Урок: русский язык
Тема урока:»Обобщение знаний об имени существительном»
Цели:упражнять в определении имён существительных;совер-
шенствовать умения образовывать имена существительные
от глаголов,выписывать из текста имена существительные,
выполнять разбор слов по составу.
Планируемые результаты: личностные-расширяют познава-
тельный интерес,учебные мотивы;
метапредметные:регулятивные-научатся понимать цель вы-
полняемых действий;познавательные-научатся группировать
слова,находить части речи;коммуникативные-научатся быть
терпимыми к другим мнениям;
предметные:научатся образовывать имена существительные
от др. частей речи,выписывать из текста им.существительные,
классифицировать слова и ставить к ним вопросы,изменять
существительные по числам,различать род.
Ход урока
I.Организационный момент.Сообщение темы урока.
II.Обобщение ЗУН.
Проблемная ситуация.
Ягода Илья
яблоко Юля
язык Анна
-Что объединяет I группу слов?
-Находим общие признаки.
I группа:словарные слова,существительные,неодушевлённые,
начинаются с гласной я,звуков больше,чем букв,ед.число.
Различия:род,кол-во букв.
II группа:имена собственные,существительные,одушевлённые,
все начинаются с гласной,ед.число.
Различия:имена девочек и мальчиков,орфограммы разные(ука-
зать).
-А что объединяет эти группы слов?
-Это существительные.
Вывод:существительные-это часть речи,обозначает предмет,
отвечает на вопросы кто?что?
Итак,тема урока им.существительные.
III.Чистописание.
1.Ввв Ва во ве вы
2.Варвара волшебник
3.Весной вывела медведица маленьких медвежат на прогулку.
-Объяснить все знакомые орфограммы.
-Найти однокоренные слова,выделить корень.
-Найти слово,в котором букв больше,чем звуков.
-Подчеркнуть грамматическую основу.
-Назвать части речи.
4.Индивидуальный опрос-4 чел-ка(в индивид.тетр.по карточкам-
разноуровнев.)
5.Словарный диктант.
Хоккей,трактор,адрес,библиотека,аптека,коллектив,ветеран,
Великая Отечественная война,День Победы.
6.Проверка.
7.Дополнительные вопросы (ученики)
8.Оценки за работу.
9.Упр-е в образовании им.существительных,отвечающих на
вопрос кто?,от существительных,отвечающих на вопрос что?
при помощи различных суффиксов.
Хоккей-хоккеист
трактор-тракторист
адрес-адресат
библиотека-библиотекарь
аптека-провизор,фармацевт.
-Эти новые два слова запишите в словарики.
-С помощью каких частей слова образовали им.существитель-
ные,отвечающие на вопрос кто?
-Что общего у им.существительных?
-Что они обозначают?(картинки)
10.Дополнительные вопросы.
11.Оценки за работу.
12.Вывод:одушевлённые им. существительные образуются
от неодушевлённых с помощью различных суффиксов.
13.Выборочный диктант.
-Задание:1в-выпис.им.сущ-е,отвечающие на вопрос кто?
2в-на вопрос что?
3в-выписать слова с корнем –лет-.
-Можно ли во мн.числе определить род им.сущ-х?
-Нет.
-Значит,им.сущ-е во мн.числе надо поставить в ед. число.
Первые вестники.
Скоро появятся первые перелётные птицы.Прилёт начинает-
ся с грачей.Это самые ранние весенние гости.Грачи прилетают в марте.Через неделю прилетают скворцы и жаворонки.Эти три птицы-первые вестники весны.
1в. кто? Птица,грач,гость,скворец,жаворонок,вестник.
2в.что? Прилёт,март,неделя,весна.
3в.Перелётные,прилёт,прилетают.
14.Дополнительные вопросы.
-Какие им.существительные бывают только во мн.числе?(ножни-
цы,ворота,очки,каникулы,клещи и др.)
-А какие им. существительные употребляются только в ед.числе?
(сметана,молоко,сахар,картофель,чистота,грусть,смелость и др.)
15.Оценки за работу.
16.Физминутка.
Топай, зайка,
Хлопай,зайка,
Приседай со мной,вставай-ка.
Руки вверх,вперёд,и вниз.
Улыбайся и садись.
IY.Работа по учебнику(упр.8).
1ряд 2ряд 3ряд
М.р. ж.р. ср.р.
Подъезд вьюга здоровье
Съезд метель(синон.) крыльцо
Разъезд шалунья веселье
Отъезд семья объяснение
Объём объявление
?гл.,?согл.,?букв,?зв. пальто
1.Самопроверка.
2.Упр-е в развитии речи.Работа по иллюстрации.Минисочинение.
(5-7предл.)
Загадка.
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый,темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка)
-Какое это животное?
-Где оно живёт?
Опорные слова:быстрая,шустрая,ловкая,пушистый,бусинки,
кисточки.
3.Запись в тетрадях.
4.Чтение 2-3 работ(тетради на край парты).
Y.Рефлексия деятельности.
-На какие вопросы отвечают им.сущ-е?
-Что обозначают им. сущ-е?
-Запомните стихотворение об им.сущ-м:
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто?и что?-вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла,это книжка,
Это кошка,это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно,занятно.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
YI.Домашнее задание:упр.9,10 словарных слов.