kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку по теме: "Понятие о местоимении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Понятие  о  местоимении.

Задачи:   1.  Познакомить  учащихся  с  местоимением,  как  частью  речи. 2.  Развивать  их  осознание  употребление  в  речи.3. Формирование  умения  заменять  имена  существительные  местоимениями. 4.  Воспитание  интереса к предмету.

   Ход урока

1.Орг.момент

2.Введение в тему урока:

1. -   Кому  из  вас  ребята,  не  нравится  смотреть  телевизор? 

    -   А  какие  передачи  вы  любите  больше  всего  смотреть?

    -   Сегодня  мы  совершим  с  вами  путешествие  по  телевизионным  передачам.

2.    1  передача  «  Не  каракули»

       Каллиграфическая  минутка.

       Наурыз – праздник  весны.

3.  Следующая  передача.

      « Что,  где,  почему?»

     Мы  посмотрим  сказку  которая  поможет  вам  понять  тему  нашего  урока:  Злая  колдунья.

-   В  далекие  времена  в  одном  царстве  государстве  жили  добрые  и веселые  люди.  А  неподалеку  от  этого  царства  среди  мрачных  скал  жила  злая  колдунья,  которую  все  во  круг  раздражало.  Она  долго  ломала  голову  над  тем,  как  навредить  своим  счастливым  соседям.

    Колдунья – ( ударила  своим  волшебным  посохом  и  прокричала).

-   Пусть  эти  счастливчики  забудут  свои  имена,  имена  родителей,  а  родители  имена  детей.

-   Вот  теперь  они  не  понимал  друг  друга  обязательно  рассорятся.  Придет  конец  их  счастью  и  радости.

-   Давайте  теперь  и  мы  перенесемся  в  сказочное  царство.

     В  нем  к  сожалению,  уже  царил  беспорядок.  Еще  нечего  не  понимал  они  пытались  объяснить  случившиеся,  но  у  них  ничего  не  получалось.  И  наконец  они  догадались,  что  они  забыли  свои  имена,  названия  всего  что  их  окружало.

      Но  вот  однажды  это  в  царство  попал  добрый  мудрец  с  длинной  седой  бородой.

      Люди,  удруженные  бедой,  бросились  ему  на  встречу  и  поведав  о  своем  горе,  попросили:

Люди:  Помоги  нам  добрый  мудрец.

Мудрец:  Хорошо,  я  помогу  вам  вернуть  имена,  но  это  будет  не  сразу.

-   А  пока  я  даю  вам  слова  вместо  названий  и  имен  которые  отобрала  злая  колдунья.  Эти  слова  будут  указывать  на  лица  или  на  предметы.  Используя  их  вы  сможете  разговаривать.   Например,  каждый  из  вас  о  себе  будет  говорить  Я.,  если  вас  будет  много  скажите  Мы.  Обращаясь  к  кому  либо;  говорите  Ты,  а  к  нескольким  людям – Вы.  Рассказывая  о  ком – то  или  о  чем – то,  говорите  Он,  Она,  Оно,  если  их  много  Они.

-     А  пока  прощайте!  Я  иду  к  злой  колдуньи  за  волшебными  именами.

-     Мудрец  долго  искал  пещеру  злой  колдуньи.  И  наконец  нашел. 

Мудрец.   Уважаемая    колдунья  верни  пожалуйста имена  жителей  царства.

Колдунья -  Хорошо,  но  с  условием  если  вы  отгадаете  мои  загадки:

       1.  Каким  гребнем  головы  не  расчешишся.

       2.  Какое  небесное  тело  имеет  два  названия  одно -  мужского  рода,  и  другое  женского.

 

     Пришлось  колдуньи вернуть  имена.  Все  стало  на  свои  места,  но  людям  так  понравились  слова,  которые  им  подарил  мудрец,  что  они  оставили  их  себе,  чтобы  тоже  употреблять  их  в  речи.  Так  как  эти  слова  были  даны  вместо  имен  и  названий  предметов,  то  их  так  и  назвали! « В МЕСТОИМЕНИЯ»,  но  затем   буква  В  затерялась  и  слова стали  называться  МЕСТОИМЕНИЯМИ.

-   Что  за  слова  дал  мудрец  жителям  царства?

-   Вместо  чего  их  можно  употреблять  в  речи.

-  Назовите  местоимения,  которые  вы  запомнили.

4.  Наши  путешествия  продолжается  и  следующая  передача Футбол.

