При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса
Новая тема сообщалась на основе практической работы. Учащиеся сами делали вывод. Работа в группах предусматривала организацию совместной деятельности учащихся с целью усвоения нового материала по теме «Антонимы». С целью здоровьесбережения использованы: физ. минутка, двигательная активность при работе в группах. Смена видов деятельности также способствует здоровьесбережению
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Антонимы" »
Тема: Антонимы
Цель:
ознакомление с понятием “антонимы”;
развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов;
развитие речи, умения сравнивать и анализировать;
развитие орфографической зоркости;
обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок;
воспитание соблюдения техники безопасности с огнём, доброго отношения друг к другу, взаимопомощи.
Методы: словестный, наглядный, частично – поисковый, практический.
Формы: фронтально – коллективные, работа в группах.
Оборудование: карточки с пословицами, дидактическая игра «Кошкин дом», презентация,
карточки со словарными словами, карандаши, листы белой бумаги.
Ход урока.
I Организационный момент. Психологический настрой.
Дети стоят в кругу у доски.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
Ребята, какое время года у нас сейчас? А что происходит в природе? Почему листочки меняют цвет?
Сегодня я хочу подарить вам по осеннему листочку. Все они разного цвета, возьмите все по одному листочку. А теперь пройдите за столы, где уже на веточке есть листочек вашего цвета.
В гости к нам пришла сказка. А какая? Мы узнаем, выполнив задание на карточках. (Вставить пропущенные буквы в словарных словах.)
С . нтябрь в . р . бей в . кзал в . гон б . рёза
к . пуста м . дведь в . рона
Са – му - ил Мар - шак Кош - кин дом
Скажите, какая беда случилась с кошкой? Правильно у неё сгорел дом.
А почему у неё загорелся дом? (Гости вели себя плохо, нарушали правила безопасности).
Герои сказки решили построить новый дом и просят нас помочь, давайте с помощью наших знаний им поможем.
Кто знает, с чего начинают строить дом? (с закладки фундамента).
Подберите однокоренные слова к слову мороз (Морозец, морозный, заморозки).
Подберите синоним к слову мороз – холод, стужа.
Новая тема. (2 часть дома)
Объявление темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами повторим изученный материал и познакомимся с новым понятием «Антонимы».
На карточках даны пословицы для каждой группы. Дети обсуждают смысл пословиц.
1гр. Ученье свет, а не ученье тьма.
2 гр. Ласточка день встречает, а соловей провожает.
3гр. Горьким лечат, а сладким калечат.
4 гр. Лето собирает, а зима подъедает.
Сравните слова в левой и правой части.Что интересного заметили?
(1 слайд определение «Антонимы», 2 слайд Слово антонимы произошло …, 3 слайд слова антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос).
3 часть дома.
Работа по учебнику с.21 упр.62.
Белая лошадь – чёрная лощадь,
грустный – весёлый,
утро – вечер,
день – ночь.
4 часть дома.
Физ. минутка.
Минус – плюс,
Огонь – вода.
Дерзкий осторожный.
Все антонимы всегда противоположны.
Назовите в стихотворении слова антонимы.
5 часть дома.
Закрепление. Работа в группах. Исправь ошибку.
Записать в тетрадях.
шагом – быстро прямая - ровно
карлик – смешной конец - начало
холодно – жарко доброта - смелый
вопрос – спросить бежать – прыжки
6 Устно. Работа в группах. К данным словам подобрать синонимы и антонимы. Проверка. Дети читают по два слова с каждой группы, если другие группы считают что правильно нужно хлопнуть.
Слово
синонимы
антонимы
Холодный
Противник
Ложь
Большой
7. На столах лежат листочки, придумайте слова антонимы, и изобразите их так чтобы другие группы могли догадаться какие слова - антонимы вы придумали.
8. Отгадайте загадки и найдите в них слова синонимы.
8. Я антоним к слову "ЗНОЙ", Я в реке в тени густой, И в бутылке лимонада, а зовут меня ...ПРОХЛАДА.
Я антоним к слову "ЛЕТО", В шубу теплую одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … ЗИМА.
Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь. . ТИШИНА.
Я антоним к слову "СМЕХ", Не от радости, утех, Я бываю поневоле, От несчастья и от боли, От обиды, неудач, Догадались? Это ...ПЛАЧ.
Не бываю без начала, Близкий родственник причала. Делу всякому венец. Называюсь я ...КОНЕЦ.
В полотняной стране По реке простыне Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать. (Утюг) здесь антонимы - назад-вперед
1. Одна для другой – Домик родной, Все дружно живут, Как их зовут. (матрешки) одна – все
9. А теперь попробуйте сами сочинить стихотворение или загадку со словами – антонимами.
1 группа уходит – приходит
2 группа день – ночь
3 группа грустно – весело
4 группа лето - зима
Итог. Мы хорошо поработали на уроке, построили замечательный дом. Давайте украсим двор около дома. Посадим дерево и к нему прикрепим наши листочки. Если вам было на уроке интересно, и вы всё поняли, возьмите зелёные листочки, а кому было скучно и не понятно, возьмите красный листочек.
Кошка с котятами теперь будут дружно жить и обязательно соблюдать правила техники безопасности. И вы ребята должны помнить и соблюдать эти правила. Скажите, а что нужно делать, если вдруг всё таки случится пожар?