kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Приемы ТРКМ:  «Верите ли вы…», «Бортовой журнал», «Концептуальная таблица»

Тема урока "Земля в космосе"

Цель урока: 

Формировать представление о Солнечной системе. Формировать умение различать понятия: «звёзды», «планеты».

Создание условий для формирования УУД обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных

Основные термины, понятия: звезды, планеты

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование и инструментарий:А.А. Вахрушев "Окружающий мир", рабочая тетрадь, презентация  Power Point, рисунки для составления схемы солнечной системы, стакан - рис 2 шт., горох – 2 шт., пшено 1 шт., фасоль 2шт., ракушки 2 шт., листочки для парной и групповой работы, интерактивный тест по теме «Планеты солнечной системы».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе »

Технологическая карта урока

Учитель: Осипова Ольга Николаевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37»

Учебный предмет

Окружающий мир (ОС «Школа 2100»)

Класс

2

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

ТРКМ. Приемы: «Верите ли вы…», «Бортовой журнал», «Концептуальная таблица»

Тема урока

Земля в космосе

Цель урока

Формировать представление о Солнечной системе. Формировать умение различать понятия: «звёзды», «планеты».

Создание условий для формирования УУД обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных

Основные термины, понятия

Звезды, планеты

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование и инструментарий

А.А. Вахрушев Окружающий мир

Рабочая тетрадь

Презентация Power Point

Рисунки для составления схемы солнечной системы

Стакан - рис 2 шт., горох – 2 шт., пшено 1 шт., фасоль 2шт., ракушки 2 шт.

Листочки для парной и групповой работы

Тест по теме «Планеты солнечной системы»




Ход урока:

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

Личностные, метапредметные

Фаза «Вызов»

1.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализация требований к обучающимся со стороны учебной деятельности;

-создание условий лля возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори все четко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.


- Что мы сейчас проговорили?

-Для чего нам нужно соблюдать эти правила?


-Прочитайте девиз нашего урока.



-Значит мы сегодня на уроке ….

-А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги?

Проговаривают стихотворение













-Правила поведения на уроке.

-Чтобы не терять время. Чтобы все запланированное сделать.

- «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».


- Открываем новое знание.

Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новое знание; применяем новое знание

Характеризовать различия звезд и планет

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные результаты)










Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

2.Формулирование темы урока, постановка целей.

Цели:

- Создание ситуации, в которой обучающиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие их вопросы и определить: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.


Прием «Верите ли вы…»

-У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то «?»


1.Что Земля вращается вокруг своей оси?

2.Что звезды очень маленькие?

3.Что Солнце и звезды можно увидеть одновременно?

4.Что можно подлететь к Солнцу?

5.Что планеты не светятся сами?

6.Что планета Земля является частью космоса?


-Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор?

-Почему?

-Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

-Сформулируйте тему урока (слайд 1)


-Ребята, как вы думаете, что нам поможет оказаться в космосе?

-Прошу всех надеть воображаемые скафандры космонавтов. Пристегнуть ремни. Наш учебник будет служить нам космическим путеводителем, а также как и настоящие космонавты, мы будем заполнять бортовой журнал.

- Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох.

-Посмотрите, мы с вами оказались в космосе. (Слайд 2)



- Что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы)

- Перед вами лежит «Бортовой журнал».

- В первой колонке запишите, что вы знаете по теме.

- Какие записи вы сделали?

Даёт возможность зачитать записи желающим ученикам.




- А раз мы сегодня открываем новое знание, то какую цель мы поставим?

Дети в парах обсуждают и заполняют таблицу (приложение 1).






























Да, есть

Потому что мы еще не все знаем





Земля в космосе

Воображение













































Заполняют самостоятельно колонку «Что мне известно по данной теме?» в своём «Бортовом журнале». (Приложение 2).

Примерные записи:

1.В космосе есть звёзды, созвездия, планеты.

2. Земля – планета.

- Узнать новое про нашу планету Земля.


Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД)

Умение работать в паре и в группах.(коммуникативные УУД)











































































Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД)













Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД)

Фаза «Осмысление»

3.Открытие нового знания

Цель:

-организовать поиск решения учебной проблемы


























































































- Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….)

-Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.

-Возьмите в руки круг.

-Поставьте его перед глазами. Что видим?

-Начинайте медленно его отдалять от глаз.

-Что происходит с кругом?

-Какой можно сделать вывод?

- Прочитайте статьи на стр. 36-37.

- Поставьте «+» в «Бортовом журнале», если ваши знания в первой колонке совпали с записями в тексте, «-» если не совпали.

- Чьи знания совпали с прочитанным в тексте, поднимите руку.

- Что нового вы узнали из прочитанного, запишите во вторую колонку «Бортового журнала».

-Солнце от Земли очень далеко. Так далеко, что до Земли доходит только маленькая часть его тепла.

-Такое расстояние трудно представить, так как на нашей планете нет таких расстояний.

-Но мы все-таки попробуем представить это расстояние.

-Одно и то же расстояние можно преодолеть за разное время.(слайд 3)


ФИЗМИНУТКА (звучит музыка),

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.





-Продолжаем работать с нашим космическим путеводителем, прочитайте текст на стр.38-39




-Для того чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составим модель Солнечной системы:

-Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.

Солнце - мяч (10 см), тогда

1.Меркурий - пшено

2.Венера - рис

3.Земля - рис

4.Марс - горох

5.Юпитер - ракушка

6.Сатурн - ракушка

7.Уран - фасоль

8.Нептун - фасоль

9.Плутон – горох

(слайд 4)


- Назовите планеты гиганты?


- Назовите самую маленькую планету?


-С какими понятиями мы встретились при чтении статей?


Приём «Концептуальная таблица»


- В чём их различие? Попробуем отразить различия в таблице (Приложение 3).

- Используя статьи учебника на стр. 36-38, обсудите в группе и заполните таблицу.

- Итак, что у вас получилось?









Дети берут круги, ставят близко перед глазами. Затем медленно отдаляют от глаз.









(Он уменьшается)



Вывод: Чем дальше находится предмет, тем он кажется меньше.











Желающие ученики зачитывают записи.




























Дети выполняют движения:


Руки вверх, в стороны вниз

потянулись руки вверх

руки в кулачки сжимать

Руки перед глазами

ноги вместе, руки вверх, покачаться

наклон вниз, руки машут тик-так

присесть руки вперед

Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться

руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх








Продолжают заполнять «Бортовые журналы».

Желающие ученики зачитывают записи.


Ученик на доске выкладывает планеты Солнечной системы.



Остальные дети работают в паре.



















Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун


Меркурий



- Звёзды, планеты.



Групповая работа

(приложение 3)











Представление результатов работы групп.










Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт (познавательные УУД)















Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД)









































































Умение работать в паре и в группах (коммуникативные УУД)


























Умение работать в паре и в группах. (коммуникативные УУД)



Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

 Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

(познавательные УУД)

4.Применение нового знания

Цели:

-организовать применение новых знаний;

-организовать выполнение самостоятельной работы;

-организовать самопроверку


-Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

-А чтобы знанья закрепить, заданья нужно выполнить. (Слайд5).



-Учащиеся разбиты на две группы: первая группа работает за компьютерами, вторая группа выполняет задание в рабочей тетради на стр.12-13



Фаза «Рефлексия»

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности


-Перед перемещением из космического пространства на Землю определим выполнение целей путешествия.

-Используя «Бортовой журнал» и памятку на доске, расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать (слайд 6)

Желающие высказываются по памятке

1. На уроке я узнал ….

2. Материал урока мне был (понятен, непонятен).

3. Я бы ещё хотел узнать…



Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

6.Домашнее задание

Цель:

-организовать выполнение домашнего задания

1. стр. 40-41

2. Творческое задание “Какой я вижу Солнечную систему”: сочинить рассказ, стих, нарисовать рисунок планет (слайд 7)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе

Автор: Осипова Ольга Николаевна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Использование технологии критического мышления  в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "107559"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403296864"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(98) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "110301"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405865076"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Использование технологии «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе». "
    ["seo_title"] => string(124) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "207830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430660682"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-vypolniennogho-v-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "200776"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428918539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства