Целевые установки урока( планируемые достижения учащихся ):
Предметные результаты: знать , что птицы – животные, тело которых покрыто перьями, приводить примеры птиц, узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, исследовать строение пера птицы, проводить самопроверку, описывать птицу по плану, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты: осознавать разнообразие и красоту птиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Кто такие птицы? »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черемшанский лицей»
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс.
Тема урока: Кто такие птицы?
Целевые установки урока( планируемые достижения учащихся ):
Предметные результаты: знать , что птицы – животные, тело которых покрыто перьями, приводить примеры птиц, узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, исследовать строение пера птицы, проводить самопроверку, описывать птицу по плану, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты: осознавать разнообразие и красоту птиц.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные понятия: перо, стержень, бородка, крылья, клюв.
Межпредметные связи: чтение.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, приложение на электронном носителе ,рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийная презентация «Птицы», у учащихся - набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы,
Учитель: Гирфанова Гульфия Салимзяновеа
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята, садитесь.
Прочитайте пословицу «Красна птица перьями , а человек ученьем»
Как вы понимаете эти слова?
- Мы сегодня пойдем к новым знаниям и будем узнавать ново. Пожелайте друг другу удачи!
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать животных. Какие шаги учебной деятельности мы будем использовать ? ( 1 шаг - «Что я знаю», 2 шаг –« Сам найду способ»)
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
-С чего мы начинаем любой урок? ( с повторения)
- Чтобы вспомнить , какими животными мы познакомились на предыдущих уроках, отгадаем загадки. ( учитель вывешивает отгадки (картинки с изображением животных) на доску)
1. Хвоста виляет,
Зубаста, а не лает.(Щука)
2. Все движутся вперед,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад . (Рак)
3. Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком . (Пчела)
4.На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
5. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. ( Бабочка)
6. Самого не видно, а песню слышно,
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.( Комар )
7. Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт;
Летит-воет, падет- землю роет. (Жук)
8.С хвостом , а не зверь,
С перьями, а не птица. (Рыба)
9. На дне , где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
10. Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает? (петушок)
- На какие группы можно распределить этих животных( одна группа – это насекомые, другая – рыбы. Два ученика работают у доски : распределяют картинки по группам)
- Назовите характерные признаки этих групп животных ( у насекомых шесть ног, рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей.)
-Какая картинка осталась нераспределенная?
-А почему курицу мы не отнесли к этим группам? ( Потому что петух – это птица)
- Ребята, а какие еще животные относится к птицам? Вот вы на экране видите картинки .( летяга, шмель, голубь, воробей, летучая мышь, сова, калибри)Выберите, под какими номерами птицы?
Ученики выполняют пробное действие.
- Итак, проверяем. Поднимите руку, у кого нет ответа .
- Что вы не смогли сделать? ( Мы не смогли определить , кто относится к птицам)
- Поднимите руку, кто выполнил задание.
-Какие номера выбрали? Кто может обосновать свой выбор? ( Мы не можем обосновать свой ответ)
- С чем вы столкнулись ? ( С затруднением)
- Что нам нужно сделать ? ( Остановиться и подумать , чтобы понять причину затруднений)
- Молодцы ! Вы поняли, в чем ваше затруднение . Пора выяснить , почему это затруднение возникло. (Нам не известны признаки птиц)
3этап. Выявление места и причины затруднений .
- Какие задание вы выполняли? ( Определяли , кого можно отнести к птицам)
-Чем это задание отличается от предыдущего , когда вы разбивали животных на группы? (Мы пользовались эталонами , на которых были указаны признаки животных)
- Почему у вас возникло затруднение? ( Нам не известны признаки птиц)
4этап.Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель мы перед собой поставили ? (Узнать основные признаки птиц)
- Какие способы мы выберем для достижения цели? ( Наблюдение , доказательство, размышление)
- Как мы построим нашу работу? ( Мы будем работать в группах)
- Прежде чем начать работу, немножко отдохнем.
Проводится музыкальная физкультминутка.
Мы будем работать в группах. Всем такое задание :
1 Изучить строение тела птицы ( Стр 36 по учебнику)
2. Найти указанные части тела у этих птиц.
3. Сравнить строение птиц, насекомых, рыб.
4. Указать общие и отличительные части.
5. Чем покрыто тело птицы?
5этап. Реализация построенного проекта.
- Прежде чем приступить к работе в группах, вспомним правила работы в группах ( Один говорит – другие слушают; говорить только по делу, можно спорить , доказывать и нужно договориться, каждый работает на общий результат; свое несогласие высказывай в вежливой форме; если не понял – переспроси.)
- Выполните план в группах.
Учащиеся работают в своих группах.
- Ребята, время закончилось . Ваши варианты.
Ученики вывешивают групповые карточки и выслушиваются защитники проектов.
- Итак, какой же у нас с вами вывод? ( Птицы имеют следующие части: голову, шею, туловище, крылья, ноги, хвост. Тело птиц покрыто перьями)
-Давайте составим эталон. Какую особенность птиц укажем? ( Тело птиц покрыто перьями)
Учащиеся самостоятельно составляют эталон. Несколько учеников проговаривают эталон.(Птица – это животное, тело которых покрыто перьями)
-Вернемся к пробному действию . Определим , кто же относится к птицам. ( Учащиеся картинки сравнивают эталоном, проговаривают «Летяга- не птица, так как тело не покрыто перьями» шмель, « Голубь- птица, так как тело покрыто перьями» «Воробей- птица, так как тело покрыто перьями» Такие же утверждения про летучую мышь, сову, калибри)
- Молодцы, вы справились. Сравним свои выводы, прослушаем объяснение темы , выполним задания 1 и 2 на электронном носителе приложения к учебнику.
6этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Какой наш следующий шаг в изучении нового? (Закрепление нового здания)
- Сейчас мы будем работать по учебнику. Откройте учебник, стр 37.Прочитайте задание соседу. Работаем в парах.
- Сейчас каждый должен проговорить эталон, доказывая , кто изображен на картинке- птица или нет.
- Второе задание, опишите одну из птиц по плану.( План на стр 37 учебника)
-Выполним практическую работу .Рассмотрим птичьи перья , изучим их строение. Изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради ( стр 25, №1)
7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .
- Мы с вами хорошо поработали все вместе. А теперь что мы должны сделать? ( Поработаем самостоятельно)
- Выполним самостоятельную работу в рабочих тетрадях.( стр 26, задание 3)
Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание.
-Чем вы пользовались , выполняя эту работу? (Эталоном)
-Что главное в нашем эталоне?(Главное, что у птиц тело покрыто перьями)
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
- Мы с вами определили основную особенность птиц. Поработаем в группах.
1 группа- Ответить на вопрос «Для чего нужны птицы?»
2 группа- Как помочь зимующим птицам?
3 группа- Придумать сказочную историю по рисунку.
4 группа – Разнообразие птиц.
Все работаем по плану:
Рассмотрите картинки и прочитайте текст.
Ответьте на вопросы к тексту.
Выберите выступающего.
Подготовьте вопрос для слушателей.
Учащиеся работают в группах и выступают. Для 4 группы заранее подготовлена мультимедийная презентация. Эта группа рассказывает о хищных птицах, о самой большой и маленькой птице, о пингвине – единственной птице , которая может плавать, но не может летать.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового узнали ? ( Мы узнали, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)
Контроль и оценка достижений проводится с помощью блока вопросов и заданий на стр 37 учебника.
- Кто может похвалить себя? Почему?
- За что ты можешь похвалить соседа?
- Вы - молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Не забывайте наблюдать за погодой в течении недели. Каждый день заполняйте строку в разделе «Осень»