разработка урока по русскому языку по теме: "Понятие о местоимении"
Разработка урока по русскому языку по теме: "Понятие о местоимении"
Тема: Понятие о местоимении.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с местоимением, как частью речи. 2. Развивать их осознание употребление в речи.3. Формирование умения заменять имена существительные местоимениями. 4. Воспитание интереса к предмету.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Введение в тему урока:
1. - Кому из вас ребята, не нравится смотреть телевизор?
- А какие передачи вы любите больше всего смотреть?
- Сегодня мы совершим с вами путешествие по телевизионным передачам.
2. 1 передача « Не каракули»
Каллиграфическая минутка.
Наурыз – праздник весны.
3. Следующая передача.
« Что, где, почему?»
Мы посмотрим сказку которая поможет вам понять тему нашего урока: Злая колдунья.
- В далекие времена в одном царстве государстве жили добрые и веселые люди. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал жила злая колдунья, которую все во круг раздражало. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям.
Колдунья – ( ударила своим волшебным посохом и прокричала).
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена, имена родителей, а родители имена детей.
- Вот теперь они не понимал друг друга обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости.
- Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство.
В нем к сожалению, уже царил беспорядок. Еще нечего не понимал они пытались объяснить случившиеся, но у них ничего не получалось. И наконец они догадались, что они забыли свои имена, названия всего что их окружало.
Но вот однажды это в царство попал добрый мудрец с длинной седой бородой.
Люди, удруженные бедой, бросились ему на встречу и поведав о своем горе, попросили:
Люди: Помоги нам добрый мудрец.
Мудрец: Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу.
- А пока я даю вам слова вместо названий и имен которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут указывать на лица или на предметы. Используя их вы сможете разговаривать. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я., если вас будет много скажите Мы. Обращаясь к кому либо; говорите Ты, а к нескольким людям – Вы. Рассказывая о ком – то или о чем – то, говорите Он, Она, Оно, если их много Они.
- А пока прощайте! Я иду к злой колдуньи за волшебными именами.
- Мудрец долго искал пещеру злой колдуньи. И наконец нашел.
Мудрец. Уважаемая колдунья верни пожалуйста имена жителей царства.
Колдунья - Хорошо, но с условием если вы отгадаете мои загадки:
1. Каким гребнем головы не расчешишся.
2. Какое небесное тело имеет два названия одно - мужского рода, и другое женского.
Пришлось колдуньи вернуть имена. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять их в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали! « В МЕСТОИМЕНИЯ», но затем буква В затерялась и слова стали называться МЕСТОИМЕНИЯМИ.
- Что за слова дал мудрец жителям царства?
- Вместо чего их можно употреблять в речи.
- Назовите местоимения, которые вы запомнили.
4. Наши путешествия продолжается и следующая передача Футбол.
1 ряд загадывает загадку.
2 ряд отгадывает и называют местоимения, которые там встречались.
И на оборот.
3. ряд жюри.
Заключение.
Чтение по учебнику правило.
5 Письмо по памяти.
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна
Вместе дружная семья.
В слове Мы сто тысяч Я.
( Подчеркнуть местоимения ).
6 Следующая передача.
« Сама себе писатель»
Лиса – хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев. Иногда лиса таскает кур в деревнях. Главная лисья пища – лесные мыши. Лиса питается ими. Этим лиса приносит пользу.
Физ.минутка. Танец утят.
8 Передача « Угадай слово»
- Послушайте стихотворение
« Приключение земного листа»
Надо вставить словосочетания зеленый лист в нужном падеже.
( Запись словосочетаний, с указанием падежа) .
9 Разминка.
10. «Там – там новости» Упражнение 375
Вставить местоимения. Запись под диктовку.
У кого гнездо лучше всех.
Самое большое гнездо у орла. (Оно) сделано из толстых сучьев. Самое маленькое у королька. (Он) сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. Самый красивый дом у пеночки. ( Она) свила гнёздышко на берёзовой ветке, убрала его лишайником.
11. « Пойми меня»
Словарная работа.
1. Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)
2. Коллективная поездка, посещение чего – нибудь (экскурсия)
3.Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)
4.Машина, убирающая пшеницу.(комбайн)
5. Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдёт -
Весь лист опадёт. (календарь)
12. Последняя передача « Итоги»
- Что нового узнали на уроке?
- Чем местоимения отличаются от существительных?
Составьте предложения, чтобы в них прозвучали местоимения.
13.Домашнее задание Упражнение 374.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по русскому языку по теме: "Понятие о местоимении" »
Открытый урок.
СШ № 4 Абайского района.
Предмет – русский язык
Учитель: Николаева Л. Л.
Тема: Понятие о местоимении.
Цель: 1. Познакомить учащихся с местоимением, как частью речи.
2. Развивать их осознание употребление в речи.
3. Формирование умения заменять имена существительные
местоимениями.
4. Воспитание эстетичности.
1. - Кому из вас ребята, не нравится смотреть телевизор?
- А какие передачи вы любите больше всего смотреть?
- Сегодня мы совершим с вами путешествие по телевизионным передачам.
2. 1 передача « Не каракули»
Каллиграфическая минутка.
Наурыз – праздник весны.
3. Следующая передача.
« Что, где, почему?»
Мы посмотрим сказку которая поможет вам понять тему нашего урока: Злая колдунья.
- В далекие времена в одном царстве государстве жили добрые и веселые люди. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал жила злая колдунья, которую все во круг раздражало. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям.
Колдунья – ( ударила своим волшебным посохом и прокричала).
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена, имена родителей, а родители имена детей.
- Вот теперь они не понимал друг друга обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости.
- Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство.
В нем к сожалению, уже царил беспорядок. Еще нечего не понимал они пытались объяснить случившиеся, но у них ничего не получалось. И наконец они догадались, что они забыли свои имена, названия всего что их окружало.
Но вот однажды это в царство попал добрый мудрец с длинной седой бородой.
Люди, удруженные бедой, бросились ему на встречу и поведав о своем горе, попросили:
Люди: Помоги нам добрый мудрец.
Мудрец: Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу.
- А пока я даю вам слова вместо названий и имен которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут указывать на лица или на предметы. Используя их вы сможете разговаривать. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я., если вас будет много скажите Мы. Обращаясь к кому либо; говорите Ты, а к нескольким людям – Вы. Рассказывая о ком – то или о чем – то, говорите Он, Она, Оно, если их много Они.
- А пока прощайте! Я иду к злой колдуньи за волшебными именами.
- Мудрец долго искал пещеру злой колдуньи. И наконец нашел.
Мудрец. Уважаемая колдунья верни пожалуйста имена жителей царства.
Колдунья - Хорошо, но с условием если вы отгадаете мои загадки:
1. Каким гребнем головы не расчешишся.
2. Какое небесное тело имеет два названия одно - мужского рода, и другое женского.
Пришлось колдуньи вернуть имена. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять их в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали! « В МЕСТОИМЕНИЯ», но затем буква В затерялась и слова стали называться МЕСТОИМЕНИЯМИ.
- Что за слова дал мудрец жителям царства?
- Вместо чего их можно употреблять в речи.
- Назовите местоимения, которые вы запомнили.
4. Наши путешествия продолжается и следующая передача
Футбол.
Эта игра. Условие игры.
1 ряд загадывает загадку.
2 ряд отгадывает и называют местоимения, которые там встречались.
И на оборот.
3. ряд жюри.
Заключение.
Чтение по учебнику правило.
Страница 163.
5 Письмо по памяти.
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна
Вместе дружная семья.
В слове Мы сто тысяч Я.
( Подчеркнуть местоимения ).
6 Следующая передача.
« Сама себе писатель»
Лиса – хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев. Иногда лиса таскает кур в деревнях. Главная лисья пища – лесные мыши. Лиса питается ими. Этим лиса приносит пользу.
7 Есть интересная передача:
« Футбольное обозначение» - где показывают красивые голы, забитые футболистами, движение и сейчас тоже потанцуем.
Физ.минутка. Танец утят.
8 Передача « Угадай слово»
- Послушайте стихотворение
« Приключение земного листа»
Надо вставить словосочетания зеленый лист в нужном падеже.
Как – то раз с большого клена
Оторвался Лист зеленый ( И. п.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету
Закружилась голова
У зеленого листа ( Д п)
Ветер нес и нес,
Бросил только по мосту
В тот же миг веселый нес
Шмыг – к зеленому листу ( Д.п )
Лапой – хвать Зеленый лист ( в п)
Давай поиграем
« НЕ хочу», - парашютист
Головой качает…
Ветер в миг с Листом земным ( Т. п )
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе земном ( П. п)
( Запись словосочетаний, с указанием падежа) .
9 Разминка.
10. «Там – там новости» Упражнение 375
Вставить местоимения. Запись под диктовку.
У кого гнездо лучше всех.
Самое большое гнездо у орла. (Оно) сделано из толстых сучьев. Самое маленькое у королька. (Он) сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. Самый красивый дом у пеночки. ( Она) свила гнёздышко на берёзовой ветке, убрала его лишайником.
11. « Пойми меня»
Словарная работа.
1. Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)
2. Коллективная поездка, посещение чего – нибудь (экскурсия)
3.Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)
4.Машина, убирающая пшеницу.(комбайн)
5. Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдёт -
Весь лист опадёт. (календарь)
12. Последняя передача « Итоги»
- Что нового узнали на уроке?
- Чем местоимения отличаются от существительных?
Составьте предложения, чтобы в них прозвучали местоимения.