Середина урока 5-10 мин 10-12 мин 12-15 мин 15-18 мин 18-22 мин 22-27 мин 27-30 мин 30-38 мин | Мозговой штурм - Что вы знаете о Мухтаре Ауэзове? - Автором каких замечательных произведений является М. Ауэзов? Какие из них вы прочитали? - Какие еще писатели затрагивали тему сиротства? Перечислите произведения В. Г. Короленко «Дети подземелья»; А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая» - входит в проект «100 книг»; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне Д.И. Фонвизин «Недоросль» и другие. - Опишите героев этих произведений. Какие они… дети-сироты? Какова их судьба?
Слово учителя - Сегодня мы проанализируем рассказ М.О. Ауэзова «Сирота». Мухта́р Омарханович Ауэ́зов (1897—1961) — советский казахский писатель, драматург и учёный. Академик АН Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана. Его двухтомный роман «Путь Абая» вошёл в «Библиотеку всемирной литературы». Рассказ «Сирота», написанный в 1925 г., относится к ранней прозе М. Ауэзова.
Действия учителя: показывает слайды с высказываниями о творчестве М. Ауэзова.
- Величайшая заслуга М.Ауэзова состоит в том, что его творчество заставило обратить внимание на литературу, фольклор и – в целом – на всю духовную культуру казахов, замечательные ценности обитателей Великой Степи… Александр Куделин - Вы еще не прочли «Абая»? Значит, вы ничего не читали. Это – невероятно, это удивительно! Степь ожила и пошла на вас, со всем великолепием ее первозданной природы, ее жестами и цельными характерами. А какие страсти – шекспировские! Вы ощущаете эпоху, как ни в одном научном исследовании. А какая поэзия! Ни одной прозаической строки в этих двух объемистых книгах, созданных в форме прозы. Альфред Курелла Действия учащихся: обсуждают высказывания по стратегии «Подумай, обсуди в паре, поделись».
Анализ произведения Предтекстовая работа Задание. Соотнесите каждое слово с определением из второй графы, составьте с данными словами предложения (устно). тумак | опрокинувшись на спину, вверх лицом. | глыба | прессованный навоз, употр. как топливо в степных районах на юге и востоке. | навзничь | громкое восклицание. | возглас | большой обломок твёрдого вещества. | кизяк | удар кулаком. |
Текстовый этап Задание. Прочитайте фрагмент рассказа М. Ауэзова «Сирота», найдите изобразительно-выразительные средства и определите их роль в произведении. «Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно». - Как начинается произведение? Как начало связано с последующими событиями в рассказе? - Кто главный герой рассказа М. Ауэзова «Сирота»? - Каким Касым был до смерти бабушки? Каким после смерти? Найдите и выпишите описание из текста, заполните таблицу. Описание героя | До смерти бабушки | После смерти бабушки | Внешность | | | Настроение | | | Поведение | | |
Критерий оценивания | Дескрипторы | Определяет главную, второстепенную и детальную информацию художественного текста | - отвечает на вопросы по содержанию произведения; - определяет роль изобразительно-выразительных средств в тексте; - находит описание внешности, настроения и поведения мальчика до и после смерти бабушки |
Взаимооценивание по дескрипторам, комментарии учителя Действия учителя: Для развития умения определять главную информацию учитель предлагает учащимся составить сложный план. Каждая пара анализирует фрагмент текста, предложенный учителем. П. Учащиеся в парах работают с фрагментом рассказа М. Ауэзова «Сирота», делят его на части, озаглавливают части, обсуждают, составляют сложный план. Критерий оценивания | Дескрипторы | Понимать главную информацию сплошного текста | - составляет сложный план текста; - текст правильно разделен на смысловые части; - пункты плана отражают содержание смысловой части. | Памятка по составлению сложного плана: Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. Ф комментарий учителя Учителю необходимо провести подготовительную работу перед составлением плана прочитанного текста и предоставить учащимся памятку и образец оформления. Графическую формулу сложного плана можно выразить следующим образом: I A II A 1. А 2.А а) б) в) 3. А III А Ф. Взаимооценивание парами, комментарий учителя |
http://bibliotekar.kz/stati/rasskaz-sirota-muhtar-auyezov.html М. Ауэзов «Сирота»
http://auezov.kz/page.php?page_id=25&lang=1 Известные деятели культуры об Ауэзове
Презентация, слайд 4
Презентация, слайд 6
Приложение 3.2 |