  1  ряд  загадывает  загадку.

 2  ряд  отгадывает  и  называют  местоимения,  которые  там  встречались.

        И  на  оборот.

    3. ряд  жюри.

    Заключение.

    Чтение  по  учебнику  правило.

   

 5               Письмо  по  памяти.

Я,  ты,  он,  она –

Вместе  целая  страна

Вместе  дружная  семья.

В  слове  Мы сто  тысяч  Я.

( Подчеркнуть  местоимения ).

6  Следующая  передача.

«  Сама  себе  писатель»

    Лиса – хищное  животное. Лиса  поедает  мышей,  зайцев.  Иногда  лиса  таскает  кур  в  деревнях.  Главная  лисья  пища – лесные  мыши.  Лиса  питается  ими.  Этим  лиса  приносит  пользу.

 

   Физ.минутка.   Танец  утят.

 

8  Передача  «  Угадай  слово»

-  Послушайте  стихотворение

« Приключение  земного  листа»

   Надо  вставить  словосочетания  зеленый  лист  в  нужном  падеже.

  ( Запись  словосочетаний, с  указанием  падежа) .

9  Разминка.         

     

10. «Там – там  новости»       Упражнение 375

       Вставить   местоимения.  Запись  под  диктовку.   

        У  кого  гнездо  лучше  всех.             

        Самое  большое  гнездо  у  орла.  (Оно)  сделано  из  толстых  сучьев. Самое  маленькое  у  королька.  (Он)  сам  меньше  стрекозы, и дом  у  него  с  кулачок.  Самый  красивый  дом  у  пеночки. ( Она)  свила  гнёздышко  на  берёзовой  ветке,  убрала  его  лишайником.

 

11. « Пойми  меня»

      Словарная  работа.

1.  Ящичек  для  ручек, карандашей. (пенал)

 2.  Коллективная   поездка,  посещение  чего – нибудь (экскурсия)

3.Помещение, где  хранятся  и  выдаются  книги. (библиотека)

4.Машина, убирающая  пшеницу.(комбайн)

5. Годовой   кусточек

  Каждый  день  роняет  листочек,

    Год   пройдёт -

    Весь  лист  опадёт.  (календарь)

 

12. Последняя  передача  « Итоги»

       - Что  нового  узнали  на  уроке?

       -  Чем  местоимения  отличаются  от  существительных?

       Составьте  предложения,  чтобы  в  них  прозвучали  местоимения.

13.Домашнее  задание    Упражнение   374.

                                           

                         

               

                      

            

       

                

 

    

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

                

                       

             

        

                 

 

     

        

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по русскому языку по теме: "Понятие о местоимении" »

Открытый урок.

СШ № 4 Абайского района.

Предмет – русский язык


Учитель: Николаева Л. Л.


Тема: Понятие о местоимении.

Цель: 1. Познакомить учащихся с местоимением, как частью речи.

2. Развивать их осознание употребление в речи.

3. Формирование умения заменять имена существительные

местоимениями.

4. Воспитание эстетичности.



1. - Кому из вас ребята, не нравится смотреть телевизор?

- А какие передачи вы любите больше всего смотреть?

- Сегодня мы совершим с вами путешествие по телевизионным передачам.

2. 1 передача « Не каракули»

Каллиграфическая минутка.

Наурыз – праздник весны.

3. Следующая передача.

« Что, где, почему?»

Мы посмотрим сказку которая поможет вам понять тему нашего урока: Злая колдунья.

- В далекие времена в одном царстве государстве жили добрые и веселые люди. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал жила злая колдунья, которую все во круг раздражало. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям.

Колдунья – ( ударила своим волшебным посохом и прокричала).

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена, имена родителей, а родители имена детей.

- Вот теперь они не понимал друг друга обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости.

- Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство.

В нем к сожалению, уже царил беспорядок. Еще нечего не понимал они пытались объяснить случившиеся, но у них ничего не получалось. И наконец они догадались, что они забыли свои имена, названия всего что их окружало.

Но вот однажды это в царство попал добрый мудрец с длинной седой бородой.

Люди, удруженные бедой, бросились ему на встречу и поведав о своем горе, попросили:

Люди: Помоги нам добрый мудрец.

Мудрец: Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу.

- А пока я даю вам слова вместо названий и имен которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут указывать на лица или на предметы. Используя их вы сможете разговаривать. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я., если вас будет много скажите Мы. Обращаясь к кому либо; говорите Ты, а к нескольким людям – Вы. Рассказывая о ком – то или о чем – то, говорите Он, Она, Оно, если их много Они.

