воспитывать любознательность, пытливость и трудолюбие; любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты:

предметные:

научиться объяснять причины возникновения природных явлений – дождя и ветра; уметь различать их разновидности;

метапредметные:

личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

Межпредметные связи: география, физика, естествознание, экология.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру; словарь русского языка Ожегова Сергея Ивановича;

технические: фонограмма произведения классической музыки, музыкальный центр; учебный видеофильм по теме урока;

демонстрационные: индивидуальный раздаточный материал, презентация к уроку.



ХОД УРОКА:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.





Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверяют, садятся.







Регулятивные: самоопределение; целеполагание.

Просмотр отрывка мультфильма «От улыбки».






Создание эмоциональной ситуации



Начнем урок с небольшого видео.

Кто главный герой мультика?

Какой совет нам дает Крошка Енот?



Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Смотрят мультфильм.


Крошка Енот.


Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться.


Тепло.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии









Анализ известных фактов, эвристическая беседа


Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по окружающему нас миру вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой. Но чтобы узнать, о чем мы будем говорить, необходимо разгадать загадки, которые

принесла нам Черепаха.

1 слайд

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

Но никуда я не иду, Покуда он идет.

Без рук, без ног По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле преклоняет.

Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


Мы сегодня ответим на вопросы: «Почему идет дождь и дует ветер?»

2 слайд.

А еще вспомним, что такое Звезды, Солнце и Луна.






Для остальных детей класса проводится « Аукцион знаний». Учитель читает стихотворение:

- Здесь у нас аукцион,

Подведет итоги он.

Кто Луну всех лучше знает,

Тот награду получает.


Дети отвечают на вопросы о Луне. В « Аукционе знаний» побеждает тот ученик, который ответит правильно на большее количество вопросов и получит больше всех фишек – звездочек. Победителю вручается медаль « Лучшему знатоку Луны».










-Что вы знаете о Луне?


-Луна больше или меньше Земли по размерам?

-Какую форму она имеет?

-Сколько оборотов делает она вокруг Земли за один месяц?

-Сколько длятся день и ночь на Луне?

-Что из себя представляет поверхность Луны?




-До какой температуры нагревается поверхность лунным днем и охлаждается лунной ночью?

-Как изучалась Луна?


-Как управлялся луноход?

-Могут ли люди жить на Луне? Почему?


После награждения победителя аукциона проверяются индивидуальные задания с помощью

3 слайда.

Дети читают тексты, подставляя пропущенные слова.















Дождь.





Ветер.


О погоде, о дожде и ветре.









Две пары хорошо читающих детей получают индивидуальные задания: вставить в текст пропущенные слова.

Текст 1.

Солнце – это огромный пылающий … . (шар)

Солнце – это ближайшая к Земле … . ( звезда)

Оно создает нам …..(свет, день)

По размерам Солнце ….(больше) Земли.

Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли).

Текст 2.

Звезды – это огромные пылающие …..(шары).

Они кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся …(далеко от Земли).

Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру).

Звезд на небе очень много, и люди объединили их в …(созвездия).

На небе можно увидеть большой ковш – это …(созвездие Большой Медведицы).

Ответы детей.

Луна – это естественный спутник Земли.


Ответы детей.

Один.


По две недели.


Равнины, горы, лунные кратеры, вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли.



+130, - 170С.


Люди посылали на Луну луноходы.

С Земли по радио.















Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


Выявление места и причины затруднения.






Сравнение, рассуждение



Вот мы и вспомнили, что знаем о звездах, Солнце и Луне. А как вы думаете, почему на Луне не бывает дождя?

-А почему идет дождь на Земле?

Учитель с помощью 4 слайда «Круговорот воды в природе», ответов детей и наводящих вопросов может подвести детей к правильному выводу.





-Куда поднимается пар?


-Что там с ним происходит?




-Если появляется туча, то чего мы ждем?

Вот так и появляется дождь!

5слайд. Типы дождей.

Муравьишка нарисовал нам разные дожди. Догадайтесь, о каком дожде идет речь?

-Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду свежий душ.

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Дети отмечают мелкий дождь, как из сита – ситничек и косой дождь – косохлест.



Дети высказывают свое мнение.

Там нет воды.

Ответы детей.



Дети высказывают свое мнение.

Вывод: на Земле много океанов, морей, рек, ручейков, озер, прудов. Солнце нагревает воду, она испаряется, становится прозрачным и невидимым паром.

От Земли все выше и выше. В небо.

Он превращается в маленькие капельки воды. Потом они объединяются в крупные капли и образуют тучу.


Дождь.











Ливень.


Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


Физминутка

Приплыли тучи дождевые-

Лей, дождь, лей.

