Просмотр содержимого документа
«Технология 2 класс Школа 21 века»
Учебно-тематическое планирование
Тема раздела
№ урока
Тема урока
Характеристика деятельности учащегося
Как человек учился мастерству
Природа и человек. Освоение природы
Использовать природные материалы в повседневной жизни человека, о технологиях обработки природных материалов. Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения
Как родились ремесла. Как работали ремесленники-мастера
Соотносить процесс и результат труда с использованием зрительных опор и аналогий.
Каждому изделию — свой материал
Применять приобретенные знания и умения при изготовлении изделий из разных материалов
Разные материалы — разные свойства
Делать простейшие обобщения
Каждому делу — свои инструменты. Познакомимся с инструментами
Делать простейшие обобщения и выводы
От замысла — к изделию
Делать простейшие обобщения
Выбираем конструкцию изделия
Делать простейшие обобщения
Что такое композиция
Делать простейшие обобщения
Симметрично и несимметрично
Делать простейшие обобщения
Разметка деталей.
Подбирать изделия по заданным условиям
Отделение детали от заготовки.
Подбирать изделия по заданным условиям; различать однодетальные и многодетальные изделия
Различать материалы и инструменты по их назначению; готовить место
Учимся читать чертеж и выполнять разметку
Читать простейший чертеж
Разметка прямоугольника от двух прямых углов
Различать материалы и инструменты по их назначению; готовить рабочее место
Разметка прямоугольника от одного прямого угла
Применять освоенные умения в жизненной ситуации
Что умеют угольники
Наблюдать, сравнивать, делать обобщения; проводить исследование
Разметка прямоугольника с помощью угольника
Работать с угольником
Как разметить круглую деталь
Работать с опорой на инструкционную карту
Как человек научился делать одежду
Как появились натуральные ткани
Проводить самостоятельные исследования; классифицировать свои наблюдения
Свойства и строение натуральных тканей.
Проводить самостоятельные исследования; классифицировать свои наблюдения
Технология изготовления швейных изделий
Выполнять различные стежки
Волшебные строчки
Выполнять вышивку аккуратно, ровно
Как человек учился выращивать сад и огород
Что любят и что не любят растения.
Поводить исследования и самостоятельные наблюдения
Что выращивают дома и возле дома
Классифицировать
Технология выращивания растений
Проводить исследования и самостоятельные наблюдения
Как размножаются растения
Проводить исследования и самостоятельные наблюдения
Инструменты растениевода.
Классифицировать инструменты
Особенности растений.
Различать материалы и инструменты по их назначению
Как человек придумал себе помощников – машины и механизмы
От телеги до машины
Классифицировать виды транспорта
Макеты и модели.
Использовать приобретенные знания в жизни в групповой работе, Отличать макет от модели
В воздухе и в космосе
Работать самостоятельно с помощь инструкционной карты.
3435
В водной стихии
Работать самостоятельно с помощь инструкционной карты; правильно классифицировать транспорт
2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Технология. Ступеньки к мастерству» Е.А. Лутцева (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009) и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Технология»
Цели обучения: -дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;
-создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Основные задачи:
научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни,
пользоваться различного рода источниками
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человекас природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
• использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно программе на изучение программного материала во 2 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Технология» отведено 1 час в неделю (35 часов).
Количество часов в год – 35 ч
Количество часов в I четверти -9 ч Количество часов в II четверти – 7 ч Количество часов в III четверти - 10 ч Количество часов в IV четверти - 9 ч
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
— о гармонии предметов и окружающей среды;
— профессиях мастеров родного края,
— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
— происхождение натуральных тканей и их виды;
— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
— читать простейшие чертежи (эскизы);
— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
— отличия макета от модели.
Уметь:
— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Содержание программы по технологии.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Требования к уровню подготовки
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):
— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
— о гармонии предметов и окружающей среды;
— профессиях мастеров родного края,
— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
— происхождение натуральных тканей и их виды;
— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
— читать простейшие чертежи (эскизы);
— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование Знать:
— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
— отличия макета от модели. Уметь:
— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.