Просмотр отрывка мультфильма «От улыбки». Создание эмоциональной ситуации | Начнем урок с небольшого видео. Кто главный герой мультика? Какой совет нам дает Крошка Енот? Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? | Смотрят мультфильм. Крошка Енот. Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться. Тепло. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Анализ известных фактов, эвристическая беседа | Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по окружающему нас миру вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой. Но чтобы узнать, о чем мы будем говорить, необходимо разгадать загадки, которые принесла нам Черепаха. 1 слайд Он всюду – в поле и в саду, Но в дом не попадет. Но никуда я не иду, Покуда он идет. Без рук, без ног По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле преклоняет. Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Мы сегодня ответим на вопросы: «Почему идет дождь и дует ветер?» 2 слайд. А еще вспомним, что такое Звезды, Солнце и Луна. Для остальных детей класса проводится « Аукцион знаний». Учитель читает стихотворение: - Здесь у нас аукцион, Подведет итоги он. Кто Луну всех лучше знает, Тот награду получает. Дети отвечают на вопросы о Луне. В « Аукционе знаний» побеждает тот ученик, который ответит правильно на большее количество вопросов и получит больше всех фишек – звездочек. Победителю вручается медаль « Лучшему знатоку Луны». -Что вы знаете о Луне? -Луна больше или меньше Земли по размерам? -Какую форму она имеет? -Сколько оборотов делает она вокруг Земли за один месяц? -Сколько длятся день и ночь на Луне? -Что из себя представляет поверхность Луны? -До какой температуры нагревается поверхность лунным днем и охлаждается лунной ночью? -Как изучалась Луна? -Как управлялся луноход? -Могут ли люди жить на Луне? Почему? После награждения победителя аукциона проверяются индивидуальные задания с помощью 3 слайда. Дети читают тексты, подставляя пропущенные слова. | Дождь. Ветер. О погоде, о дожде и ветре. Две пары хорошо читающих детей получают индивидуальные задания: вставить в текст пропущенные слова. Текст 1. Солнце – это огромный пылающий … . (шар) Солнце – это ближайшая к Земле … . ( звезда) Оно создает нам …..(свет, день) По размерам Солнце ….(больше) Земли. Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли). Текст 2. Звезды – это огромные пылающие …..(шары). Они кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся …(далеко от Земли). Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру). Звезд на небе очень много, и люди объединили их в …(созвездия). На небе можно увидеть большой ковш – это …(созвездие Большой Медведицы). Ответы детей. Луна – это естественный спутник Земли. Ответы детей. Один. По две недели. Равнины, горы, лунные кратеры, вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. +130, - 170С. Люди посылали на Луну луноходы. С Земли по радио. | Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
Выявление места и причины затруднения. Сравнение, рассуждение | Вот мы и вспомнили, что знаем о звездах, Солнце и Луне. А как вы думаете, почему на Луне не бывает дождя? -А почему идет дождь на Земле? Учитель с помощью 4 слайда «Круговорот воды в природе», ответов детей и наводящих вопросов может подвести детей к правильному выводу. -Куда поднимается пар? -Что там с ним происходит? -Если появляется туча, то чего мы ждем? Вот так и появляется дождь! 5слайд. Типы дождей. Муравьишка нарисовал нам разные дожди. Догадайтесь, о каком дожде идет речь? -Всю малину исхлестал, Всю черемуху! Наклонил он ветки груш. Нужен саду свежий душ. Но зачем так сильно лить, Набок яблоню валить? Дети отмечают мелкий дождь, как из сита – ситничек и косой дождь – косохлест. | Дети высказывают свое мнение. Там нет воды. Ответы детей. Дети высказывают свое мнение. Вывод: на Земле много океанов, морей, рек, ручейков, озер, прудов. Солнце нагревает воду, она испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. От Земли все выше и выше. В небо. Он превращается в маленькие капельки воды. Потом они объединяются в крупные капли и образуют тучу. Дождь. Ливень. | Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Физминутка | Приплыли тучи дождевые- Лей, дождь, лей. Дождинки пляшут, как живые- Пей, рожь, пей! И рожь, склонясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет! Капли играли в прятки. Капли ныряли в грядки, В клумбы, ручьи и лужи. Все исчезали тут же. Звонкие капли-дождинки Прыгали вдоль тропинки. Прятали их травинки, Прятал в иголках ежик. Капли играли в дождик. | Дети под классическую музыку, похожую на шум дождя прыгают, делают движения руками, приседания и т.п. | |
Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. | А теперь послушайте сказку И.Яковлевой «Драчуны»* .(Слова учителя сопровождаются слайдами 6 и 7) - О каком дожде шла речь в сказке? Сегодня мы познакомимся с еще одной разновидностью дождя. Он бывает в некоторых южных странах, например, в Индии. На протяжении многих месяцев на землю не выпадает ни капли осадков. Поверхность почвы покрывается огромными трещинами. Потом наступает пора дождей, которые могут лить несколько недель. Такие дожди называются муссонными ливнями. - Что же приносит такие сильные ливни? - А что такое ветер? Расскажите, что вы знаете о ветре. Опыт 1. Учитель предлагает помахать перед лицом рукой. - Что вы почувствовали? - А откуда он взялся? Опыт 2. Учитель открывает форточку, ветер шевелит занавески. - Что произошло? Вывод: ветер – это движущийся воздух. Где мы можем посмотреть точное определение слова? Давайте обратимся к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и посмотрим правильное определение данного слова ( слайд 8). - А как он образуется в природе? Что заставляет воздух совершать движения? Вывод. В образовании ветра принимает участие солнце. Оно нагревает воздух. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Так возникает ветер в природе. | О грозовом дожде. Дети смотрят учебный видеоролик об образовании муссонных дождей ( 3 мин) - Их приносит ветер с океана. Дети высказывают свое мнение, опираясь на собственный опыт. Ветерок. Мы заставили воздух двигаться.
Предположения детей. Предположения детей. Дети смотрят учебный видеоролик об образовании и силе ветра ( 3 мин). | Личностные: самоопределение; смыслообразование Личностные: смыслообразование. Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Включение в систему знаний повторение | Работа с учебником на стр. 93, ответы на вопросы Мудрой Черепахи. - А что получается, если сильный дождь соединяется с ветром? Работа с тетрадью в группах. Учитель показывает выставку с получившимися работами. | Ураган. Просмотр видеофрагмента об образовании и разрушительной силе урагана(1,5 мин) Дети по желанию рисуют веселый или грустный дождик. Учащиеся анализируют, чем грустный дождик отличается от веселого. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Поощрение | 9 слайд. За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок? Я благодарю всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен и не боялся отвечать. | Дети выделяют самых активных «почемучек». Им вручаются медальки «Хочу все знать». | Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные). |