Дождинки пляшут, как живые-

Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет!

Капли играли в прятки.

Капли ныряли в грядки,

В клумбы, ручьи и лужи.

Все исчезали тут же.

Звонкие капли-дождинки

Прыгали вдоль тропинки.

Прятали их травинки,

Прятал в иголках ежик.

Капли играли в дождик.

Дети под классическую музыку, похожую на шум дождя прыгают, делают движения руками, приседания и т.п.


Построение проекта выхода из затруднения.

















Реализация построенного проекта.


А теперь послушайте сказку И.Яковлевой «Драчуны»* .(Слова учителя сопровождаются слайдами 6 и 7)

- О каком дожде шла речь в сказке?

Сегодня мы познакомимся с еще одной разновидностью дождя. Он бывает в некоторых южных странах, например, в Индии. На протяжении многих месяцев на землю не выпадает ни капли осадков. Поверхность почвы покрывается огромными трещинами. Потом наступает пора дождей, которые могут лить несколько недель. Такие дожди называются муссонными ливнями.

- Что же приносит такие сильные ливни?


- А что такое ветер? Расскажите, что вы знаете о ветре. Опыт 1. Учитель предлагает помахать перед лицом рукой.

- Что вы почувствовали? - А откуда он взялся? Опыт 2. Учитель открывает форточку, ветер шевелит занавески.

- Что произошло?

Вывод: ветер – это движущийся воздух.

Где мы можем посмотреть точное определение слова?

Давайте обратимся к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и посмотрим правильное определение данного слова ( слайд 8).

- А как он образуется в природе? Что заставляет воздух совершать движения?

Вывод. В образовании ветра принимает участие солнце. Оно нагревает воздух. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Так возникает ветер в природе.






О грозовом дожде.









Дети смотрят учебный видеоролик об образовании муссонных дождей ( 3 мин)

- Их приносит ветер с океана.


Дети высказывают свое мнение, опираясь на собственный опыт.

Ветерок. Мы заставили воздух двигаться.





Предположения детей.











Предположения детей.


Дети смотрят учебный видеоролик об образовании и силе ветра ( 3 мин).







Личностные: самоопределение; смыслообразование

















Личностные: смыслообразование.

Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи






Включение в систему знаний повторение

Работа с учебником на стр. 93, ответы на вопросы Мудрой Черепахи.

- А что получается, если сильный дождь соединяется с ветром?






Работа с тетрадью в группах.


Учитель показывает выставку с получившимися работами.












Ураган.

Просмотр видеофрагмента об образовании и разрушительной силе урагана(1,5 мин)



Дети по желанию рисуют веселый или грустный дождик.

Учащиеся анализируют, чем грустный дождик отличается от веселого.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.







Поощрение


9 слайд.

За что вы можете сегодня похвалить себя?

В чем вы были успешны?

Что получилось?

Что не получилось?

Чем интересен был урок?



Я благодарю всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен и не боялся отвечать.











Дети выделяют самых активных «почемучек». Им вручаются медальки «Хочу все знать».


Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные).


Сказка И.Яковлевой «Драчуны»

Плыла по небу большая мохнатая туча. Плыла гордо, неторопливо. И встретилась с другой тучей. – Эй ты, прочь с дороги! – закричала первая туча. – Это ты убирайся! – рассердилась вторая. – Ах, ты так! Ну погоди же! – И первая туча толкнула вторую в бок. – Ты еще и драться лезешь! – рассвирепела вторая туча. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры из глаз посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: - Вот это молния! Ай да гром! А толстяки все дрались, да так сильно, что вслед за искрами из их глаз полились слезы. – Дождь пошел! – смеялись люди и раскрывали над головами зонты. А толстяки все плакали, плакали и никак не могли остановиться! – Смотрите, они тают! – говорили люди, показывая на тучи. – Скоро от них ничего не останется. Так бы и случилось. Но налетел ветер и разогнал драчунов в разные стороны. Только теперь они не были уже толстяками. Они превратились в маленькие беленькие облачка…














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Тема урока "Почему идет дождь и откуда дует ветер?"

Автор: Ефимова Елена Юрьевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок по окружающему миру "Отчего идёт дождь и дует ветер?" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-otchiegho-idiot-dozhd-i-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "103769"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402631711"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс по теме: Свет волшебной от луны"
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-4-klass-po-tiemie-sviet-volshiebnoi-ot-luny"
    ["file_id"] => string(6) "264746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449762750"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока "Осень. Сезонные изменения в природе.""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_uroka_osen_sezonnye_izmeneniia_v_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "619532"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670483992"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме " Весна - пробуждение природы" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-viesna-probuzhdieniie-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "145512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418927796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства