Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по предмету русский язык на тему: "Строчная и заглавная буквы Шш"»
О.Г Домнина, учитель
начальных классов
МБОУ «Школа№49»
г. Казани
Конспект урока обучение грамоте «Строчная и заглавная буквы Шш»
(Программа УМК «Перспектива»)
Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формируем умение:
- извлекать информацию из иллюстраций, текстов,
- представлять информацию в виде схемы,
- выявлять сущность, особенности объектов,
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД: формируем умение:
- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
-прогнозировать предстоящую работу (составлять план),
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: формируем умение:
- слушать и понимать речь других,
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,
- участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.
Личностные УУД: формируем умение:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: рисунок Шапокляк, предметные картинки, модели звуков, рисунок «На что похожа буква», образец написания буквы и слогов.
-К нам торопится одна гостья (на доску прикрепляется картинка Шапокляк)
-Узнали? Вот эта героиня у нас в гостях. Но пришла она не одна. Посмотрите, (на доске: рисунок Шапокляк, звуковичок с восклицательным знаком)
- Сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых знаний, так как звуковичок не одет, на нём нет буквы.
- Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)
-Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.
- Давайте же узнаем, чем новый звук отличается от других звуков?
2) Дыхательная гимнастика.
-Какой звук будем «открывать», узнаете из языковой разминки.
Завели машину (вдох)
Ш-ш-ш (выдох)
Накачали шину (вдох)
Ш-ш-ш (выдох)
Улыбнулись веселей и поехали быстрей (вдох)
Ш-ш-ш-ш-ш (выдох)
3) Подведение к формулированию темы.
- Знакомы ли мы с таким звуком?
- Скажите, какая у нас сегодня тема урока? (звук [ш], буква ш.)
- Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?
дети ставят задачи, учитель прикрепляет на доске кружочки.
1) узнать про новый звук и новую букву;
2) научиться писать новую букву;
3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.
3. «Открытие» нового знания
1) Знакомство с новым звуком.
- Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? (он согласный, при произношении встречает преграду)
- Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой)
- Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (Глухой, имеется звонкая пара Ж)
- Надеваем чёрную шляпку на звуковичка (учитель прикрепляет на доске).
- Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)
-Шапокляк приготовила для вас задание.
Работа по рядам: составьте звуковую схему слов: ушки, шары, шаги
(3 человека работают у доски)
- Дайте характеристику нового звука ([ш] – твёрдый)
- Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Что мы можем сделать с башмачком? (раскрасить в синий цвет башмачок)
- Может быть, в других словах этот звук произноситься мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произноситься, твёрдо или мягко?
Учитель читает стихотворение
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
-Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].
Звук [ш] всегда твёрдый
(одеваем второй синий башмачок)
- Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый)
- Давайте произнесём слова с новым звуком, выделяя его, потянем. Шуба, шапка, шляпа, шар, Шли однажды на базар)
- Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране.
Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.
2) Знакомство с печатной буквой ш.
-Звук [ш] обозначается буквой ш.
показ печатной буквы ш.
-Что напоминает вам эта буква?
рисунок «На что похожа буква ш?» (параходик)
3) Знакомство с письменной строчной буквой ш.
- Наша следующая задача – научиться писать строчную букву ш и Ш заглавную.
- Открываем пропись
- Глазки на доску. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?
-Я напишу эту букву под счёт: раз – и – два – и – три – и (показ на доске)
-Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (одинаковое)
Дети пишут под счёт сначала элементы буквы, потом сами буквы.
самостоятельная работа: Шш;
Физкульминутка
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте)
Игра «Кто самый внимательный?»
В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся, если будет ловушка – хлопаем в ладоши.
-Шапокляк всегда ставила героев в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв
шшк
-Между этими буквами нужно вставить гласные. Какие слова могут получиться? (шашка, шашки, шишка, шишки)
-Чему мы хотели научиться?
-Нам это удалось?
-У кого были затруднения? Какие?
-Давайте Шапокляк преподнесём подарок. А какой, отгадайте:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … ШАРЫ
-Почему именно этот предмет мы дарим?
-Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, на полях прописи нарисуйте зелёный кружочек, если были трудности, но вы с ними справились – синий кружочек, если было трудно и нужно будет ещё раз вернуться – нарисуйте красный шарик.