1. Дать учащимся первоначальное понятие об окружающем мире; научить группировать предметы; дать не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. развивать мышление детей, умение анализировать увиденное, делать выводы; активизировать словарный запас.
3. воспитание чувства долга и любви к Родине, связь образовательно-воспитательного содержания предмета природоведения с понятием «Родина»; научить высказывать свое мнение и точку зрения об окружающей среде и месте человека в ней.
Воспитывать любовь к знаниям.
Солнце, земля, луна, звезды, воздух, вода, растения, животные, человек — все это окружающая нас природа.
Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей.
Опираясь на жизненный опыт учащихся (их знания о небе, земле, деревьях, птицах, животных и т. д.), дать понятие о природе, об окружающем мире.
1 | Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
| Долгожданный дан звонок – Начинается урок! - Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного! |
| Знакомство с учебником. |
| - Как называется предмет, к изучению которого мы приступаем на сегодняшнем уроке? Учитель указкой обращает внимание детей на доску. На доске заранее вывешены плакаты: ПОЗНАНИЕ МИРА
Дети читают: «ПОЗНАНИЕ МИРА». |
| - На наших занятиях вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво. Молодцы! - А к нам на урок пришли гости, которые очень хотят подружиться с нами. Они помогут нам ответить на многие-многие вопросы. А сейчас вы должны догадаться, откуда мог прийти к нам в школу хозяин этой зеленой кепочки? Учитель показывает зеленую кепку. - Самым любознательным я предлагаю отгадать загадку: На полянке возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. - У кого готов ответ? В каком же домике жил хозяин кепки? Что за дом построен возле елок? (Муравейник.) Учитель вывешивает картину, где изображен муравейник. - Кто живет в этом доме? (Муравьи.) Кто видел в лесу этих насекомых? - Муравейники нельзя разорять. Муравьи приносят огромную пользу лесу, поедая вредных гусениц. - В одном из таких домов жил-был очень любознательный муравей. Такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросик. С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете. И тогда друзья муравьи посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята. И сегодня он в нашем классе. Учитель переворачивает третий плакат, где написано слово «ПОЗНАНИЕ». На обратной стороне плаката - Муравьишка. |
| - Муравьишка долго не мог найти дорогу в нашу школу. Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто помог Муравьишке: Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит, да ноги. (Черепаха) Учитель может предложить детям другую загадку: Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят ... (черепахи) - Молодцы! Действительно дорогу в школу Муравьишке Вопросику подсказала Мудрая Черепаха. Она тоже решила приходить к нам на уроки, чтобы помогать Муравьишке учиться. Учитель переворачивает второй плакат, где написано слово «МИРА». На обратной стороне - Мудрая Черепаха. |
| - Да, и вы, ребята, узнаете от Мудрой Черепахе много интересного об окружающем мире. А что такое «Окружающий мир»? (Выслушиваются ответы учеников.) |
2 | Сообщение темы и целей урока. |
| - Узнать много интересного об окружающем мире нам поможет учебник. Рассмотрите обложку. Что вы здесь видите? (Ответы детей.) - Какая птица изображена на обложке учебника? Кто знает название птицы? (Орел.) Давайте произнесем хором название птицы. _Какие животные вам знакомы? (Снежный барс, сайгак, горный козел) |
| - Подумайте, почему Муравьишку назвали Вопросик? (Он очень любознательный. Муравьишка любит задавать вопросы.) - Чтобы много узнать об окружающем мире, нужно уметь задавать вопросы. Что бы вы хотели узнать об окружающем мире? (Выслушиваются ответы детей.) |