- А пока прощайте! Я иду к злой колдуньи за волшебными именами.

- Мудрец долго искал пещеру злой колдуньи. И наконец нашел.

Мудрец. Уважаемая колдунья верни пожалуйста имена жителей царства.

Колдунья - Хорошо, но с условием если вы отгадаете мои загадки:

1. Каким гребнем головы не расчешишся.

2. Какое небесное тело имеет два названия одно - мужского рода, и другое женского.


Пришлось колдуньи вернуть имена. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять их в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали! « В МЕСТОИМЕНИЯ», но затем буква В затерялась и слова стали называться МЕСТОИМЕНИЯМИ.

- Что за слова дал мудрец жителям царства?

- Вместо чего их можно употреблять в речи.

- Назовите местоимения, которые вы запомнили.

4. Наши путешествия продолжается и следующая передача

Футбол.

Эта игра. Условие игры.

1 ряд загадывает загадку.

2 ряд отгадывает и называют местоимения, которые там встречались.

И на оборот.

3. ряд жюри.

Заключение.

Чтение по учебнику правило.

Страница 163.

5 Письмо по памяти.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна

Вместе дружная семья.

В слове Мы сто тысяч Я.

( Подчеркнуть местоимения ).

6 Следующая передача.

« Сама себе писатель»

Лиса – хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев. Иногда лиса таскает кур в деревнях. Главная лисья пища – лесные мыши. Лиса питается ими. Этим лиса приносит пользу.


7 Есть интересная передача:

« Футбольное обозначение» - где показывают красивые голы, забитые футболистами, движение и сейчас тоже потанцуем.

Физ.минутка. Танец утят.


8 Передача « Угадай слово»

- Послушайте стихотворение

« Приключение земного листа»

Надо вставить словосочетания зеленый лист в нужном падеже.

Как – то раз с большого клена

Оторвался Лист зеленый ( И. п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету

Закружилась голова

У зеленого листа ( Д п)

Ветер нес и нес,

Бросил только по мосту

В тот же миг веселый нес

Шмыг – к зеленому листу ( Д.п )

Лапой – хвать Зеленый лист ( в п)

Давай поиграем

« НЕ хочу», - парашютист

Головой качает…

Ветер в миг с Листом земным ( Т. п )

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе земном ( П. п)

( Запись словосочетаний, с указанием падежа) .

9 Разминка.

10. «Там – там новости» Упражнение 375

Вставить местоимения. Запись под диктовку.

У кого гнездо лучше всех.

Самое большое гнездо у орла. (Оно) сделано из толстых сучьев. Самое маленькое у королька. (Он) сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. Самый красивый дом у пеночки. ( Она) свила гнёздышко на берёзовой ветке, убрала его лишайником.

11. « Пойми меня»

Словарная работа.

1. Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)

2. Коллективная поездка, посещение чего – нибудь (экскурсия)

3.Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)

4.Машина, убирающая пшеницу.(комбайн)

5. Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдёт -

Весь лист опадёт. (календарь)


12. Последняя передача « Итоги»

- Что нового узнали на уроке?

- Чем местоимения отличаются от существительных?

Составьте предложения, чтобы в них прозвучали местоимения.


Я о себе такого мнения

Огромна роль местоимения

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!


ОН, ОНА, ОНО.

Моё стихотворение

Про местоимения

Утром –

Так заведено

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идёт Оно

Розовой жар – птицей


А стемнеет - Он придёт

Тоненький

Смущённый –

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной


Срок прошёл – плывёт - Она

В пелене тумана

Круглолица и грустна

Будто несметна

Кто же он, оно, она?

Месяц, солнце и луна.


13.Домашнее задание Упражнение 374.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
разработка урока по русскому языку по теме: "Понятие о местоимении"

Автор: Николаева Лариса Львовна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок  русского языка в 4 классе на тему: "Роль местоимений в речи""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-miestoimienii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "308103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458498568"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок  русского языка в 4 классе на тему: "Роль местоимений в речи""
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-miestoimienii-v-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "308104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458498575"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему «Понятие о местоимении. Личные местоимения»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_v_3_klasse_na_temu_poniatie_o_mestoimenii_li"
    ["file_id"] => string(6) "525363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572720007"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока по теме "ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-po-tiemie-praktikum-tip-riechi-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "248538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446738617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства