Цели и задачи: 1) Углублять, систематизировать, повторять полученные знания в 3 классе; 2) Сформировать понятия о минеральных водах и их целебных свойствах; 3} Формировать начальные понятия о реках и озерах Казахстана. Дополнить новыми знаниями в соответствии с программой.
Просмотр содержимого документа
«Тема "Реки и озера Казахстана"»
Тема. Реки и озера Казахстана
Целиизадачи: 1) Углублять, систематизировать, повторять полученные знания в 3 классе; 2) Сформировать понятия о минеральных водах и их целебных свойствах; 3} Формировать начальные понятия о реках и озерах Казахстана. Дополнить новыми знаниями в соответствии с программой.
Оборудование: Интерактивная доска, физическая карта Казахстана, индивидуальные тесты, цветные карточки "капельки воды", таблицы, плакаты, диски с фильмами о реках и озерах Казахстана.
Ход урока
Организационныймомент.
Побуждение. Психолого-педагогический настрой.
- Настроение - важный момент в нашей жизни. Предлагаю вам небольшой сюжет. (Музыкальный сюжет на экране)
3. Проверка домашнего задания. Игра "Мозговой штурм". Слушаем вопросы:
Когда вода бывает в твердом состоянии? (При охлаждении превращается в лед.)
Может ли быть вода в газообразном состоянии? (Да, когда происходит испарение воды. Туман.)
Какова вода в морях и океанах - пресная или соленая? (Вода испаряется, соль остается.)
Какая вода на вкус? (Нет вкуса, цвета, запаха.)
В каких источниках пресная вода? (В реках, в подземных водах. Реки питаются родниками, которые проходя через слои подземных пород, очищаются.)
Из каких частей состоят реки? (Исток, русло, приток, устье.)
Чем отличаются реки от озер? (Озера не имеют начала и конца, истока и устья.)
Назовите источники минеральной воды в Казахстане ("Сарыагаш", "Алмаарасан", "Кокшетауминводы".)
Оцените свою работу.
4. Фильм. "Кокшетау - Минводы".
5. Подготовка к восприятию нового материала. Загадки. ИзменяберутпороюПокакойдороге Рекисвойисток.Полгодаездят,
Аврукахтвоихоткрою Полгодаходят? (Пореке.)
Ялюбойзамок. (Ключ - родник.)
- Значит, о чем мы будем говорить на уроке?
На доске тема урока: "Реки и озера Казахстана".
- Какие же задачи урока мы будем обсуждать? (На доске диаграмма.) Наши задачи: Повторять, закреплять, классифицировать, систематизировать, углублять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Какие реки Казахстана вы знаете?
Основной источник пресной воды - реки. На территории Казахстана насчитывается более 85 тысяч больших и малых рек.
Крупнейшие реки Казахстана.
- Посмотрите на таблицу (доска):
Река Общая протяженность По территории Казахстана
Иртыш
4248 км
1700 км
Ишим
2450 км
1400 км
Урал
2428 км
1 082 км
Сырдарья
2219 км
1400 км
Или
1439 км
815 км
Чу
1 1 86 км
800 км
Тобол
1191 км
800 км
Нура
978 км
978 км
Отдельно хочу остановиться на двух реках.
Иртыш - главная река Северно-Ледовитого океана. Река под названием Черный Иртыш берет начало в Китае, затем она по территории Казахстана впадает в озеро Зайсан. Из озера вытекает река под названием Белый Иртыш или просто Иртыш, и впадает е реку Обь и дальше продолжает свой путь по территории России.
На реке Иртыш построена Бухтарминская ГЭС, Левые притоки Иртыша - Ишим и Тобол - протекают по северным областям Казахстана и впадают в Иртыш за пределами Республики.
Река Урал берет свое начало с Уральских гор. Пересекает Запад-ныйс^эзахстан с севера на юг и впадает в Каспийское море.
6. Работа с контурной картой.
- Сейчас откройте атласы и контурные карты. Найдите реки Иртыш, Ишим, Сырдарья и Урал. И подпишите. (Оцените свою работу.)
7. Озера Казахстана.
Куда впадает река Урал?
Каспийское море - самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии.
Поговорим об озерах. Откройте учебники на 63 странице, найдите второй абзац, читаем.
Сообщение об Аральском море, (Выступление учащихся.)
Озеро Балхаш.
На карте закрашено синим и розовым цветом. Почему?
Какую информацию можете дать об этом озере?
Западная часть мелководная и имеет пресную воду. Восточная часть глубокая и имеет большую соленость. В западную часть впадает крупная река Или, а в восточную часть небольшие реки Каратал, Аксу, Лепси, Аягуз.
Отдохнем. Насладимся и полюбуемся красотами наших рек и озер. {На интерактивной доске слайды о реках и озерах Казахстана на фоне музыки.)
Рефлексия.
- Как здорово, что мы живем в такой прекрасной и богатой стране Казахстан. Поэтому мы должны ценить и беречь окружающую среду нашей Родины. Под таким хорошим впечатлением подведем итог урока.
Тест:
Какая вода в морях и океанах? а) пресная; в)соленая.
В каких источниках пресная вода? а) реках; в) озерах.
Мать воды - ...
а) ручеек; в) родник.
Самая длинная река в Казахстане? а) Иртыш; в) Сырдарья.
Верно ли утверждение, что вода - чудо природы? а) да; в) нет.
(Взаимопроверка. Ключи к тесту на доске.) Оцените свою работу.
1 вариант - сдают оценочные листы.
2 вариант - сдают тесты.
Действительно, вода - чудо природы. На партах у вас лежат капельки воды трех цветов: красный - это те дети, которые работали с отличным настроением, эмоциональные, творческие, общительные.
Зеленый цвет - спокойные, уровновешанные, способные, умные. Синий цвет - удовлетворены своей работой, впечатлительные, рассудительные, медлительные.
А теперь выберите тот цвет, который, по вашему мнению, соответствует вашему настроению. Прикрепите их под эти тучки-настроения.
Здорово! Молодцы! Действительно, у вас отличное настроение.