| Учитель: … Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным, Иначе вдруг увидишь ты… Всмотрись проникновенным взглядом В природу… В ней с тобою рядом, В простых, обычных проявленьях Так много прелести своей! Скажи: “Остановись, мгновенье!...” Учитель: – Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей) Дети читают название темы урока ПРИРОДА “Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней” Учитель: - Как вы понимаете эти слова? (Дети дают свои объяснения) Учитель: – Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее. Учитель: – А что же такое природа? (Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы и дают свои объяснения.) Дети. – Природа – это солнце, небо, облака, цветок, бабочка, речка и т.д. Учитель: – К природе относится всё что нас окружает, кроме того, что сделано человеком. |
3 | Беседа по теме урока |
| Рассмотрите схему Учитель - Определите с помощью схемы, что на нашем рисунке относится к живой природе, а что к неживой. Ответы детей. Учитель - Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой? |
| Учитель. все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы. - Перечислите прекрасные явления, которые существуют в мире природы. Дети .Гроза, снегопад, восход, закат, рассвет… Учитель читает загадку Над тобою, надо мною. Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес - Прохудился и исчез. - Что это? - Какое бывает у вас настроение, когда идёт летний дождь? Учитель. – Давайте послушаем, какие стихи о летнем дожде прочитают нам дети. (Читают заранее подготовленные дети.) 1й ученик Тучки по небу плывут, Дождик летний нам несут. Тучки в тучу собрались, Ливнем сильным пролились. 2й ученик Прогремел июльский гром – Стало всё свежо кругом. Чистый лес, и сад, и луг – Как красиво всё вокруг! Учитель: – Какое настроение у летнего дождя? - Послушайте ещё одно стихотворение Читает ученик Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца… Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Ещё просит сердце Света и тепла. (А. Плещеев) Учитель: - Какую картину вы представили? Учитель: - Какое настроение вызывает у вас осенний дождь? |
| Физкультминутка. Приплыли тучи дождевые Лей, дождь, лей. Дождинки пляшут как живые Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зелёной Пьёт, пьёт, пьёт. А дождик тёплый, дождь неугомонный Льёт, льёт, льёт. |
| Учитель: - Какие ещё явления мы можем наблюдать во время дождя? Послушайте загадку и назовите их. Стучит без рук, горит без огня .( Гром и молния) - Что страшнее гром или молния? |
| Отшумел и ушёл прочь летний дождь. Из- за туч выбралось солнце – и тотчас на листьях тополей и клёнов, лип и берёз заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась ….(радуга) Учитель. – какие загадки о радуге вы знаете? Ответы детей (Разноцветное коромысло через речку повисло) Учитель. - почему возникает радуга? (дети высказывают свои предположения) - Радуга возникает только в той стороне, куда ушёл дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба. Учитель. – Какие явления природы вы ещё знаете? |
4 | Работа с учебником. |
| 1) Чтение и анализ стр 5-7 |
| - Для того чтобы что-то узнать об этих предметах, нужно научиться задавать вопросы так, как умеет это делать Муравьишка. Кто сможет задать вопрос о том, что здесь нарисовано? (стр 5) (Дети поднимают руки.) - Я приглашаю к доске Диаса. Он у нас будет Муравьишкой. Учитель надевает ученику шапочку муравья, зеленую кепочку и обращается к ребенку. - Муравьишка, какой вопрос ты можешь задать о том, что здесь нарисовано? (Ученик задает вопрос.) - Кто еще желает быть Муравьишкой Вопросиком? Ученики по желанию выходят к доске, надевают кепку Муравьишки и задают вопросы. - Молодцы! Мне кажется, Мудрой Черепахе понравились ваши вопросы. Ребята, а с каких слов начинаются ваши вопросы? (Ответы детей.) Прочитайте эти слова в правой части страницы. Дети читают хором. Если в классе есть нечитающие ученики, слова читает учитель или один из читающих учеников. |
| 2) Беседа по картинке. Стр 5 |
| Назовите предметы неживой природы. Назовите предметы живой природы. Назовите предметы, сделанные руками человека. (юрта) |
| |
| 3) Работа по вопросам над содержанием. |
| Какое выражение правильно? 1. Природой называется все то, что окружает человека. 2. Природой называется все то, что сделано руками человека. 3. Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками. |
| 4) Работа в тетрадях. |
| Нарисовать 1 предмет неживой природы, 1 предмет, сделанный руками человека |
| |
| |
6 | Рефлексия |
| |