Просмотр содержимого документа
«Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе. »
Урок русского языка.
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цель:
-Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных во множественном числе.
-Составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа.
-Развивать интеллектуальные способности ребенка.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Сообщение темы урока
Постановка учебной задачи.
-Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина. Прочитайте его. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
Улыбнулись сонн... берёзки,
Растрепали шёлков… косы.
Шелестят зелён… сережки,
И горят серебрян… росы.
-Что можно сказать о теме урока?
-Что будем изучать? (Имена прилагательные в форме множественного числа)
-Почему вы так решили? (В отрывке стихотворения пропущены окончания прилагательных во множественном числе)
-Как вы определили, что это прилагательные во множественном числе? (По вопросу – Какие? По существительному, с которыми прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе)
-Известны ли вам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (-ые, -ие)
-Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа? (Окончания в остальных падежах, падежные вопросы)
3.Чистописание.
- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем стихотворении окончаниями прилагательных во множественном числе. Какие это буквы? (-ые, -ие)
-Напишите эти цепочки букв до конца строчки.
4.Словарно-орфографическая работа.
-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, вы назовете его если правильно определите смысловую связь между данными словами :
Магазин –покупатель
Театр – зритель
Транспорт - ……. (пассажир)
(В левом столбике находятся слова, обозначающие общественные места, в правом – слова, обозначающее, для кого эти места предназначены. Магазин – для покупателей, театр – для зрителей, транспорт – для пассажиров. Значит, сегодня мы познакомимся со словом – пассажир)
-Что означает слово пассажир?
(Пассажир- это человек, который совершает поездку на поезде, самолете и другом транспорте.)
-Что мы можем сказать о написании слова - пассажир?
(В слове пассажир две непроверяемые безударные гласные а, удвоенная с. После согласной ж, пишется и. жи – ши пиши с буквой и)
-Составьте предложения со словом пассажир. (Ответы детей)
-Разберите ваше предложение по членам предложения.
(Один ученик работает на доске)
5.Физминутка.
6.Работа по учебнику.
-Открываем учебник стр.48 Упр.283.
Данные словосочетания напишите в именительном падеже во множественном числе. Выделите окончания прилагательных.
-В каких родах были употреблены словосочетания?
(м.р., ж.р., ср.р.)
-Следующее задание.1 ряд. Выберет словосочетание с существительным мужского рода. 2 ряд – с существительными женского рода. 3 ряд – с существительными среднего рода.
( У доски работают 3 ученика)
-Какие особенности склонения прилагательных вы заметили? (Совпадают окончания родительного и предложного падежа)
-Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
-Изменяются ли по родам имена прилагательные во множественном числе?
-Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?
-Давайте, сравним, верны ли наши выводы, с выводами в учебнике? Стр.49 Упр.284.
7.Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имен прилагательных во множественном числе.
-Сейчас мы с вами составим таблицу падежных вопросов и окончаний имен прилагательных во множественном числе. Я работаю на доске, а вы в тетрадях.
-Какие падежи в таблице можно объединить? Почему? ( Родительный падеж и предложный падеж, т.к. они имеют одинаковые вопросы и окончания.)
И.п.В.п.
Какие?
-ые,-ие
Р.п.П.п.
(о) каких?
-ых,-их
Д.п.
Каким?
-ым,-им
Т.п.
Какие?
-ыми,-ими
8.Физкультминутка.
-Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову прилагательное в единственном числе, вы делаете наклон вперед, если прилагательное во множественном числе, вы делаете наклон назад. Сосчитайте прилагательные во множественном числе.
Зимние месяцы, большие окна, красивый цветок, городской парк, настольные книги, теплые рукавички, горячий чай, ласковые коты, низкие тучи, родной человек.
9.Закрепление.
Выполнение разноуравнего задания.
Для слабых учеников.
Списать словосочетания, выделить окончания имен прилагательных, указать падеж. С 1 и 2 словосочетанием составить и записать предложения.
За воздушными шарами, о летних каникулах, в сыпучих песках, соседние подъезды, на задних лапах, из колючих кустов, в русских сказках, народные песни, под молодыми березами, про старых друзей.