Цели урока:
1. Ознакомление с новой частью речи - местоимением, своеобразием личных
местоимений.
2. Развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять.
3. Совершенствование орфографической зоркости учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Запишите «число» и «классная работа».
П. Минутка чистописания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На доске записаны слова с пропущенными буквами. Ш...ФЕР, В ...ГОН, В...КЗАЛ
- Найдите в данных словах общее? (1. Имена существительные;
2. В каждом слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная»;
3. Двусложные слова с ударением на второй слог.)
- Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово ВАГОН. В словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ непроверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН непроверяемая безударная гласная А.)
Работа на интерактивной доске
Значит, мы будем писать на чистописании букву А.
Гласную букву А мы напишем с буквой, которая встречается в двух последних словах. Она обозначает парный звонкий (В).
III. Введение в тему и постановка задачи урока.
- Собрав из данных букв слово, вы узнаете тему нашего урока.
Проверка:
Да, сегодня на уроке мы познакомимся с местоимением.
Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
(Узнать, что такое местоимение.)
Прочитайте текст.
Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? ( О сове)
Рассказ учителя:
Распространены совы по всему свету, кроме Антарктиды и некоторых океанических островов. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах.
Мелкие совы живут около 20 лет, а крупные — филины доживали в неволе до 68 лет. Сов можно встретить во всех природных зонах нашей страны. Из 144 видов этих птиц 18 обитает у нас.
Определите, какой в нем имеется недостаток.
(В каждом предложении имеется слово «сова».)
—Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)
—Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».)
Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)
Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимение.
Вместо имени предмета говорим мы слово: это,
то, они, оно, она — всем известные слова.
Это без сомнения слова — местоимения.
IV. Актуализация знаний.
Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.
Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений - личными местоимениями.